Развитие вычислительной техники, информационных технологий и их влияние на характер коммуникативных процессов в образовании

Развитие вычислительной техники, информационных технологий и их влияние на характер коммуникативных процессов в образовании

1. Введение

В 2015 г. будет отмечено 70-летие официального появления первой ЭВМ. В историческом масштабе - удивительно малый срок для явления, столь сильно повлиявшего на самые разные стороны жизни всего человечества. Ведь коммуникация и начало культуры - ровесники человечества (здесь счет идет на многие тысячелетия, если не на миллионы лет); для культурологии, образования, науки - счет на тысячелетия; книгопечатанию (как своеобразному началу автоматизации процессов распространения знаний) - около 600 лет; А. С. Попов изобрел радио в 1895 г., около 120 лет назад; первой ЭВМ в нашей стране чуть больше 60 лет. Первые ЭВМ имели очень скромные технические характеристики (малое быстродействие и маленькая память - всего несколько Кбайт), были громоздкими и дорогостоящими, и рассчитаны были, в первую очередь, на военные применения.

Но энтузиасты уже «примеряли» их возможности к собственным задачам гражданского профиля - сначала для автоматизации производственных процессов [13], для автоматизации научных исследований, а затем и для образования, для коммуникаций для распространения знаний, представления и накопления информации в электронном виде. Об этом приходилось тогда только мечтать. Ведь объемы информации, требуемые здесь, на порядки превосходили возможности тогдашних ЭВМ:

Газета из 4-х страниц = 150 Кб.
Большая Советская Энциклопедия = 120 Мб.
Цветной телефильм продолжительностью 1,5 часа = 135 Гб.

Тема «ЭВМ и школа» велась под руководством А.П. Ершова в СО АН СССР с 1961 г. - кому, как не детям, мечтать и воплощать в будущем самые дерзкие идеи!

Перелом наступил, когда появилась микроэлектроника и миниатюрные интегральные схемы (ИС), производимые к тому же в большом количестве. По «закону Мура» число элементов на одной ИС каждые три года возрастает в 4 раза, и к началу 70-х годов стало возможным производить большие интегральные схемы и микропроцессоры. Именно с этого времени (около 40 лет назад) память объемом в Мегабайты стала доступна для массовых применений, а около 30 лет назад появились первые персональные компьютеры (ПК). Заметим здесь, что в СССР диалоговые вычислительные комплексы - ДВК - появились и начали массово выпускаться в 1981- 1982 гг., а в США теперешние «гегемоны», IBM-совместимые ПК, появились на рынке лишь в 1984 г. [13]. Сегодня ЭВМ имеют оперативную память от 512 Мбайт, а внешняя память измеряется не мегабайтами, а Терабайтами.

К концу 60-х-началу 70-х годов можно отнести использование каналов связи для соединения ЭВМ и создания вычислительных сетей. В середине 60-х годов под руководством В.М. Глушкова данные об эксперименте, проходившем в Атлантике, передавались по радиоканалу в Киев и обрабатывались на ПК «МИР». В университетах США по заказу военных была разработана компьютерная сеть ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network), которая в 1969 г. объединила научные учреждения, а затем ее начали использовать учёные из разных областей науки.

К этому же времени относится появление и начало использования Интернета как механизма для распространения информации на весь мир, а также средства для совместной работы и взаимодействия между пользователями и их компьютерами независимо от их географического местоположения. Его появление способствовало развитию новых информационных технологий. И эти технологии стали доступны для массового использования.

На неоднозначность и даже определенную опасность информационных процессов, получивших столь взрывное развитие, указывает К.К. Колин [12, 13, 14]. Ниже мы обсудим некоторые из упомянутых им гуманитарных проблем в части коммуникативных процессов и образования.

2. Коммуникативные процессы

Духовный и материальный прогресс человечества во многом определяет технология социальной коммуникации. Еще Г.М. Маклюэн в своих знаменитых работах «Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры», «Понимание медиа: Внешние расширения человека» сформулировал идею, согласно которой качественные сдвиги в истории человечества связаны с появлением новых технических средств общения и передачи информации. В его теории характер коммуникации и содержание имеющего место знания положены в основу выделения этапов исторического развития человечества.

