Виртуальный компьютерный музей.
Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История развития электросвязи  → 

Связь на колесах

При все ускоряющемся темпе современной жизни нельзя оставаться без связи ни на минуту. Автомобиль также является неотъемлемым ее атрибутом, поэтому связи из автомобиля и с автомобилем уделяется немало внимания. У автолюбителя есть три возможности: спутниковый (Globalstar) и сотовый телефоны, а также Си-Би-связь.

В европейских странах водителям запрещено во время движения пользоваться мобильными средствами связи, если автомобиль не оборудован hands free (устройство "свободные руки"). Если полицейский заметит, что водитель держит трубку в одной руке, а второй крутит руль и переключает передачи, ему грозит штраф, значительно превышающий стоимость комплекта hands free. В России пока таких законов нет, тем не менее многие владельцы мобильных средств связи, которые заботятся о комфорте и собственной безопасности, устанавливают в машины подобное оборудование, ведь гораздо удобнее пользоваться телефоном, не отрывая рук от руля.

Оборудование hands free очень удобно, когда вы работаете в офисе, занимаетесь в спортивном зале или, как мы уже говорили, управляете автомобилем.

Все комплекты hands free можно разделить на три типа: портативные, переносные, стационарные.

Портативный комплект (гарнитура) – самый простой из всех устройств hands free. Он состоит из наушника и микрофона, соединенных единым проводом, которые крепятся к телу человека. Очень прост в обращении: для его эксплуатации необходимо лишь воткнуть штекер в мобильный телефон и вставить наушник в ухо. Питание – от батареи телефона. Используется в основном для работы в офисе (цена 15–50 долл.).

Переносной комплект состоит из выносного микрофона, динамика, держателя телефонного аппарата, коммуникационного блока и соединительных кабелей. Предназначен для салона автомобиля, прост в установке и не требует для этого участия профессионала. Обеспечивает питание и зарядку батареи телефона во время движения автомобиля. Включает систему эхо- и шумоподавления, предусматривает возможность использования выносной антенны. Подключается к прикуривателю. Комплект легко переносится из одного автомобиля в другой. К достоинствам комплекта можно также отнести компактность, которая позволяет легко помещать его в сумку или "дипломат" во время транспортировки (цена 50–150 долл.).

Стационарный комплект громкой связи состоит из микрофона, держателя телефонного аппарата, коммуникационного блока, соединительных кабелей и при необходимости динамика. Предназначен для установки в салоне автомобиля и обеспечивает самую высококачественную связь по сравнению с другими комплектами. Комплект сложен в установке и требует для этого профессиональных навыков. Подключается непосредственно к электрике автомобиля, оставляя гнездо прикуривателя свободным. Работает через динамики аудиосистемы автомобиля, автоматически понижая уровень звучания автомагнитолы во время телефонного звонка. Обеспечивает питание и зарядку батареи телефона во время движения автомобиля. Включает систему эхо- и шумоподавления. Предусматривает возможность использования выносной антенны (цена 100–200 долл.).

Си-Би (CB)-связь

Об этой связи наша газета уже писала, но поскольку интерес к ней постоянно растет, мы решили вновь обратиться к этой теме.

Си-Би-связь прочно занимает свою нишу. В США, например, более 50 млн. таких радиостанций, и для большегрузных автомобилей они фактически стали штатным средством связи. Станции недорогие и удобные и не требуют поминутной оплаты. Основное преимущество такой связи – доступность. Си-Би-станции позволяют автомобилистам поддерживать связь между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, в незнакомой местности, при авариях и неполадках, при вызове "скорой помощи" и т. д.

Использование Си-Би, или 27 МГц, для гражданской радиосвязи в России стало возможным благодаря двум правовым актам – решению Государственной комиссии по радиочастотам СССР о выделении данного диапазона для гражданского использования (1988 год) и утвержденным Министерством связи СССР правилам продажи, регистрации и эксплуатации радиостанций (1990 год). Эти документы позволяют использовать все типы радиостанций диапазона 27 МГц как отдельным гражданам, так и юридическим лицам – при наличии соответствующего разрешения Главгоссвязьнадзора России.

У нас в стране разрешено использовать частотную (FM), амплитудную (AM) и однополосную модуляцию (SSB) в сетках C и D (80 каналов, по 40 в каждой сетке), применяя мощность до 10 Вт. Для связи на небольших расстояниях, в первую очередь в городе, целесообразно использовать FM. Она отличается наиболее качественным звучанием (при сильном сигнале) и позволяет подавить большинство помех, носящих амплитудный характер. AM хороша для средних и больших расстояний, когда FM-сигнал оказывается слабым. Дальность связи в AM и FM практически одинакова. Для очень больших расстояний рекомендуется использовать SSB. Тем не менее преимущества SSB перед FM и AM настолько велики (дальность связи на 50–75% больше), что она находит все более широкое применение.

