Эрикссон и МГТС: 100 лет вместе
История развития электросвязи

Эрикссон и МГТС: 100 лет вместе

Стремительно летит время, годы и целые эпохи сменяют друг друга в бешеном ритме, меняются люди, события, жизнь. Отрадно, что некоторые вещи остаются неизменными. Вот уже более века компании Эрикссон и МГТС работают вместе, а плоды их труда настолько органично вплелись в нашу повседневную жизнь, что мы и представить себе не можем современной жизни без телефонной связи. А ведь совсем недавно, всего сто лет назад, все было совсем иначе.

Начало ХХ века. Россия на полном ходу влетает в новый век, с готовностью принимая новейшие достижения прогресса. Автомобили, трамваи, телеграф, аэроплан, фотография, синематограф... Ну и конечно, Его Величество Телефон.

Как все начиналось

В 1901 г. истекает срок действия концессии международной телефонной компании Белла на строительство и эксплуатацию городских телефонных коммуникаций России. Власти всерьез задумываются о выборе нового концессионера. Еще бы: абонентская плата была непомерно высокой – 250 рублей, по тем временам целое состояние (в фешенебельном магазине "Меха" енотовую шубу можно было купить за 65 рублей). Да и качество связи, а также скорость и точность соединений были низкими.

Так осуществлялось соединение на телефонных станциях 100 лет назад

Так осуществлялось соединение на телефонных станциях 100 лет назад

Комитет Министров назначил торги. Московская, Петербургская, Варшавская, Одесская и Рижская телефонные сети должны перейти к новому владельцу. Согласно главному условию торгов право на эксплуатацию сети должен был получить соискатель, предложивший наименьшую абонентскую плату за пользование телефоном. И вот – сенсация: рекордно низкую абонентскую плату в размере 79 рублей заявило Шведско-Датско-Русское телефонное акционерное общество.

Шведское начало

Московской телефонной сети определенно повезло с новыми владельцами, хотя доля случайности здесь не столь велика: курс России на индустриализацию, проводимый знаменитым министром финансов Витте, формировал у представителей иностранного капитала здоровый интерес к российскому рынку. Его перспективность весьма высоко оценивалась западными предпринимателями, в том числе и Ларсом Магнусом Эрикссоном, одним из лучших производителей телефонного оборудования как в Швеции, так и в России.

Эрикссоновская компания поставляла оборудование и вела монтаж телефонных станций в Киеве (1893 г.), Харькове (1896 г.), Ростове (1897 г.), Риге, Казани и Тифлисе (1900 г.). В Петербурге, в собственном здании на Сампсониевском проспекте, находилась телефонная фабрика Эрикссона – филиал, своими размерами превосходивший первичное предприятие в шведской столице. Стокгольм в то время являлся самой телефонизированной европейской столицей, в чем немалую роль сыграл г-н Эрикссон.

К делу, господа!

Итак, Шведско-Датско-Русское телефонное акционерное общество под руководством Хенрика Торстена Седергрена становится новым владельцем Московской телефонной сети. Оценив растущую потребность москвичей в телефонной связи, компания приступила к строительству Центральной городской станции с гигантской по тем временам суммарной мощностью – 60 000 абонентов.

Телефонная станция в Милютинском переулке

Телефонная станция в Милютинском переулке

Специально этого был выкуплен участок земли в Милютинском переулке, и для постройки здания был приглашен популярный в то время архитектор Адольф Эрикссон.

Проектирование уникальной станции в Милютинском переулке было сложнейшей технической задачей. К ее решению был привлечен Ларс Магнус Эрикссон, уже имевший опыт монтажа аналогичной станции в Стокгольме. Все детали проекта разрабатывались и выверялись в Швеции специалистами его компании. Отдельные узлы и фрагменты оборудования изготавливались на стокгольмском заводе фирмы. Окончательная сборка происходила в Москве и частично – на Эрикссоновской фабрике в Петербурге. Для монтажа оборудования из Стокгольма выписали шведских мастеров и высококвалифицированных рабочих.

Новая Центральная станция стала объектом пристального внимания москвичей задолго до ее ввода в эксплуатацию. Люди часто приходили в Милютинский переулок, чтобы посмотреть, как идет строительство. Высотка с башней впечатляла своими размерами и красотой; прежний коммутатор размещался на чердаке дома на Кузнецком мосту. Удивляла горожан также и прокладка специального телефонного кабеля, располагавшегося глубоко под землей, для чего нанятые Эрикссоном рабочие рыли по всему городу траншеи. Раньше ничего подобного не происходило, ведь прежде сигнал передавался по телеграфным проводам, что значительно снижало качество связи.

Торжественное открытие

В октябре 1904 г. состоялось официальное открытие центральной телефонной станции в Москве.

Священник перед молебном сказал прекрасное слово о значении телефона и вообще всяких научных усовершенствований для человеческой жизни. Тут же в зале, где непрерывно работали телефонистки, присутствующим были предложены фрукты, печенье и шампанское Скромность угощения стала отличным контрастном к демонстрации сногсшибательного "чуда техники". Предполагаемый расход на обеды в сумме 5 тысяч рублей Шведско-Датско-Русское телефонное акционерное общество пожертвовало на нужды раненых на Дальнем Востоке воинов (в то время шла Русско-Японская война).

В огромном зале размещались коммутаторы двух видов: 28 распределительных и 112 соединительных. Применение двух типов коммутаторов позволило увеличить скорость обслуживания абонентов и снизить количество ошибок в соединении.

Это событие открыло новую эру в жизни москвичей: телефон стал доступным для широкого слоя горожан.

День сегодняшний

Компания Эрикссон и по сей день активно реализует на практике в 140 странах мира свой основополагающий принцип: мир общения без границ. Вот уже 100 лет, с момента постройки Центральной телефонной станции, компания Эрикссон – постоянный и надежный партнер и поставщик оборудования для Московской Городской Телефонной Сети.

Значение телефонной сети в жизни столицы сегодня, когда информация и связь являются основой успеха любого начинания, просто невозможно переоценить.

Cегодня ОАО МГТС – это современное предприятие, в состав которого входит 581 телефонная станция с 4 млн. 140 тыс. линий. В Москве создана высокотехнологичная телефонная сеть, которая продолжает интенсивно развиваться на благо жителей столицы, и часть этой заслуги принадлежит шведской компании Эрикссон.

По материалам компании Ericsson.
Статья опубликована 24.11.2004 г.