Начиная с устного слова, появления письменности, наступления эпохи печати и, наконец, электронной эры, каждый более эффективный способ передачи информации видится как более прогрессивный. Основополагающими становятся коммуникационные каналы, которыми пользуется человечество, их тип и форма способны менять наше сознание. Использование любой технологии несет определенное сообщение аудитории. В зависимости от того, устное ли это высказывание, рукопись ли, напечатанный текст, радио или телепередача, передаваемая информация может иметь разное значение. Человек должен хорошо ориентировался в особенностях передачи информации, уметь расшифровывать, понимать смысл сообщения, учитывая возможный контекст и подтекст [9].

Идеи Маклюэна нашли отражение в современной концепции пяти информационных революций [11] и могут быть использованы для выделения этапов влияния господствующих способов коммуникации на развитие культуры и характер передачи информации в системе образования.

1 этап. Человечество большую часть своего существования использовало устную передачу информации, ограниченную рамками человеческой жизни. Она хранилась в традициях, обычаях, нормах обычного права. Искажение информации происходило незаметно для тех, кто ее передавал и принимал. Накопление было ограничено. Первобытное мышление было образным и чувственным, информация об окружающей действительности воспринималась, а точнее «переживалась» целостно, всем существом - мистически (пра-логически по Л. Леви-Брюлю).

2 этап. Появление письменности дало возможность более точного фиксирования и большие возможности накопления информации, фактически ограниченные только способностью индивидуума воспринимать и понимать. В этот период восприятие информации далеко от рационального, господствует мифологическое отношение к действительности. Мифологическое сознание представляет мир мифических сверхъестественных существ как источник знаний, правил и норм человеческих взаимоотношений. Накопление информации, совершенствование технологий маскируются под наставления предков, стараясь не менять изначальные образцы. Развивается система канонов - в производстве, в художественной деятельности. Передача профессиональных навыков опирается на родовые связи, профессии обучают по наследству, поэтому иногда в узкопрофессиональной среде ремесленники или художники достигали удивительных успехов в совершенствовании своего мастерства. Но в целом, жизнь и деятельность была закреплена традицией, нацеленной на неизменность, и развитие происходит медленно.

Изобретение алфавита (Месопотамия) вызвало настоящую революцию в характере социокультурной коммуникации. Дальнейшее совершенствование алфавита способствует распространению письменной коммуникации (Греция). Изменилась сама роль слова как носителя устной и письменной информации. Оно выступает не как воспроизводство традиции, а впервые становится Логосом, движущим началом, способным менять ситуацию и даже устанавливать новый порядок. Слово, как четкая передача информации, становится руководством к действию. Греческое образование стремится научить человека «владеть словом», чтобы доказывать свою разумность, участвуя в политике полиса, в управлении своим городом-государством и в многочисленных экспедициях. Была создана база для появления мышления, способного к теоретизированию. Более точное фиксирование мысли создает ментальную основу для абстрактного мышления, для появления знания (теоретического, не только практического) и для основанных на знаниях коммуникаций.

3 этап. Новый этап начинается с середины XVI в. Появление книгопечатания (галактика Гутенберга) во много раз увеличивает объемы накопления информации, постепенно она становится все более доступной и письменность утрачивает ореол сакральности. Книгопечатание способствовало развитию науки, ускоряло темпы накопления систематизированных по отраслям знаний, которые можно было тиражировать. Вырабатывается последовательное мышление, отражающее специфику построения письменного текста. Снижение стоимости книг и расширяющаяся сфера образования дали возможность все более широким слоям населения приобщиться к накопленным знаниям. Образование стало главным инструментом передачи информации, формирования личности, характерных особенностей мышления и восприятия действительности. Школа главным источником знания о мире делает не личный опыт, а учебник. В сознании человека формируется непротиворечивая картина мира, основанная на научной информации, которая позволяет образованному человеку видеть объективные связи и закономерности окружающего мира.

Создаются словари, справочники, издаются научные книги, становится возможным не всю информацию держать в голове, образование формирует навык обращаться к информации в необходимый момент.

Индустриальная цивилизация требует от населения определенного уровня грамотности, рациональности и утилитарности, сознание и цели деятельности человека становятся конкретными и прагматичными.