Дальность связи зависит от многих факторов: высоты установки антенн над уровнем окружения, геодезической высоты, точки установки, вида используемых антенн, поляризации излучения (горизонтальной или вертикальной), мощности передатчика, уровня помех в точке приема, наличия преград на трассе связи, вида используемой модуляции и даже погодных условий. Вот усредненные данные при мощности передатчика 4–10 Вт: автомобиль – носимая – 5–7 км; автомобиль – автомобиль – 12–14 км; автомобиль – стационар – 14–32 км. Дальность пропорциональна квадратному корню из мощности, то есть если возможна связь на 30 км при мощности 10 Вт, то для обеспечения связи на 60 км необходимо 40 Вт. Поэтому, особенно в городах, где сильны электромагнитные помехи, часто используют усилители, хотя это и незаконно. На дальность и качество связи сильно влияет установка высокоэффективных антенн, недаром говорится, что "лучший усилитель – это хорошая антенна". Это касается как радиостанций, так и телефонов.

Современные радиостанции имеют много дополнительных возможностей, например, телефонные интерфейсы, позволяющие выходить в телефонную сеть или сочетать в себе одновременно и радиостанцию, и автомагнитолу, к примеру, как ALAN 318.

ALAN 318 включает кассетный плейер, радиоприемник и Си-Би-радиостанцию, имеет съемную переднюю панель.

В Москве с Си-Би-радиостанциями ездит 30–40 тысяч автомобилистов. Конечно, их гораздо меньше, чем владельцев сотовых телефонов, но все же цифра солидная. Кстати, сотовый телефон по цене сопоставим с радиостанцией.

Особая значимость Си-Би-связи признана и на государственном уровне. Действующая федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в России" предусматривает создание сети диспетчерских служб вдоль основных автотрасс. Уже сегодня в диапазоне 27 МГц работает более 100 таких служб, в том числе в Московском регионе – более 20. Диспетчерские радиослужбы предоставляют владельцам Си-Би-радиостанций следующие услуги; помощь в экстренных ситуациях путем вызова "01", "02", "03" и т. д.; информирование участников движения о ситуации на дорогах ("пробки", нарушения дорожного покрытия и т. п.), выбор оптимального маршрута; справки (вокзалы, аэропорты, магазины, больницы, услуги, АЭС и т. д.); передача информации от пользователей Си-Би абонентам АТС и обратно, в том числе отложенные сообщения, "почтовый ящик"; ретрансляция сообщений от удаленных, плохо слышимых корреспондентов Си-Би.

Первая круглосуточная диспетчерская служба "КРИК", (позывной "ПЕТРОВКА") начала свою работу на 9-м канале гражданского диапазона в мае 1993 года в Москве. Сегодня подобные службы созданы во многих городах России. Постановлением № 653 от 7 июня 1996 года "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в России" на 1996– 1998 годы" предусмотрено создание систем оперативной радиосвязи на сети федеральных дорог и установление Си-Би-радиостанций на 6800 автомобилях, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки на пригородных и междугородных маршрутах.

Позывной "ДЕВЯТКА" для оперативных радиослужб девятого канала Си-Би раздается из Твери, он звучит в эфире с 1994 года. С 15 мая 1995 года из Твери начала активно работать информационно-оперативная радиослужба "ДЕВЯТКА" на частоте 27, 065 FM. С сентября 1995 года открыта радиослужба "ДЕВЯТКА-Торжок". До конца года система "Девятка" охватит сетью взаимосвязанных радиослужб всю территорию Тверской области. В настоящее время на север от Москвы вы можете услышать радиослужбы "ДЕВЯТКА-Клин" и "ДЕВЯТКА-Дубна". Наличие единого позывного служб 9-го канала Си-Би очень удобно для пользователей – по приезде в любой город оператор вызывает лишь один известный позывной.

Результаты работы радиослужб системы "ДЕВЯТКА" – это сотни спасенных человеческих жизней, сообщений о пожарах, несчастных случаях, правонарушениях, преступлениях против имущества и личности. По системе "ДЕВЯТКА" информация быстро передается на большие расстояния за счет прямой радиосвязи между службами.

Поэтому на вопрос, кому нужна Си-Би, ответ простой – она нужна многим, только не все об этом догадываются.

Некоторые службы, доступные пользователям Си-Би-радиостанций

Город Позывной Канал Частота, Мгц Служба Режим работы Специализация
Москва МЧС-База Зс 26,985 Поисково- спасательная Круглосуточно Спасательные работы
Москва Полет-27 9d 27,515 Ассоциация-27 Круглосуточно А
Москва Петровка Зс 26,985 Служба "КРИК" Круглосуточно А
Москва Служба спасения 27,065 Служба спасения Круглосуточно В
Москва Служба спасения 19с 27,185 Служба спасения Круглосуточно Б
Москва Служба спасения 21d 27,665 Служба спасения 9.00-21.00 Б
Москва Мастер 20е 28,105   Круглосуточно Г
Москва Алмаз 28а 26,385 Перевозка грузов Круглосуточно Д
Москва Спас-Столица 26,155 Спас-Столица Круглосуточно Эвакуация

А – ДТП, экстренные вызовы, звонки, погода, информация и т. п.;
Б – телефонные звонки, информация, погода, курсы валют и т. п.;
В – ДТП с пострадавшими, ДТП, нерабочие светофоры;
Г – техническая помощь автомобилистам;
Д – перевозка грузов для населения и организаций.

Статья опубликована в газете "Алло!" №10 (38), 2000 г., стр. 16.
Перепечатывается с разрешения редакции.

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2019