Интернет-средства в воспитательной работе со студенческой молодежью: опыт высшей школы

Интернет-средства в воспитательной работе со студенческой молодежью: опыт высшей школы

Современное информационно-коммуникативное пространство требует динамичных, стрессоустойчивых, компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Высшее учебное заведение - универсальная площадка для запуска такого рода специалистов. Образование - сложный многоступенчатый процесс, включающий обучение и воспитание. Целевая установка высшей школы - взаимодействие учебного процесса и внеучебной деятельности.разовательная среда

В процессе организации воспитательной работы со студенческой молодежью в высшем учебном заведении наиболее эффективным представляется использование разного рода коммуникационных, мультимедийных, информационных площадок, средств и методик. Интернет является одной из наиболее востребованных площадок для развития информационно-коммуникативного пространства вуза, в целом, с одной стороны, а с другой стороны, для более эффективного обеспечения учебного и воспитательного процессов.

Специалисты в области интернет-коммуникаций определяют три аспекта использования интернет: интернет является глобальным коммуникационным каналом, который обеспечивает передачу мультимедийных сообщений по всему миру (коммуникационно-пространственная функция), он является и общедоступным хранилищем информации {коммуникационно-временная функция), а также вспомогательным средством социализации и самореализации личности и социальной группы (коммуникационно-социализирующая функция). Исходя из функций интернета, ученый Соколов А.В. дает обобщенное определение этому термину: «Интернет - глобальная социальнокоммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий». По мере роста сети интернет и её постепенного превращения в средство глобальной коммуникации на одно из первых мест по значимости стала выходить консолидирующая (интегрирующая) функция, способствующая интенсивной социализации людей и возникновению новых социальных групп (виртуальных сообществ). В этом плане именно этот компонент интернета важно задействовать в воспитательной работе со студенческой молодежью в вузе. Естественно, среди интернет-средств в данном процессе используются традиционные: сайт вуза, страницы отдельных структурных студенческих подразделений вуза, электронная почта, социальные сети и т.п.

В данном контексте также можно предложить создание студенческой интернет-лаборатории, которая могла бы стать площадкой для проведения учебных и учебно-производственных практик, реализации виртуальных проектов для разных отраслей жизнедеятельности. Подобного рода лаборатория могла бы устанавливать и развивать внутренние коммуникации студенческой молодежи в рамках вуза или межвузовского партнерства. К примеру, можно создать единый студенческий портал, где информация распределялась бы по разным направлениям: научная активность, учебная деятельность, культурно-развлекательные площадки, образцы разных документов и инструкции для их заполнения, клубы старост и кураторов, студенческий совет, студенческий клуб и т.п. Желательно иметь гиперссылки на социальные сети, интерактивные формы коммуникации.

Таким образом, в воспитательной работе со студенческой молодежью будут учитываться как обще коммуникационные потребности (возможность осуществлять интеграционные процессы в вузе, опираясь на непосредственное человеческое общение и на искусственные формы социальной коммуникации, приводящие к изменению повседневного социального опыта взаимодействия индивидов и социальных групп, возможность увеличивать скорость осуществления коммуникаций), а также потребности индивидуальные, учитывая молодежные запросы в интерактивности, мобильности, в применении мультимедийных средств, в появлении новых видов социальных образований в форме интернет-сообществ.

На опыте Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, а именно, опираясь на опыт кафедры истории и связей с общественностью, выпускающей бакалавров по направлению «реклама и связи с общественностью», в воспитательной работе со студентами важно отметить запуск мини-проекта с точки зрения эффективности применения интернет-средств в данном процессе: запуск рубрики на сайте кафедры «На пути к Р11офессионализму», которая будет представлять площадку для обмена опытом в овладении студентами профессиональных навыков.

Выделим алгоритм запуска таких интернет-проектов: в рамках преподавания учебных дисциплин, к примеру, в рамках преподавания дисциплины «Основы интегрированных коммуникаций» студентам дается задание на тему «Интернет-средства в развитии студенческих коммуникаций» (первоначально, можно взять в качестве целевой аудитори студентов выпускающей кафедры истории и связей с общественностью), далее студенты исследуют ситуацию, выявляют проблемные зоны, ставят стратегическую цель, разрабатывают реальные тактические действия, презентуют свой проект и реализовывают его на практике. Алгоритм реализации проекта на практике: определение менеджера проекта, распределение организационных полномочий среди студентов группы, разработка календарного плана, выявление средств для определения эффективности реализации проекта.