4 этап. В конце XIX в. Имеет место значительное изменение характера социокультурных коммуникаций и приобщение широких масс к научной информации. После изобретения электричества появление телеграфа, телефона, радио и телевидения позволило в больших объемах накапливать и передавать информацию. Прогресс средств связи и рыночная экономика превращают информацию в товар, продаваемый в массовом порядке, рождается индустриально-потребительское общество и начинается триумфальное шествие массовой культуры.

Сам человек из «венца творения» превратился в придаток машины, а творческий индивидуализм сменился торжеством безличных экономических, технологических и политических структур над человеческой личностью. Особенно наглядно это проявилось в сфере мышления, где индивидуальный интеллект начал уступать место различным формам подличностного (человек – элемент социальной машины, винтик) или надличностного (совокупного социального интеллекта, обладающего свойством менять качество в зависимости от типа своей организации) мышления. Процесс усложнения социальной машины привел к необходимости упрощения людей, живущих в техногенном обществе и выполняющих строго отведенные им функции. Для такого человека потребовалась технология формирования даже смысложизненньгх ориентаций, что с успехом и стала выполнять массовая культура.

Это время господства однонаправленной коммуникации – когда культура производится не массами, а для масс, производитель предлагает потребление информации в большей степени для удовольствия и для получения прибыли (использует наихудшие стороны человека-потребителя). Образование (тоже массовое) ставит задачу сформировать человека как часть социальной машины. Оно должно вести не к удовлетворению высоких духовных и интеллектуальных запросов, а к созданию хорошо налаженного, почти «машинного», производства людей индустриального общества.

Человеку навязываются жизненные стандарты. Система массовой культуры создает массового человека и служит ему, но, благодаря техническим средствам огромные массы людей смогли получить доступ к разного рода информации, культуре разных уровней сложности, в том числе и высокопрофессиональной, в мире у человека появился выбор. Если ранее во все времена человек рождался в определенной культуре, задающей его жизни жесткую внешнюю программу – судьбу, и вариантов у него не было, то теперь он не локализован в пределах одного способа жизни. Массовая культура толкает человека к выбору наиболее легких жизненных путей, и она же (особенно доступность образования, информации) стала тем фундаментом, который породил не имеющих аналогов по своим масштабам рост количества накопленной информации и взрыв развития технологий.

5 этап. Новый этап связан с появлением ЭВМ. Создание первой ЭВМ в 1945г. Стало только предвестником будущей трансформации культуры. Но уже в 60-е годы появляются первые попытки осмысления того, что может дать новый инструмент в гуманитарном плане. Ученым, обладающим даром комплексного видения проблемы, был Виктор Михайлович Глушков. Именно он одним из первых определил стратегическое направление в развитии электронно-вычислительной техники – построение разумной машины. Намечалась возможность не только машинного хранения и анализа информации, но и использования ЭВМ в культурном развитии. При проектировании таких машин как МИР-2 и МИР-3 была поставлена дерзкая задача – сделать машинный язык наиболее близким к человеческому. Их создание стало определенным шагом в сторону развития работ по искусственному интеллекту и рекордом для того времени в скорости выполнения аналитических преобразований. Можно только восхититься [8] постановкой в то время этой задачи, стоящей на современном этапе при переходе к информационному обществу, когда приоритетное развитие получают вычислительная техника и информационные технологии для увеличения интеллектуальных возможности человека.

Успехи школы Глушкова по интеллектуализации вычислительной техники еще не могли сказаться на социокультурной ситуации. Мышление и знания, полученные путем последовательного освоения информации, по-прежнему формируют в сознании человека связи между информацией из разных областей, не нарушая рациональную научную картину мира. Надо отметить, что советское техническое образование наилучшим образом справлялось с этой задачей.

6 этап. Конец 70-х-начало 80-х и до середины 90-х годов. С середины 70-х годов - «Рубикон перейден!» - нарастание по экспоненте привело к взрыву технических возможностей аппаратуры, появились БИСы (большие интегральные схемы) и микропроцессоры, возможность хранения и быстрой обработки больших объемов оцифрованной информации. С этого времени мы видим уже существенное воздействие достижений компьютерных технологий и средств массовой коммуникации на развитие культуры.

