Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → Материалы музея с 2013 по 2016 год  → Документы и публикации  → Материалы конференций  → Материалы Международной конференции Sorucom-2014  → Социальные сети: возможности, недостатки, преимущества

Социальные сети: возможности, недостатки, преимущества

В настоящее время социальные сети очень популярны среди пользователей Интернет. В большинстве своем они очень однообразны и поэтому раздражают многих пользователей, но в то же время очень «затягивают». Пребывание многих пользователей на сайтах типа «Facebook», «ВКонтакте» или «Одноклассники» значительно выше времени пребывания на других сайтах.

Характерными особенностями социальной сети являются:

В большинстве социальных сетей пользователи объединяются по степени родства, дружбы и реже по деловым и рабочим связям. Такая сеть, как Linkedln, специально создана для делового и профессионального общения, но в основном освещает проблемы карьерного роста и продвигает продукты и услуги различных фирм. Установить контакты с новыми пользователями по производственным, научным интересам довольно сложно.

Другая проблема: как оградить себя от лишних контактов, сообщений; сократить время на просмотр, изучение неинтересных сообщений.

Рассмотрим, как решаются и как можно решить эти проблемы для таких категорий пользователей, как преподаватель и студент.

Сначала рассмотрим эту проблему с позиций преподавателей вуза. Поисковики Интернета помогут найти такие сети, но первое знакомство с ними вас разочарует.

Социальная сеть работников образования «Наша сеть» (nsportal.ru/) ориентирована на воспитателей и учителей школ. Сеть учителей и работников образования (imteacher.ru/) тоже ограничивается только интересами учителей и воспитателей. Кроме того, последние новости на сайте датированы январем 2013 (это на дату просмотра март 2014), таким образом, сайт в течение года не поддерживался.

Остановимся еще на одной сети: «Социальная сеть для студентов и преподавателей toStudents.ru». Группы, которые там созданы, содержат по 1–6 человек и посещались пользователями 6 месяцев назад относительно даты просмотра. Это первые три позиции, на которые указал поисковик.

Приятное впечатление произвел «Портал профессионального образования Чеченской республики». Его можно назвать мини-сетью для общения преподавателей этой республики. Преподаватели и, что больше всего впечатляет, директора учреждений поддерживают свои блоги. Отражаются пятерки самых активных по рейтингу директоров, преподавателей, студентов, создаются методические объединения (клубы) по интересам. Приятно, что это все работает.

Хотелось бы особо отметить активность преподавателей в удаленных от центра России городах: Грозный, Иркутск, Магадан – они проводят интернет конференции, форумы, обмениваются информацией на порталах. К сожалению, других таких находок в Интернет не обнаружено.

Общение в научных сферах преподаватели реализуют участием в конференциях, но они проводятся не чаще, чем один раз в год. Научные контакты, которые завязались во время конференции, не всегда удается поддерживать путем переписки. А интерес к публикациям, разработкам коллег остается. Ситуация усложняется тем, что у преподавателей может быть несколько научных интересов. В этом случае могли бы помочь профессиональные социальные сети, где можно было бы обсуждать общие проблемы, решать задачи, повышая квалификацию и совершенствуя компетентность в своей профессиональной деятельности. Потребность преподавателя в общении, пожалуй, можно реализовать только в сфере электронного обучения.

Очень интересный и полезный сайт «e-Learning PRO. Ассоциация e-Learning специалистов». Можно войти в эту ассоциацию, чтобы просматривать некоторые материалы ее участников. Кроме того, организаторы ассоциации проводят вебинары и публикуют отчеты, выкладывают видео с конференций, саммита на которые вы не попали.

В сфере своих профессионально-педагогических интересов я тоже пользуюсь сайтами профессиональных деятелей, которые делятся своими публикациями и презентациями. Но их круг практически не расширяется.

Что касается социальных сетей для студентов, то они практически отсутствуют. Молодежь, в том числе и студенты, предпочитают общаться в «ВКонтакте». Обычно они объединяются по таким интересам как: музыка, кино, путешествия, автомобили и т.п. В настоящее время круг сетей по интересам расширяется, но пользователи не покидают выбранные сети. Студент-пользователь «ВКонтакте» имеет от 100 до 1000 друзей, возможно, и больше. Среди друзей есть одногруппники и студенты других курсов. Поэтому «ВКонтакте» они выкладывают учебные материалы, задания, расписания и другую информацию по учебному процессу, даже сотрудники деканата общаются со студентами через эту сеть.

