1948-1952. Рамеевская школа конструирования ЭВМ. История разработок в фотографиях 1948-1972 гг.
Рамеевская школа конструирования ЭВМ. История разработок в фотографиях 1948-1972 гг.

1948-1952

Башир Искандарович Рамеев родился 1 мая 1918 года. В детские годы он увлекался радиотехникой, создал сложную радиоуправляемую модель, о которой писали в центральной прессе. С семнадцати лет член Всесоюзного общества изобретателей. Поступил в Московский энергетический институт.

главный корпус МЭИ

Главный корпус МЭИ

На втором курсе он вынужден был его оставить. В последние предвоенные годы работал техником в Центральном научно-исследовательском институте связи.

Во время Великой Отечественной войны добровольцем пошёл в армию, служил в группе разработчиков шифровальной аппаратуры. После армейской службы работал в ЦНИИ-108, где под руководством академика А.И. Берга разрабатывали радиолокационную аппаратуру. Здесь осваивал построение триггеров, счётчиков, дешифраторов, логических схем, блокинг-генераторов и других элементов импульсной техники.

И.С. Брук

И.С. Брук

С мая 1948 года Б.И. Рамеев работает инженером-конструктором в руководимой И.С. Бруком Лаборатории Энергетического института АН СССР. Новичку поручено в конфиденциальном порядке разработать цифровую вычислительную машину, каких ещё не было в нашей стране. Вместе с Исааком Семеновичем он обсуждал общие идеи машины. В отдельном кабинете составлял схемы. Через три месяца совместной работы ими был завершен проект “Автоматическая цифровая электронная машина”.

На упрощенной структурной схеме показаны её основные компоненты: устройство ввода, программный датчик, арифметические блоки, накопитель и устройство вывода результатов.

упрощенная структурная схема

Для передачи данных между устройствами используется общая магистраль. Основным носителем информации является перфолента, на которую нанесены команды и данные, представленные в двоичной системе счисления. Выбранная длина слова – 34 бита – обеспечивала высокую точность вычислений. Авторы впервые в стране предложили и описали принципиальную схему цифровой машины и схемы сумматора, умножителя, делителя, преобразователя кодов и других компонент. Скорость вычислений – до 2000 операций в секунду – предлагалось достичь при использовании электровакуумных ламп, количество которых, по оценке авторов, составит 3500 шт. Подчеркивалась целесообразность использования полупроводниковых диодов в логических и других схемах.

Помимо создания универсальной машины для научного центра предлагалось на базе её разработки создать специализированные ЭВМ для решения баллистических, криптографических, метеорологических и тому подобных задач. Авторское свидетельство №10475 с приоритетом от 4 декабря 1948 года подтверждает: Б.И. Рамеев и И.С. Брук изобрели цифровую ЭВМ. Других свидетельств изобретения отечественной цифровой ЭВМ тогда не было.

Б.И. Рамеев

Б.И. Рамеев

трёхламповая ячейка

В.С. Антонов

Давлет Юдицкий

С.А. Лебедев

В декабре 1948 года для разработки средств вычислительной техники в интересах оборонных отраслей Правительством СССР было принято решение образовать СКБ-245 со штатом в 130 человек, которому был придан московский завод САМ. В следующем году началось формирование коллектива: на должность начальника лаборатории пригласили Б.И. Рамеева, на должность начальника отдела цифровых машин, главного конструктора машины – Ю.Я. Базилевского. Специалистов по электронной цифровой вычислительной технике на предприятии не было, Б.И. Рамеев – наиболее сведущий в этой области сотрудник.

В январе 1950 года Б.И. Рамеевым был разработан эскизный проект универсальной быстродействующей цифровой ЭВМ “Стрела”, принятый техническим советом СКБ-245 к реализации. В качестве заместителя главного конструктора Башир Искандарович вместе с Ю.Я. Базилевским участвует в выработке основных структурных и конструктивных решений. Была выбрана пятикомпонентная схема: с арифметическим устройством параллельного принципа действия, оперативным (2047 слов) и внешним (200000 слов) запоминающими устройствами, перфокарточными устройствами ввода и вывода и с устройством управления. В состав машины ввели память констант (256 слов) и память стандартных подпрограмм.

По оригинальному, предложенному Б.И. Рамеевым, методу был рассчитан основной элемент машины, симметричный триггер на лампе 6Н8С, успешно воспроизводимый в условиях массового производства и работоспособный при отклонениях напряжений питания, смещения и при старении лампы. Типовым элементом замены (ТЭЗом) в машине стала трёхламповая ячейка. Отработкой ТЭЗов занимался инженер-технолог В.С. Антонов.

С сотрудниками лаборатории Ниной Беленковой, Борисом Зайцевым, Елизаветой Коноваловой, Анатолием Лазаревым, Олегом Лукьяновым и Евгенией Семеновой Б.И. Рамеев разрабатывает арифметическое устройство (АУ), важнейшую компоненту машины. Оно оперировало с двоично-десятичными числами, представленными в форме с фиксированной и плавающей запятой.