Система образования, нацеленная на усвоение человеком систематизированных знаний, навыков и умений, оказалась серьезно потеснена в деле воздействия на массовое сознание. В результате пробелы в знаниях восполняются неверной или неполной информацией, а транслируемые в глобальных масштабах через каналы СМИ ценности потребительства, достижения внешних результатов начинают трансформировать всю систему духовного производства вплоть до ориентирования на ложные или имитируемые цели.

Цифровые коммуникации становятся преобладающим средством коммуникации. На первый план выдвигается новая отрасль деятельности – информационная индустрия, создающая технические средства, методы, технологии для производства новых знаний. Объединение вычислительной техники с TV имеет громадные последствия – возникают интерактивные коммуникационные системы. Они нацеливаются уже не на массу, а на конкретную аудиторию, удовлетворяют более узкие запросы, что способствует сегментированию интересов и аудитории.

Теперь информационные технологии создают поведенческие модели, которые постоянно окружают человека и программируют его поведение.

Инновационный характер экономики привел к тому, что главным фактором социально-экономического развития становятся интеллектуальные и творческие возможности человека, созидающего новые реальности. Информационное общество позволяет человеку свободно выбирать способ жизни, определять свои ценности, интерпретировать смыслы.

Одномерный «экономический» человек индустриальной эпохи, ориентированный на удовлетворение материальных потребностей, должен уступить место «богатой индивидуальности», творческой личности информационного общества. Но пока образовательные и социальные технологии отстают от этих требований.

7 этап. Создание глобальных информационных компьютерных сетей. Развитие ВТ и ИТ породили пятую информационную революцию. С середины 90-ых годов Интернет стал превращаться во «Всемирную паутину», доступную рядовым пользователям без каких-либо специфических знаний. Сегодня Интернет есть у каждого третьего жителя планеты и уже открыл им доступ к образованию и базам данных.

Надо отметить, что интернет не заменяет полностью, а создает новые типы информационных связей, сосуществует с TV, телефонией и др. Такую систему коммуникаций характеризует:

  1. интерактивность;
  2. постоянное увеличение каналов передачи информации и их не подконтрольность;
  3. слияние разных видов сообщений из всех возможных видов и проявлений культуры;
  4. случайное смешивание смыслов, культурных кодов и коннотаций;
  5. культурная дифференциация пользователей, формирование сетевых сообществ;
  6. проблемы понимания, глобальная инфосфера транслирует единую информацию, которая может осознаваться принципиально различным образом в различных сообществах.

Все это создает очень сложный символический контекст, требующий развитых навыков дешифровки культурных кодов, что под силу только очень развитому интеллекту.

Но современный человек, становясь субъектом информационных процессов, оказываясь в ситуации неопределенности, необходимости свободного выбора смыслов, интерпретаций, миропонимания и жизненной стратегии ощущает ее как дискомфортную, поскольку теряет укорененность в культуре. Жесткие рамки культурного принуждения, дававшего спокойствие и четкие смысложизненные ориентиры, ушли в прошлое. В потоке обрушивающихся смыслов и интерпретаций им болезненно ощущаются пределы компетенции, неспособность достигнуть такой степени миропонимания, которая давала бы комфортный уровень объяснения действительности. Сегодня мы не имеем жесткого предела в выборе способа жизни, и это становится проблемой, поскольку человек не готов к такой свободе и ответственности за свой выбор. Становление же сетевых вариантов культуры, которые Г. Маклюэн образно назвал новыми «племенными» отношениями, поскольку они ограничиваются только узким интересом «сетевой деревни», в условиях личностной неопределенности индивида может привести к упрощению личности, к почти средневековому урезанию его картины мира, к страху чужого, непонятного и усилению конфликтности в глобализирующемся мире.

Сегодня, фантастический прогресс в деле хранения и передачи информации позволяет все связи, объединяющие имеющиеся знания о мире, окончательно отдать машине. В этом случае, человек с трудом представляет себе как получена информация, имея только конечный результат, и не может адекватно оценить ее качество. Для потребителя информации это означает опасность возрождения чувственного, образного мышления, поскольку для ее получения не задействованы логические рациональные способы абстрактного мышления. Знание предстает в готовом виде в чувственных формах аудио - визуального характера.

В итоге, молодые люди 12-24 лет («цифровые аборигены», по выражению К. Колина [5]), выросшие в информационных технологиях, но получающих образование, существующее в прежней, линейной, технократической модели развития общества, без учета эмоционально чувственной стороны, не стремятся к поиску неких реальных изначальных смыслов.

