Вычислительная техника: возможности и барьеры

Вычислительная техника: возможности и барьеры

Необходимость психологической перестройки

Известно, что сегодня любое устройство, относящееся к вычислительной технике, состоит в общем случае из двух частей: из аппаратного и программного обеспечения. Известно также, что доля программного обеспечения неуклонно растёт и сейчас является основной в стоимости электронно-вычислительных систем и в затратах на их создание. При изготовлении серийной ЭВМ на промышленном предприятии затраты на развитие сложного системного математического обеспечения существуют только в форме затрат на копирование инструкций и программоносителей: магнитных лент или дисков. То, что стандартное математическое обеспечение достается пользователю практически задаром – мера разумная, это даже не бросается в глаза, когда ЭВМ функционирует как большой арифмометр. Но как только ЭВМ оказывается встроенной в технологическое оборудование, ситуация в корне меняется. Дело в том, что аппаратное и программное обеспечение в сущности едины. Понятно, что чем большее количество функций берёт на себя программное обеспечение, тем «дешевле» оказывается технологическое оборудование, управляемое ЭВМ.

Но давайте подумаем: кому это нужно в сложившихся взаимоотношениях предприятия и НИИ-разработчика? Такое удешевление не в интересах ни одной из сторон. Когда есть возможность удешевить обычное промышленное изделие путём, например, замены одних материалов другими, такая незаинтересованность хотя и с трудом, но преодолевается. Возможность же эффективной работы многих специалистов с паяльниками, занятых на производстве, одним программистом на этапе разработки настолько замаскирована, что незаметно даже нежелание взаимодействующих сторон совершенствовать и удешевлять продукцию.

Автору представляется, что эта проблема выходит за рамки сугубо экономической проблематики и имеет важные социально-психологические аспекты.

В психологии человека, в обыденном сознании широко распространён не совсем верно понимаемый «армейский» принцип: если ты командуешь не ротой, а дивизией, то ты – генерал! Иначе говоря, есть конкретные требования к объёму ресурсов, находящихся в твоём распоряжении, чтобы ты имел право считаться «генералом». Такой принцип не вызывает возражений, пока он применяется к традиционным ресурсам. Но когда мы имеем дело с техникой, концентрирующей интеллект, всё меняется. Два талантливых программиста оказываются эквивалентны двум тысячам посредственных, а ЭВМ с развитым математическим обеспечением – тысячам ЭВМ без программ. Кого в этом случае следует считать «генералом»?.. Пока что мы продолжаем считать, что главнее тот, кто взял у государства больше средств. Расчёты несуществующей эффективности лишь накладываются на этот понятный всем психологический принцип.

И вдруг – совсем иной подход: требуется понять, что в ходе широкого освоения вычислительной техники частью экономики становится отделённый от человека интеллект, принадлежащий обществу в целом. А все мы знаем, как трудно оценивать эффективность интеллекта.

До тех пор, пока мы будем ценить не столько мощь мысли, не знания, а нечто такое, что можно взять в руки и подержать, важным препятствием на пути к широкому и эффективному использованию вычислительной техники будет этот психологический барьер.

Приведу пример из смежной области. Для обеспечения точности измерений необходимо наличие стандартных мер длины. Исходным эталоном стандартных мер длины является в настоящее время метр из специального платино-иридиевого сплава, хранящийся глубоко под землёй, в подвалах Госстандарта СССР. Для того, чтобы этот метр получил хоть какое-то отношение к станку, обрабатывающему в Новосибирске прецизионную деталь, необходимы тысячи людей, которые снимут сначала копию с метра-эталона, затем копию с копии и так далее. На каждом этапе накапливаются ошибки, так что о высокой точности говорить уже не приходится.

