Подготовка радиоинженеров в Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова
История развития электросвязи

Подготовка радиоинженеров в Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова

Подготовка морских радиоспециалистов с высшим образованием началась в 1944 г., когда на основании постановления Государственного комитета обороны "О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота" в нашей стране были созданы высшие мореходные училища, в том числе Ленинградское высшее мореходное училище – ЛВМУ, сейчас Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова (ГМА). В училищах были организованы радиотехнические факультеты.

Роль морских радиоспециалистов трудно переоценить судовые радиотехнические средства, которые они обслуживают, во многом определяют безопасность мореплавания, сохранение человеческой жизни на море. От квалификации морских радиоспециалистов во многом зависит эффективность использования радиоэлектронных средств связи, навигации и спасания на море.

Здание ГМА, радиотехнический факультет

Здание ГМА, радиотехнический факультет

На морском флоте внедрена Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ). Автоматизированные режимы процессов установления связи в ГМССБ позволяют при исправной аппаратуре использовать эту систему специалистами, не имеющими квалификации радиоинженера, однако техническую ее эксплуатацию, в частности, поддержание средств связи в работоспособном состоянии, профилактику и ремонт, могут осуществлять только специалисты с высшим радиотехническим образованием. Наряду с оборудованием ГМССБ на судах и на берегу эксплуатируется навигационное и радиолокационное оборудование различного вида, внедряются новые радиоэлектронные системы – автоматические информационные (АИС), регистраторы данных (черный ящик), системы электронной картографии, судовые локальные вычислительные сети и пр. Грамотно обслуживать это сложное оборудование могут также только специалисты с высшим радиотехническим образованием, которые, наряду с общеинженерными знаниями, получают подготовку в области эксплуатации судовых средств связи, навигации, вычислительной техники и других электронных систем.

Учитывая высокие требования к квалификации судовых радиоспециалистов, Международная морская организация (ИМО), в соответствии с требованиями Регламента радиосвязи Международного союза электросвязи, установила дипломы радиоэлектроника первого и второго классов; на них возлагается ответственность за поддержание в рабочем состоянии средств связи, навигации и другого судового электронного оборудования.

Сотрудниками ГМА им. адмирала С. О. Макарова при активном участии преподавателей РТФ, совместно с польскими коллегами, разработан Модельный курс подготовки радиоэлектроников, который утвержден ИМО в качестве базового. Приказом министра транспорта от 3 декабря 1998 г. на судах дальнего плавания введена должность помощника капитана по радиоэлектронике, которую могут занимать лица с высшим морским радиотехническим образованием.

Радиотехническая специальность при внедрении ГМССБ играет особую роль, поскольку российские суда оснащены радиоаппаратурой разных поколений, различных фирм и заводов-изготовителей, имеют разную степень надежности, различаются по процедурам использования, профилактики, технического обслуживания. С учетом этой специфики в должностной инструкции помощника капитана по радиоэлектронике, утвержденной 17 февраля 1999 г. распоряжением Минтранса России, определен круг его обязанностей. На него, в частности, возлагается ответственность за техническое состояние всех средств связи, навигации, судовой компьютерной сети, а также за дополнительное обучение на судне радиоспециалистов по использованию различных средств связи в ГМССБ. В современных условиях, когда информация становится стратегическим ресурсом государства, будущее его экономики во многом определяется развитием информационных технологий. Для подготовки специалистов в области управления потоками информации на радиотехническом факультете ведется обучение береговых специалистов в области информационных технологий на транспорте. Наряду с техническими дисциплинами учащиеся получают знания по транспортной логистике, менеджменту и маркетингу в области телекоммуникационных и информационных систем.

Учебное парусное судно Мир

Учебное парусное судно "Мир"

Цикл специальных дисциплин включает подготовку курсантов для работы в системах управления подвижными объектами и контроля за ними (системы управления движением судов, автоматические информационные системы, береговые центры ГМССБ), информационно-вычислительных центрах, других структурах, связанных с информационным сопровождением, телекоммуникационным обеспечением внешнеторговых перевозок на транспорте, в том числе для радиотехнического обеспечения Севморпути. Тем самым обеспечивается реализация приказа министра транспорта Российской Федерации от 17 июля 2000 г. "О создании глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река-море) плавания судов". Аналогичные проблемы мониторинга подвижных объектов и контроля за грузом возникают и при эксплуатации других видов транспорта.

Необходимость подготовки специалистов такого профиля была подтверждена на Международной научно-практической конференции "Перспективы развития систем связи и навигации на морском и речном транспорте", состоявшейся в Москве в марте 2000 г.

Приоритетными направлениями подготовки специалистов на факультете являются:

  • конвенционная подготовка в соответствии с международными требованиями к судовым специалистам; для реализации конвенционных требований курсанты проходят подготовку на одном из лучших учебно-тренажерных центров при академии;
  • углубленная подготовка по английскому языку (разговорный, деловой, профессиональный), который изучается в течение всего периода обучения.

