Имманентные законы информации

Имманентные законы информации

Сила тяготения существовала до Ньютона. Все люди на земле хорошо её чувствовали, но не могли сформулировать, в чём дело. Точно так же существуют объективные законы информации, которые работают вне зависимости от нашего желания. Попытки идти против этих законов кончаются столь же болезненно, как полёт Икара.

Я не Ньютон, и сформулировать эти законы не могу, но некоторые мысли по этому поводу изложить хочется. Заранее прошу прощения у эрудитов за то, что буду использовать свою терминологию, поскольку в разных источниках одни и те же вещи называются по-разному.

Информация – это природное явление, и она существует всегда и везде. Каждый человек воспринимает информацию, генерирует новую и передаёт её другим людям. Можно сказать, что существуют информационные узлы, которые получают информацию извне, обрабатывают её, генерируя новую информацию, при надобности хранят какую-то её часть и, наконец, передают какую-то часть полученной или сгенерированной информации другим узлам.

Получение и передача информации имеют не одномоментный, а постоянный характер, поэтому нужно говорить об информационных каналах между информационными узлами. Информационный канал – это канал передачи информации между двумя определёнными информационными узлами.

Информационными узлами могут быть не только люди, но и животные, компьютерные программы, системы, организации, приборы и так далее. Мы находимся в рамках глобальной информационной системы, в которой постоянно возникают и исчезают информационные узлы, постоянно образуются и удаляются информационные каналы между узлами. Сами узлы в свою очередь могут рассматриваться как самостоятельные информационные системы со своими подузлами и каналами между ними.

Кстати, важным частным случаем передаваемой информации являются управляющие сигналы в системах управления. Вообще, большинство информационно-управляющих систем создаются с целью улучшения качества управления, которое в приведённой схеме должно пониматься как качество информации в управляющих сигналах.

Каждый узел воспринимает полученную через свои входные каналы информацию в соответствии со своими свойствами. Например, человек не воспринимает ультразвук, но воспринимает цвет, а летучие мыши – ровно наоборот, воспринимают ультразвук, но плохо видят.

При переработке информации внутри узла, его свойства так же играют существенную роль. Плохо написанная компьютерная программа может неправильно вычислять по формуле. Человеку свойственно понимать чужие слова в меру своей испорченности, и так далее.

Хранение полученной или сгенерированной самим узлом информации упирается в объёмы доступной памяти, способы хранения и поиска и, таким образом, тоже зависит от свойств узла.

Наконец, передача информации другим узлам диктуется доступными каналами передачи, и, в случае людей или человеческих коллективов, их интересами.

Из этого перечисления видно, что информационный узел с необходимостью искажает информацию. Что-то не воспринимается, что-то забывается, что-то неправильно домысливается, а где-то имеет место намеренное искажение информации вследствие интересов узла. В некоторые каналы нет никакого желания посылать достоверную информацию, а в некоторые – принципиально нет такой возможности. Таким образом, можно говорить о качестве информационного канала как коэффициенте искажения информации в этом канале.

Другим важным свойством информационного канала является скорость передачи информации. Она существенно зависит от физического свойства канала, по которому передается канал.

Кроме того, в случае, когда принимающий узел – человек, большую роль играет способ представления информации, грубо говоря, ее понятность. Известно, что графики воспринимаются человеком лучше, чем последовательность чисел. Следует отличать способ представления информации (как передается одна и та же информация либо как график, либо как последовательность чисел) и передачу различной информации об одной сущности (выборочные показатели).

Прогресс постоянно идет по пути организации новых информационных каналов с целью ускорения передачи информации и повышения ее качества. Однако, следует помнить, что важнейшими узлами в информационных системах были и остаются люди, имеющие свои ограничения, недостатки и интересы. Есть известная формула информационных систем – «Мусор на входе – мусор на выходе». Если люди по каким-то причинам генерируют некачественную информацию, то никакие средства передачи и обработки информации не сделают ее верной, и управляющие сигналы, сгенерированные на базе этой информации, будут неэффективными.

Это, увы, не значит, что управляющие сигналы, сгенерированные на базе качественной информации, будут эффективными, потому что какое-то искажение всё равно имеет место, в том числе и в узле, генерирующем управляющий сигнал. Переводя на бытовой язык: если начальник дурак, то честные подчиненные дело не поправят.

К этому стоит добавить, что некоторые информационные каналы по определению не могут иметь высокого качества. К таким каналам относятся, например, вертикальные каналы, а именно каналы между начальником и подчинённым. Это порождает проблемы управления большими коллективами.

Есть много разных наук в разных областях человеческого знания, рассматривающих построение информационных систем как организацию структуры каналов. Кроме очевидных проблем информационных технологий – топологии компьютерных сетей, организации систем связи и так далее, есть и гуманитарная ветвь – теория организационного управления, политология и другие.

Всюду стоит одна и та же задача: как построить эффективную информационную систему, имея заданный набор информационных узлов или ограниченый выбор из узлов определённых типов. Какие узлы выбрать, как связать их каналами для эффективного управления этой системой. Решается эта задача с учётом скорости и качества каналов.  

Если строить систему управления коллективом людей на основе горизонтальных информационных каналов, то есть, имея небольшое число уровней управления, высшее управляющее звено будет иметь слишком много входящих каналов и не будет успевать с ними работать. А если их строить по принципу вертикали, то есть с большим числом уровней, то по дороге к высшему управляющему звену информация –исказится до неузнаваемости. В этом контексте «властная вертикаль» – гарантия неэффективных решений.

Мне было очень интересно наблюдать, как управление большими ИТ-компаниями в США в 90-е годы с ростом компаний стремительно приближалось к схемам управления в СССР. Апофеозом стала реформа корпорации Apple Computer, проведенная Джоном Скалли. Это до боли напомнило роль Евстигнеева в фильме «Берегись автомобиля».

Интересна теория А. Левенчука, что управленцев надо учить сначала программированию, как способу организации информационных систем, а потом уже переходить к методам организации человеческих коллективов.

Эта статья 2008 г. из неопубликованного была недописана автором, но мы полагаем, что она будет интересна всем, кто интересуется работами Михаила Донского.
Совет музея благодарит Михаила Блинкина, друга Михаила со студенческих лет, за предоставленные тексты.

Об авторе: российский учёный, программист и предприниматель, один из создателей шахматной программы «Каисса» — первого чемпиона мира среди шахматных программ (1974), создатель ИТ-компании «ДИСКо»

Совет музея благодарит Михаила Блинкина за предоставленные тексты неопубликованных ранее очерков Михаила Донского.


17 января 2019