Hi-End – в массы!
История развития электросвязи

Hi-End – в массы!

Не секрет, что в СССР мало внимания уделялось бытовой технике, тогда почти вся страна работала на оборонку. Но нет худа без добра. В недрах оборонпрома многие серьезные предприятия в качестве гражданской продукции производили и бытовую радиоэлектронную аппаратуру (БРЭА). В составе выпускавшейся в стране БРЭА было немало изделий аудиотехники, относящихся к классу Hi-Fi и обеспечивающих высокое качество воспроизведения звука. Однако запросам истинных меломанов это оборудование вряд ли отвечало. Их взоры были устремлены к аппаратуре еще более современной, относящейся к классу Hi-End. И только сейчас это направление техники стало получать в нашей стране приличное развитие.

Hi-End аппаратура существенно отличается от массовой. Массовая техника рассчитана на среднестатистического покупателя, ее стремятся сделать удобной для сборки на конвейере, простой в налаживании и недорогой в производстве. Ее выбор определяется техническими характеристиками в паспорте аппарата, модным дизайном и ценой. Электронные компоненты должны быть компактными и недорогими, поэтому от ламп разработчики перешли к транзисторам, а от них – к микросхемам. В результате получается красивая надежная техника с очень неплохим соотношением качество/цена.

В мире Hi-End все подчинено высокому качеству звучания, поэтому это чаще всего мелкосерийные или штучные изделия. Здесь нередко используются совсем другие технологии и компоненты. Вот почему на выставке бытовой супераудиоаппаратуры "Российский Hi-End", прошедшей недавно в Москве, никого не удивляли ламповые усилители и рупорные громкоговорители. Это не музейные реликвии, а суперсовременные конструкции стоимостью от сотен до десятков тысяч долларов. Чтобы понять, чем обусловлена такая цена, обратимся к прошлому.

В 1906 году Ли де Форест открыл трехэлектродную лампу – триод. В ней малый сигнал, подаваемый на сетку, управлял гораздо более мощным сигналом анодной цепи. Это был первый усилительный электронный прибор. Начался взлет электронной техники. А расцвет ламповой аппаратуры пришелся на 50–60-е годы. Многие усилители, разработанные в те годы, выпускаются и по сей день. Большинство схемных решений современных ламповых усилителей было разработано тогда же. Транзисторы, появившиеся в 1947 году, имели массу преимуществ: они низковольтны, компактны, а потом стали еще и гораздо надежнее ламп и обходились без выходных трансформаторов. С недостатками ламп стали бороться: совершенствовать их, форсировать режимы, переходя из однотактных усилителей класса А к двухтактным усилителям класса АВ, создавать бестрансформаторные схемы (выходные трансформаторы были необходимы, так как лампы высокоомны, они оперируют высокими напряжениями и малыми токами, а акустические системы (АС) низкоомны и нуждаются в малых напряжениях и больших токах).

Позже разработчики перешли на транзисторы, которые позволили резко миниатюризировать и удешевить аппаратуру. Но меломаны заметили, что транзисторные усилители звучат иначе, им свойственны металлические оттенки звука и при перегрузке возникают большие искажения. У ламповых усилителей звук мягче и они легко выдерживают пиковые нагрузки. Произошло разделение рынка на массовый Hi-Fi и высший Hi-End, ориентированный на меломанов. В Hi-End-аппаратуре все поставлено, как уже говорилось, на службу звуку. Для нее специально отбирают лампы, провода изготавливают из чистого серебра, бескислородной меди и паяют серебряными припоями, используют позолоченные контакты. Тот же подход применяется и при создании АС, из сотен динамиков выбирают пары одинаково звучащих, тщательно мотают катушки индуктивности фильтров и используют специально изготовленные конденсаторы. Конечно, такая аппаратура собирается вручную и не может стоить дешево.