На протяжении двенадцати лет наш институт безуспешно пытается «пробить» внедрение широко распространённого в мире нового эталона длины, представляющего собой длину волны, излучаемой специальными лазерами, разработанными в нашей стране и находящимися на уровне мировых стандартов. Длину волны не нужно копировать, она везде одна – и в Москве, и в Новосибирске, и в любом другом месте. Выгода, казалось бы, очевидная. И когда мы говорим о переходе на новый эталон длины в академических кругах, эти предположения одобряются. Но когда те же самые предложения выдвигаются перед Госстандартом, они вызывают резкий спор.

Совершенно аналогичная ситуация складывается в ходе превращения вычислительной техники в главный элемент производительных сил. Подавляющее большинство хозяйственных руководителей пока ещё не может осознать, что умело составленная программа, которую и в руки-то взять нельзя, эквивалентна многотонному оборудованию и большому числу квалифицированных рабочих. Здесь и возникает психологический барьер, не преодолев который мы не научимся выбирать действительно эффективные направления в развитии вычислительной техники и её применении.

Важность единой общегосударственной технической политики

В конце 60-х годов наша страна находилась на передовых рубежах мировой вычислительной техники. В 1967 г. коллектив разработчиков под руководством академика С.А. Лебедева обеспечил введение в строй машины БЭСМ-6, в которой было реализовано несколько кардинальных технических идей, непревзойденных до сих пор. И сейчас, спустя 15 лет, машины БЭСМ-6 успешно эксплуатируются в стране, показывая эффективность отнюдь не меньшую, чем машины серии ЕС.

Единственное, что говорило не в пользу этой машины – это её элементная база. БЭСМ-6 была реализована на дискретных элементах. Нужно было активизировать усилия по разработке новой элементной базы при одновременном сохранении положительных конструктивных идей, ранее уже реализованных в отечественных ЭВМ (не только в БЭСМ-6). Но вместо этого начался разгул ведомственного «творчества». К середине 70-х годов наша промышленность разработала 138 типов вычислительных машин, основная часть которых дублировала друг друга как по параметрам, так и по назначению. Все эти машины технически серьёзно отличались друг от друга. Произошла утрата единой общегосударственной политики в области вычислительной техники. Ведомственные интересы временно взяли верх над государственными, и выход из сложившегося положения наметился только в реализации программ создания машин серий ЕС и СМ, общих для всех стран – членов СЭВ.

На современном этапе развития вычислительной техники одним из главных средств проведения общегосударственной политики в сфере ЭВТ является стандартизация. Стандарты должны определять не столько частные параметры отдельных ЭВМ, подкрепляя тем самым существование разношерстной вычислительной техники. Они должны зафиксировать основное направление развития, отклонения от которого допускаются лишь в исключительных случаях в интересах научно-технического прогресса. Современный стандарт должен оставлять возможность развития.

Эффективность ЭВМ и обманчивые показатели благополучия

Когда говорят о том, что нашей стране нужны сотни тысяч вычислительных машин или демонстрируют, как быстро мы приближаемся к этой цели, приводимые цифры никакой радости у меня не вызывают. Дело в том, что для обслуживания средней ЭВМ серии ЕС при нынешнем уровне надёжности требуется более 15 человек. Сотни тысяч установленных ЭВМ оборачиваются миллионами работников, отвлечённых от производства.

Какой бы высокой ни была «расчётная эффективность» применения ЭВМ, если она только начисляет зарплату при прежней численности бухгалтеров с добавкой 15 человек обслуги, то такой «эффективности» верить нельзя. С мистикой цифр, показывающих эффективность эксплуатации, сопоставимы, пожалуй, только чудеса наладки. Не редкость, когда нормативный срок наладки ЭВМ три-четыре месяца. И это для машины, которую делают в течение нескольких недель! Внешне всё обстоит благополучно: ЭВМ произведена, вычислительная мощность у неё большая, многие сотни квадратных метров для неё подготовлены, обслуживающий персонал принят на работу согласно штатным нормативам, акт о завершении наладки в конце концов подписан. Отчётность в ажуре, а что ЭВМ после этого долгие месяцы не работает и её приходится доводить до рабочего состояния своими силами, так этого в отчётности нет, да и кто станет жаловаться сам на себя! Ведь деньги оплачены как всегда вперед, когда ЭВМ ещё на заводе, а наладку ведёт другая организация. И чем она это дольше делает, тем больше заработает…