Кроме того, в условиях, когда коммуникативная среда неподконтрольна, существуют широчайшие возможности для манипулирования человеческим сознанием. Отсюда - надвигающаяся катастрофа, причина которой в игнорировании образованием формирования коммуникативной культуры [1].

Самыми опасными тенденциями в среде молодежи становятся преобладание клипового мышления, навык сортировать готовую информацию порой на самых экзотических основаниях, чаще всего исходя из собственных чувств и ассоциаций - явный признак мифологизации сознания, и наблюдаемое ослабление аналитических способностей. Не случайно, ставя задачу опережающего характера и гуманизации образования, многие авторы отмечают необходимость создания кардинально новой парадигмы, где отразится полномасштабный подход к феномену человека, включая его телесность, ум, эмоциональность [2].

Появление технологий 3D - 5D уже сейчас пытаются задействовать все 5 чувств, создание технологий виртуальной реальности грозит невозможностью для человека отделить ее от не виртуальной. Современные ученые в лице академика Г. Красникова со всей ответственностью заявляют: «Через 20 лет будет создана виртуальная реальность. Мы будем легко уходить в трехмерное пространство с элементами присутствия, электромагнитные колебания обеспечат эффект обоняния и осязания. Человек сможет жить в виртуальной реальности, которая окажется богаче, чем действительность» [3]. Эго заставляет нас готовиться к возвращению «сенсорного баланса» эпохи дописьменной коммуникации. И, чтобы «кремниевый» век, берущий начало из «силиконовой долины», не вернул нам человека с примитивным мифологизированным мышлением «каменного века», образование должно учитывать специфику чувственного восприятия информации, дабы формировать человека, способного к сознательному выбору и адекватному самоизменению в мире глобальных рисков. Но главное, человека, не утратившего научную картину мира и способность к аналитическому мышлению. Помочь в этом вопросе могут новые образовательные технологии и методики, в частности предлагаемый «Лабиринт знаний».

3. Развитие коммуникативных процессов в образовании.

Можно считать, что программирование и образование в области вычислительной техники, как новая область человеческой деятельности, ведет свое начало от лекций, записанных Адой Лавлейс (урожденной Байрон, дочери лорда Байрона) во время презентации механической счетной машины Бэббиджа в Италии в XIX в.

С появлением ЭВМ эта область получила стимул для нового мощного развития.

В 1950 г. в Институте точной механики и вычислительной техники АН СССР начал работать первый постоянный семинар по программированию. В 1952 г. в МГУ была создана кафедра вычислительной математики, для студентов и аспирантов, на которой в 1952-1953 годах впервые читали курс «Принципы программирования» [10].

К этому времени относят и появление научных школ по информатике и программированию. Главой одной из ведущих советских научных школ был Андрей Петрович Ершов. Он был одним из основных организаторов первых национальных конференций по программированию, семинаров по различным проблемам системного и теоретического программирования, членом редколлегий основных советских программистских журналов, редактором журнала «Микропроцессорные средства и системы», председателем ряда национальных комиссий и рабочих групп.

Работа по теме «ЭВМ и школа» велась в СО АН СССР с 1961 г. Усилиями А.П. Ершова и его коллег к началу 80-х годов она сложилась в фундаментальное научное направление, выполняемое по заданиям государственного плана, и появление в образовательных учреждениях предмета «Основы информатики и вычислительной техники».

Массовое применение компьютерных и информационных технологий отразилось и на самой методике преподавания. Уже на ранних этапах развития ЭВМ создавались алгоритмы для контроля знаний учащихся путем переноса в компьютерную среду методов, применяемых в обычном учебном процессе. Например, наборы тестовых заданий, где учащемуся предлагалось выбрать один или несколько правильных ответов. К недостаткам данного подхода относят запоминание неверных ответов, случайное угадывание [4].

В 1983 г. под руководством А.П. Ершова была создана интегрированная программная среда «Школьница», спроектированная с учетом специфики школьного учебного процесса и возрастных особенностей учащихся. В учебные пакеты прикладных программ «Школьницы» входили: «Динамика», «Химия», «Схемы», «Тригонометрия», «Матрица», «Арифметика», «Муравей» (для начального обучения программированию).