В этом случае позиционируется взаимовыгодное переплетение воспитательных и учебных аспектов в деятельности преподавателя и студента. С одной стороны, в рамках учебных занятий идут обсуждения и диалоговые дискуссии на выбранную тему, зарабатывают баллы в рамках балльно-рейтинговой системы. С другой стороны, происходит развитие креативного мышления, воспитываются чувства восприятия профессиональных компетенций, уважения труда и интеллекта преподавателя, вырабатываются навыки делового общения студента и преподавателя.

По результатам выполнения данного учебного проекта на сайте кафедры прошел запуск рубрики «На пути к PRофессионализму». В данной рубрике студенты будут делиться своим первым профессиональным опытом в овладении навыками своей будущей специальности по направлению «реклама и связи с общественностью». К примеру, первокурсники в данной рубрике поместили свой материал о своей первой победе на региональном уровне Всероссийской олимпиады по профилактике наркомании среди студенческой молодежи (они представили свой первый проект PR-поддержки профилактики данного асоциального явления среди студенческой молодежи), представители второго курса представили информационные материалы, в которых сделан акцент на анализе своего опыта по проведению первых специальных мероприятий - презентации студенческих групп, а также по участию в спортивном мероприятии - в Универсиаде в Казани. Деятельность данной рубрике будет курировать как преподаватель, так и студент-менеджер проекта.

Представляем некоторые выдержки из рубрики: ««Мы просто хотели, чтобы нас заметили!». Наш первый опыт... В ноябре 2013 года на учебном занятии по курсу «Основы интегрированных коммуникаций» нам дали задание разработать проект по профилактике употребления наркотических средств для дальнейшего участия во Всероссийской олимпиаде. Масштаб этого мероприятия казался очень серьезным, в то время как наш опыт проектирования был почти «нулевым». Проект готовился месяц: четыре недели кропотливой работы, сбора и анализа информации, выработка креативных решений и т.п. Конечно, в данном процессе наши педагоги нам оказывали поддержку, мы писали проект под руководством научного руководителя - Юлии Борисовны Шагба- новой. Казалось бы, все материалы были собраны и проект был готов, но вновь приходилось корректировать текст. Даже не мечтая о призовом месте, мы просто безумно желали, чтобы нас заметили. Нас действительно заметили! 18 марта 2014 года в лицее имени Н.И. Лобачевского состоялась церемония награждения победителей республиканских антинаркотических конкурсов, организованных Управлением ФСКН России по РТ совместно с Министерством образования и науки РТ. Мы, студентки первого курса группы 7101 Диана Галиева, Дина Биккинина, Уразманова Эллина, стали победительницами конкурса!». Подготовка такого рода информационных материалов также играет важную роль в освоении профессиональных навыков и умений.

Также планируется запуск рубрики на сайте кафедры - Клуб старост «Быть в курсе». Предполагается, что будет действовать в интерактивном режиме виртуальный клуб по обмену опытом, информацией между старостами студенческих групп.

Использование подобного рода интернет-средств в работе со студенческой молодежью усиливает эффективность коммуникаций в вузе, а также прослеживается и воспитательная роль:

  • происходит развитие студенческих инициатив для продвижения инновационных идей;
  • позиционируется профессиональный имидж студента. Его развитие ориентируется на современные требования жизнедеятельности: организационные компетенции, коммуникационные знания и умения, инновационное мышление как интегральное средство для оптимального решения управленческих и производственных проблем;
  • развивается патриотическое восприятие своей специальности;
  • развивается мотивация к развитию коммуникаций среди студенческой молодежи.

Преподаватель вуза, ориентируя студента на реализацию подобного рода проектов, способствует развитию своего имиджа как современного компетентного субъекта образовательного процесса: студент сегодня воспринимает более актуально интернет-технологии, виртуальное общение, креативные подходы в преподавании. Кроме этого, преподаватель, используя интернет-средства в своей деятельности, воспитывает информационноаналитическое и креативное мышление студенческой молодежи. Работая в интернет-пространстве через разного рода средства, происходит овладение профессиональными компетенциями. Это, в свою очередь, влияет на эффективность воспитательной работы со студенческой молодежью в целом.

Об авторе: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ
Казань, Россия
chagbanovajuli@mail.ru
Материалы международной конференции Sorucom 2014 (13-17 октября 2014)
Помещена в музей с разрешения авторов 24 января 2016