За истекшие годы ознакомления с ЭВМ многие из нас привыкли к тому, что рядом с машиной должен быть оператор – юное создание, гордое тем, что знает, какие кнопки нужно нажимать при пуске устройства. Наличие таких людей рядом с ЭВМ – всего лишь слабая и безуспешная попытка хоть как-то компенсировать недостатки техники. Становится выгодным скрывать простои ЭВМ и покрывать тем самым не столько собственные промахи, сколько дефекты, допущенные при её проектировании и изготовлении. Вместо того, чтобы дать в руки исследователю, инженеру, технологу новый высокоэффективный инструмент, мы сталкиваем его нос к носу с новым микроведомством, у которого свои микроинтересы.

Назрела необходимость в проведении общегосударственных мероприятий по сокращению численности обслуживающего персонала ЭВМ, центральным стержнем которых были бы меры, повышающие надёжность вычислительной техники и ликвидирующие потребность в чрезмерных затратах труда на её обслуживание. Под жёстким государственным контролем должны находиться типовые штатные расписания, состав технико-математической документации и коллективный сервис каждой выпускаемой ЭВМ. Именно по ним можно составить предварительное суждение о качестве ЭВМ, а не по сумме вложенных средств. Кроме того, целесообразна постоянная работа по развитию ЭВМ, необходимо демонтировать часть ЭВМ, требующих повышенных затрат на обслуживание, передать часть машин в учебные заведения и школы, где их можно использовать как учебные пособия. Такая работа должна осуществляться централизовано, на плановой основе.

Непосредственный доступ к ЭВМ пользователя, не специалиста в области вычислительной технике, но специалиста в той области, где будет использоваться машина, является сегодня главным в эффективном использовании машины. Этот явный эффект привел к созданию и широкому распространению в ряде стран персонального компьютера, то есть такой вычислительной машины, для которой не нужен постоянный обслуживающий персонал, поскольку всё требуемое для работы несложно выполнять самому пользователю. Персональный компьютер не требует специальных помещений, занимает немного места и, конечно, имеет развитое сервисное программное обеспечение. К работе с персональным компьютером очень быстро привыкают специалисты, чему и способствует начавшееся широкое применение в составе периферийных устройств ЭВМ бытовой аппаратуры: телевизоров, магнитофонов и телефонной сети. Персональный компьютер может эксплуатироваться автономно или будучи подключенным к вычислительной сети, если таковая поблизости имеется.

Только пользователь, самостоятельно поработавший на персональном компьютере или за терминалом большой ЭВМ, может по-настоящему оценить эффективность применения вычислительной техники.

Уроки сервиса

В последнее время всё реже появляются организации, которые бы добровольно возлагали на себя большую ответственность. Эту общую тенденцию подчеркивает создание объединений типа «СоюзЭВМкомплекс» – организаций, предназначенных для централизованного технического обслуживания вычислительных машин. Если мы посмотрим на аналогичные зарубежные организации, работающие как в капиталистических, так и в социалистических странах, то все они несут полную ответственность за каждую минуту простоя ЭВМ по их вине. А у нас наоборот. Организация, которая должна нести ответственность за работу и простои, прежде всего встала между потребителем и производителем, получила права собрать у себя все запчасти к обслуживаемым ею ЭВМ. Так что если даже у организации, имеющей ЭВМ, есть возможность пресечь простой своими силами, она вынуждена месяцами обращаться в сервисную фирму за запчастями, после чего эта фирма, естественно, снимает с себя всякую ответственность. Искусственным образом сформирован диктат над потребителем, создана возможность «побеждать» его в любой ситуации. Работает ЭВМ или нет, все получают свои деньги…