В числе 43-х выполняемых операций – операции сложение, вычитание, вычитание модулей, умножение, сложение порядков, присвоение знака, логическое умножение, выделение целой части, логическое сложение, сравнение, сдвиг, контрольное суммирование и пр. Впервые в стране вводится матричная реализация блока умножения на диодах. В машине предусматривалось исполнение команд вычисления обратной величины, квадратного корня, показательной функции, логарифма, синуса, арксинуса, арктангенса, перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно. В лаборатории появились Давлет Юдицкий и другие непрофильные специалисты.

студенты МЭИ
Ю.И. Торгов

Л.Ф. Чайковский

А.Г. Шигин

В этом же году начинается подготовка профессиональных специалистов по цифровым ЭВМ в МЭИ: секретный курс лекций по счётно-импульсной технике поставил и стал читать старшекурсникам С.А. Лебедев, главный конструктор первой в стране цифровой ЭВМ МЭСМ. В числе его первых слушателей студенты группы ВП-1-45 В.С. Бурцев, А.Н. Нечаев и другие. Обновлявшийся лебедевский курс слушали студенты факультета электровакуумной техники и специального приборостроения (ЭВПФ) В.В. Пржиялковский, В.В. Резанов, в следующий год слушателями были Б.Б. Четвергов, В.И. Мухин, А.Н. Невский (в последнем ряду), а также Е. Брусиловский, А. Гусев, В. Исаев, А. Кондрашев, А. Коноваленко, В. Мошенский, Э. Сакаев, Г. Смирнов, А. Сухов, Б. Трофимов, В. Темник, Ю. Уваров, В. Овсянников, А. Хмелев и другие. Последними слушателями С.А. Лебедева были М.П. Белова, В.Д. Борщевский, В.С. Высоцкий, А.Я. Пыхтин, Ю.И. Торгов, И.П. Тищенко, Л.Ф. Чайковский и другие. Курс лекций по цифровым ЭВМ и импульсной технике в последующие годы развивал и читал в МЭИ А.Г. Шигин.

В 1951 году лекции по цифровой вычислительной технике пятикурсникам Московского механического института (ММИ) стал читать Б.И. Рамеев. Под его руководством коллектив лаборатории СКБ-245 разработал документацию арифметического устройства и альтернативного ОЗУ, запоминающего устройства на магнитном барабане.

В 1952 году Московский завод САМ изготовил машину. В “Стреле” – 6200 электронных ламп и 60000 полупроводниковых диодов. Б.И. Рамеев – активный участник наладки машины. В 1953 году была получена скорость вычислений до 2000 трёхадресных операций в секунду. Полезное время работы машины не превышало в среднем 42%. Государственная комиссия под председательством главного инженера КБ-1 Ф.В. Лукина, выполнившая испытания “Стрелы”, рекомендовала машину к промышленному производству.

Испытывавшийся образец “Стрелы” был передан КБ-1, где разрабатывался проект непроницаемой противовоздушной обороны Москвы. Первый промышленный образец “Стрелы” поступил в АН СССР, в Математический институт. Эксплуатацию машины в возглавлявшемся В.М. Келдышем Отделе прикладной математики этого института обеспечили А.Н. Мямлин, Э.Н. Кривоносов, В.К. Смирнов, В.А. Сельвинский и В.М. Михеев. Они увеличили быстродействие машины до 3000 оп/сек и полезное время до 73%. На ЭВМ “Стрела” стали решать задачи атомного, ракетно-космического и других проектов. “Стрела-2” поступила в ВЦ-1 Министерства обороны, организатором которого был А.И. Китов. Эксплуатацию машины обеспечили А.Н. Нечаев, Б. Букин, А. Гусев, В. Исаев, Г. Овсянников, Д. Сметанина, Г. Смирнов, А. Сухов, Б. Трофимов и Ю. Уваров. На машине решались задачи Главного ракетно-артиллерийского управления МО СССР, Главного штаба ПВО и др. “Стрела-3” была установлена в ВЦ АН СССР, руководимом академиком А.А. Дородницыным, специалистом по аэро-, газо- и гидродинамике. Машину эксплуатировали Ю.И. Торгов, Л.Ф. Чайковский и другие, они же создали на новых элементах более быструю “Стрелу-М”. Заводскую “Стрелу” получил отдел вычислительных машин мехмата МГУ, возглавлявшийся И.С. Березиным: на ней решались задачи электродинамики, пуска ракет и др. Появилась “Стрела” и в отделе М. Старостина во ВНИИ технической физики Снежинска Челябинской области и в КБ-11 в Арзамасе-16, решавших задачи атомного проекта.

На снимке основные создатели машины “Стрела”: Б.И. Рамеев, В.В. Александров, Ю.Я. Базилевский, Д.А. Жучков, А.П. Цыганкин, стоят Ю.Ф. Щербаков, Н.Б. Трубников, Г.М. Прокудаев, Б.Ф. Мельников, Г.Я. Марков и И.Ф. Лыгин. Им была присуждена Сталинская премия.

Стрела

создатели Стрелы

1953-1955

Из книги Рамеевская школа конструирования ЭВМ. История разработок в фотографиях 1948-1972 гг.. Пенза, 2008 г.