Есть несколько течений в изготовлении ламповых усилителей. Например, трансформаторный усилитель, который представляла на выставке фирма Valeg. Его идея в том, что все резисторы и емкости в усилителе заменены трансформаторами. Благодаря этому уменьшается количество элементов, усилитель упрощается и увеличивается его коэффициент полезного действия. Есть также сведения, что трансформаторные усилители появились раньше резистивно-емкостных. Но качественные трансформаторы сделать довольно трудно, и это направление в создании усилителей не очень развито. Наиболее распространенными являются резистивно-емкостные усилители, они просты и хорошо изучены. Самой сложной деталью в них является выходной трансформатор, избавиться от него стараются сторонники еще одного движения – бестрансформаторных (OTL) усилителей. Достигается это путем применения особых схемотехнических решений, таких, как включение параллельно большего числа ламп, и использованием особых ламп с малым сопротивлением. Едва ли не единственная в мире такая лампа – отечественная 6СЗЗС, поэтому в большинстве как российских, так и иностранных OTL-усилителей стоит именно она.

В России сложилась благоприятная ситуация для развития ламповой техники. Благодаря некоторой отсталости нашей страны у нас все еще выпускается много типов ламп и других электронных компонентов, которые качественны и главное – дешевы. Это позволяет создавать сравнительно недорогие высококачественные усилители. Сейчас нередко во многих зарубежных усилителях работают отечественные лампы. Остались и высококвалифицированные кадры, умеющие изготавливать ламповую технику. Ныне коллектив из нескольких человек может разработать и схемотехнику, и конструкцию, самостоятельно изготовить многие узлы, осуществить сборку и окончательную настройку усилителя. Создатель легендарного усилителя "Бриг" А. Лихницкий переключился на создание ламповых усилителей, А. Ян-Беляевский (разработчик акустики Radiotehnika S90) создал фирму "Aleks", выпускающую высококачественные АС, В. Шушурин (разработчик "Амфитона") эмигрировал в США и основал там фирму "LAMM Audio", которая также выпускает ламповые усилители. За последние десять лет такие фирмы твердо встали на ноги и наладили мелкосерийное производство АС, ламповых усилителей, корректоров и даже CD-плееров. Все это успешно продается не только в России, но и на мировом рынке.

Широка была география городов, из которых приехали на выставку представители фирм – изготовителей аудиотехники и комплектующих. В их числе: Калуга, Луганск, Москва, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саратов, Тверь, Таганрог. Они представили все направления в современном звуке: различные вариации усилителей, АС, домашних кинотеатров. Не были забыты и производители комплектующих: ламп, трансформаторов, деталей, корпусов, наборов для самостоятельной сборки аппаратуры. Кроме домашней аппаратуры, на выставке была представлена и автомобильная (car audio). Чтобы показать, что Hi-End не имеет границ, выставка была совмещена со вторым этапом соревнований по автозвуку по формуле RASCA (http://www.rasca.ru).

В этой связи необходимо отметить заметные успехи отечественной автомобильной акустической электроники, особенно предприятия "Урал-Центр", представившего новую линейку своей продукции. Марка "Урал" Сарапульского завода, который существует уже 100 лет, пользуется популярностью в нашей стране. Сохранив достоинства старых моделей, новые аппараты отвечают всем современным требованиям, обладают недостающими их предшественникам функциями и существенно улучшенными характеристиками. Объединение освоило линейку коаксиальной акустики "Урал", это двух- и трехполосные акустические системы размерами 13 см, 16 см и 6'х9' для установки в стандартные штатные места любых автомобилей. Линейка "Урал" является единственной отечественной коаксиальной акустикой. В нее также входит 100 Вт – сабвуфер (очень низкочастотная колонка с полосой 20–150 Гц).

Автозвук сильно отличается от домашних систем, так как автомобиль предъявляет много специфических требований к оборудованию. Объем салона ограничен, поэтому все должно быть компактно, в нем высок уровень вибраций и шумов. Электросеть автомобиля нестабильна, что откладывает серьезный отпечаток на аудиотехнику, и потому отрадно отметить высокие достижения отечественных производителей.

Статья опубликована в газете "Алло!" №7 (35), 2000 г., стр. 15.
Перепечатывается с разрешения редакции.