Система работы сервисных организаций, когда их представитель выезжает по телефонному звонку, заимствована нами из практики работы подобных фирм в промышленно развитых и малых по территории странах. Там, где расстояния небольшие и коммуникации работают превосходно, такая система работы себя оправдывает. Но только Новосибирское отделение «СоюзЭВМкомплекса» обслуживает территорию, превышающую территорию всей зарубежной Европы. Даже если бы на эту территорию была наложена европейская сеть коммуникаций, никто не смог бы наладить эффективное обслуживание вычислительной техники из одного центра. В попытках выйти из создавшегося положения начинают создаваться карликовые участки по обслуживанию ЭВМ. Все их недостатки обусловлены размером и отсутствием кадров: арендуемые, мало приспособленные к работе помещения, отсутствие должного контроля, невысокая дисциплина и, как следствие, невозможность привлечь высококвалифицированные дефицитные кадры. Помимо того, что в результате снижается качество обслуживания, соблазнительным становится порочный путь привлечения кадров с помощью выплаты премий. В итоге государственных средств на оплату сервиса расходуется в два раза больше, а эффективность этого сервиса продолжает оставаться низкой. Даже и пытаться её повысить пользователю уже нельзя, поскольку деньги – необходимое условие, а не форма оценки работы.

Дело здесь не только в трудностях становления новых организаций. Вот один пример. Для проведения ряда научных экспериментов оказалось необходимым обеспечить совместную работу двух вычислительных машин АН СССР, одна из которых расположена в Москве, а другая в Новосибирске. Министерство связи запросило ни много ни мало 174 тыс. руб. в год из расчёта 15 коп. в минуту, как при оплате частного междугороднего переговора, длящегося круглые сутки и весь год. При такой оплате через год стоимость канала связи сравнялась бы со стоимостью одной из вычислительных машин. Но все наши предложения оплачивать не год работы двух телефонов, а только сеансы связи, министерство решительно отвергло. Соображения вполне понятны: при оплате сеансов связи могут появиться излишние трудности, если связь не устанавливается. Придётся разбираться, в чём причина. Гораздо проще продать канал связи сразу на год, одним махом избавившись от докучливых хлопот и ответственности.

Многое говорит за то, что в нынешнем своем функционировании вычислительная техника облегчает… сохранение недостатков хозяйственного механизма. Когда на заводе простаивает станок, этот факт в конце концов найдет отражение в отчёте и в плане. Мы знаем, что математическое обеспечение для ЭВМ, в известном смысле, эквивалентно оборудованию. А высшим достижением программиста считается в настоящее время сдача разработанной им программы в Государственный фонд алгоритмов и программ. Но это всё равно, что станки сдавать кладовщику, не заинтересованному в эксплуатации этих станков, а отвечающему только за хранение. Мировой опыт показал эффективность такого подхода, при котором фирмы, производящие ЭВМ, обеспечивают хранение и увеличение фонда программ, составленных для производимых ими машин. Зачем же создавать разнообразные промежуточные организации, которые ни в чём не заинтересованы и которым легко избавиться от ненужной им ответственности?..

Наиболее злободневной представляется проблема заинтересованного и ответственного хозяина математического обеспечения. Почему перестали быть такими хозяевами ведомства, выпускающие вычислительную технику? По-видимому, это связано с тем, что их интересы не совпадают с интересами народного хозяйства.

***

Многое можно сказать о современных проблемах вычислительной техники, в равной степени технических, экономических и даже социальных. Но главное, чему учит опыт развития ЭВТ, – необходимость единой цели, единой технической политики, единого подхода к эффективности ВТ.

Нужна определенная перестройка сознания, чтобы понять: эффективное применение ВТ – это не просто один из множества равноценных компонентов научно-технического прогресса, а компонент, становящийся всё в большей мере главным условием, катализатором развития народного хозяйства.

Об авторе: Информацию к размещению в Виртуальном музее подготовили:
Понарин О.С., Фёдорова А.П.
г. Брест
ЭКО №10 за 1982 г.
17 ноября 2015