Но такие сети отнюдь не способствуют улучшению качества и эффективности обучения. Студент заходит в сеть на 5 минут, чтобы скачать задание, посмотреть расписание и отвлекается на сообщения своих друзей, начинает просматривать размещенные фотографии, видеоклипы и т.п. Даже если он приступает к выполнению заданий, то не выходит из Интернет, оставляет открытой закладку «ВКонтакте», кроме того, открыт «Skype», возможно, закладка электронной почты. И тут начинаются проблемы, о которых говорит Николас Карр и другие авторы в своих публикациях [1–3]. Пользователи, и не только студенты, во время работы реагируют на новые сообщения, обновления, заглядывают в электронную почту. Все это отвлекает от работы, а иногда и просто вытесняет все дела, которые были самыми важными несколько минут назад. Переключение с одной задачи на другую мешает осмыслению и запоминанию информации.

В 2008 году журналист Николас Карр выпустил своё резонансное эссе «Google делает нас глупее?» [1]. Это была первая попытка доступно объяснить, как Интернет влияет на память, внимание, мышление, восприятие себя и мира вокруг. Выводы Карра далеки от оптимизма, стоит просто посмотреть на обложку. В 2012 году вышла другая книга, в которой он углубляет и развивает свои высказывания [2].

Интернет дает возможность обратиться к источнику информации практически повсеместно и мгновенно. Пользователь просматривает большое количество разрозненной информации, которую он одолжен успеть и суметь обработать. Но «наш мозг не успевает за развитием технологий – он вынужден противостоять постоянно увеличивающейся информационной нагрузке, которая влечёт за собой физиологические изменения и затрагивает внимание, мышление, память, эффективность работы и многое другое» [3].

Мозг умеет подстраиваться и деформироваться под влиянием задач, которые он решает. Итак, не только человек влияет на средства передачи информации, но и средства информации влияют на нас, наш мозг. Мозг начинает подстраиваться под ситуацию, происходит увеличение функций мозга, но специалисты утверждают, что прирост одних функций мозга означает ослабевание других. Таким образом, пристрастие к социальным сетям может навредить продуктивности, мышлению, вниманию и воображению.

Но не стоит из одной крайности впадать в другую. Поэтому к публикациям Николаса Карра надо подойти осмысленно и сделать соответствующие выводы: заменить виртуальное общение реальным, во время работы

выключать «Skype», выходить из социальных сетей, ограничивать свое информационное потребление.

Чтобы ограничить влияние социальных сетей, необходимо переходить от общих социальных сетей к профессиональным.

Какие сети нужны преподавателям? Вот несколько требований:

Студенты, возможно не все, тоже заинтересованы в профессиональной направленности социальной сети:

Такие сети могут быть созданы в электронных образовательных системах, используемых для управления учебным процессом вуза. Электронная образовательная среда в КНИТУ-КАИ реализована на платформе BlackBoard. Зарегистрированные пользователи автоматически могут объединяться в пространства, которые организованы разработчиками платформы, по следующим категориям:

Нами созданы пространства по проблемам электронного образования в КНИТУ-КАИ для преподавателей и студентов. Большинство преподавателей пока инертны. Для меня же, как преподавателя, большой интерес представляет общение с зарубежными и российскими преподавателями, знакомство с их учебно-методическими материалами.

Студенты более активны в созданном пространстве: обмениваются найденными материалами, обсуждают задания, курсовые и другие мероприятия текущего и итогового контроля. Это настораживает многих преподавателей, особенно общение со студентами старших курсов, так как преподаватели опасаются, что студенты смогу позаимствовать у старшекурсников выполненные задания. Проблема решается путем разнообразия контрольных материалов, тем курсовых работ и проектов, форм проведения контрольных материалов. Особенно хочется отметить возможность студентов участвовать в международных проектах, разработках по направлениям обучения.

Таким образом, социальные сети в электронной образовательной среде КНИТУ-КАИ – прекрасный инструмент для повышения компетентности, как преподавателей так и студентов.

Платформа Moodle тоже позволяет создавать социальные сети вуза. Но для их реализации необходимы соответствующие плагины и, как минимум, администратор сети. В настоящее время многие вузы используют Moodle для создания электронных образовательных сред, и специалисты, которые поддерживают их функционирование, смогут реализовать социальную сеть вуза, а в дальнейшем и межвузовскую сеть.

Список литературы

  1. Nicolas Carr. Is Google Making Us Stupid? [Электр. ресурс]. URL: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/is-google-making-us-stupid/306868/ (дата обращения20.02.14).
  2. Николас Карр. Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами. М.: BestBusinessBooks, 2012. [3] Павперов А. Сайт редакции LOOK AT ME. [Электр. ресурс].- URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/interweb/198777-internet (дата обращения20.02.14).
  3. Павперов А. Сайт редакции LOOK AT ME. [Электр. ресурс].- URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/interweb/198777-internet (дата обращения20.02.14).

Об авторе: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ Казань, Россия
ludmilasis@mail.ru
Материалы международной конференции Sorucom 2014 (13-17 октября 2014)
Помещена в музей с разрешения авторов 31 Октября 2014

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2017