В XXI в. широко используются новые технические средства обучения, включая аудиовизуальные средства и вычислительные сети. Формулируются все новые концепции информатизации образования [7]:

  • освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение;
  • формирование информационной культуры учащихся;
  • подготовка преподавателей к осуществлению обучения в условиях работы с электронными средствами.

Внедрение системного подхода и интеграция прежних достижений в технических средствах обучения,

привели к созданию обучающих тренажеров, способных объединить в себе различные методы контроля и преподнесения знаний. Примером такой программы может служить разрабатываемая нами обучающая игровая программа «Лабиринт знаний».

Она предоставляет возможность обучения в игровой форме посредством помещения учащегося в виртуальное пространство, представляющее собой лабиринт комнат. Они наполнены разрозненными учебными материалами, которые учащемуся необходимо отыскать и изучить для дальнейшего продвижения по миру игры. Контроль полученных знаний происходит при попытке учащегося перейти в закрытые части игрового пространства.

Как уже отмечалось, разница в темпах развития информационных и образовательных технологий может привести к опасности ослабления понятийного мышления учащихся, к их неспособности построения рациональной картины мира. Применение обучающих программ и тренажеров, составленных с учетом вектора развития образовательной среды, позволит повысить навык систематизации информации и построения целостной картины ситуации. Однако, создание обучающего тренажера, полностью исключающего работу преподавателя с учащимся, затруднено - в настоящее время алгоритмическая база не развита настолько, чтобы полноценно имитировать личностное общение и проверку ответов учащихся с учетом контекста.

Итак, пятая информационная революция создает возможности стремительного наращивания и распространения информации и научных знаний. Проблема в том, что воспользоваться ими могут лишь те, у кого достаточно высокий уровень коммуникативной культуры, кто достаточно образован, чтобы вытаскивать смыслы и адекватно пользоваться информацией. Умение потреблять информацию становится основанием для новой социальной стратификации и насущной задачей современного образования.

Список литературы

  1. Гусевская О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетенции. - Ценности и смыслы. -2009.-№1,- С.131-142.
  2. Ильинский И. М. Высшее образование для XXI в,- ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ,- 2012 - №4. - С. 3-7.
  3. Каждый получит персонального робота. - Известия. - 2011.- 18 февраля // http://www.izvestia.ru/science/article3151341/
  4. Ким В.С. Тестирование учебных достижений. Монография. - Уссурийск: Издательство УГИИ, 2007.
  5. Колин К. К. Биосоциология молодежи и проблема интеллектуальной безопасности в информационном обществе // ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ. Умение. -2012. -№ 3.
  6. Колин К.К. Овладение информацией - стратегическая проблема развития цивилизации в XXI в. // Межотраслевая информационная служба, 2013, № 2.
  7. Концепция информатизации образования // Процесс информатизации в образовательном учреждении URL: https://sites.google.com/site/eletoobrres/informaciornnye-razdely/koncepcia-infomatizacii-obrazovama (дата обращения: 23.02.2014)
  8. Малиновский Б. Н. История вычислительной техники в лицах. Киев: фирма «КИТ», ПТОО «А.С.К.», 1995.
  9. McLuhan М. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. New York: Gingko Press, 2002.
  10. Поспелов Д.А. Становление информатики в России // Очерки истории информатики. Ред-сост. Д.А. Поспелов, Я.И. Фет. - Новосибирск: Научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1998. - С. 7Н4.
  11. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
  12. Терлецкая Л.И. История развития электроники. Ангарское Опытно Конструкторское Бюро Автоматики. http://refu.ru/refs/69/27558/l.html (дата обращения: 02.04.2014).
  13. Трояновский В.М. Мини-ЭВМ «Электроника-100» - шаг к гражданским системам реального времени / Труды Международной конференция по истории вычислительной техники и информатики (SoRuCom 2011), ISBN 978-5-98769-088-8: Великий Новгород, ЗАО «Новгородский технопарк», 2011. - С. 287-291

Об авторе: НИУ «МИЭТ»
Москва, Россия
troy40@mail.ru, ms.popova.tatiana@mail.ru, nairy253@mail.ru
Материалы международной конференции Sorucom 2014 (13-17 октября 2014)
Помещена в музей с разрешения авторов 14 декабря 2015