Радиотехнический факультет обладает большим научным потенциалом – высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, материально-лабораторной базой. Курсанты проходят плавательскую практику на учебном судне "Мир" – одном из самых быстроходных парусников в мире. Преподаватели факультета – признанные специалисты в области морской связи, навигации, автоматики. Ими написаны учебники по базовым дисциплинам факультета, подготовлено большое число специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук).

Первым деканом факультета был заслуженный деятель науки и техники, д. т. н., проф. К. А. Семенов (в настоящее время он профессор кафедры радиоэлектроники) – основоположник графоаналитических методов в теории электрических цепей, методов, развитых в работах его многочисленных учеников. В последующие годы деканами РТФ были его выпускники A. M. Байрашевский, Т. Н. Неволин, А. А. Ильин.

В настоящее время на радиотехническом факультете функционируют четыре кафедры – радиоэлектроники, автоматики и вычислительной техники, радионавигационных приборов и систем, радиосвязи на морском флоте.

Основоположником и первым начальником кафедры радиоэлектроники был известный ученый в области радиотехники д. т. н., проф. Н. Н. Крылов, который сыграл значительную роль в становлении научного потенциала факультета и подготовки научных кадров. С 1964 по 1981 гг. кафедру возглавлял известный ученый, автор трудов по анализу и синтезу электронных цепей д. т. н., проф. М. М. Айзинов. Затем кафедрой руководил признанный специалист в области микроэлектроники лауреат Государственной премии СССР, проф. Н. И. Бородин. В последние годы сотрудники кафедры, возглавляемой проф. М. Б. Солодовниченко, плодотворно сотрудничают с ЦНИИ морского флота, Институтом технической кибернетики АН Белоруссии, Главным управлением Российского морского Регистра судоходства.

Член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки и техники РФ, академик Российской академии транспорта, почетный профессор Варненского технического университета (Болгария), д. т. н., проф. А. Е. Сазонов – основатель первой в морских вузах кафедры автоматики и вычислительной техники. Труды А. Е. Сазонова (в настоящее время – профессора кафедры) по математическому обеспечению навигационных комплексов широко известны в нашей стране и за рубежом. Под его руководством была создана первая навигационная вычислительная машина, реализующая метод последовательной обработки навигационных измерений. Академии им. Макарова принадлежит приоритет в этой области знаний. С кафедрой долгие годы сотрудничал известный ученый в области математической навигации, д. т. н., проф. Ю. М. Филиппов. На кафедре плодотворно работал д. т. н., проф. А. И. Родионов – основатель в нашей стране вероятностного подхода к исследованию процесса расхождения судов. А. И. Родионовым были начаты работы по учету влияния человеческого фактора на безопасность судна. Начальник кафедры д. т. н., проф. С. В. Смоленцев – автор имитационной модели судна, позволившей определить режимы минимального расхода топлива. Научные исследования кафедра проводит совместно с ЦНИИ имени А. Н. Крылова, ЦНИИ "Электроприбор", Институтом проблем транспорта РАН. Кафедра осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации для иностранных государств (Польши, Болгарии).

Кафедру радионавигационных приборов и систем в 1947 г. организовал и возглавил лауреат Государственной премии СССР, д. т. н., проф. Е. Я. Щеголев – один из основоположников отечественных высокоточных фазовых радионавигационных систем. Позже кафедру возглавил известный ученый, заслуженный деятель науки и техники, академик Российской академии транспорта и Российской академии навигации и управления движением, д. т. н., проф. А. В. Жерлаков (в настоящее время – профессор кафедры), признанный лидер научной школы в области судовых многокомпонентных гироскопов, один из ведущих специалистов в области создания системы высшего морского образования в нашей стране. На кафедре долгие годы работал д. т. н., профессор Ю. И. Никитенко – один из разработчиков современных радионавигационных систем.

Группой сотрудников кафедры под руководством д. т. н., проф. Т. Н. Ничипоренко, основоположника миллиметровой радиолокации на морском флоте, к. т. н., доцента Н. С. Зимина ведутся работы по созданию и совершенствованию радиолокационных станций (РЛС). Береговые РЛС "Балтика", "Нева" установлены в системе управления движением судов в портах Владивостока, Мурманска, Санкт-Петербурга. На кафедре работает известный специалист в области радионавигационных систем, д. т. н., проф. Ю. М. Устинов. Сотрудники кафедры активно сотрудничают с научными (Институт точного времени и навигации) и производственными организациями.

Кафедра радиосвязи на морском флоте, которую возглавляет к. т. н., проф. А. А. Ильин, осуществляет конвенционную подготовку морских радиоспециалистов в соответствии с требованиями ИМО. Сотрудники кафедры принимают активное участие в работе морского учебно-тренажерного центра. На кафедре работают президент Санкт-Петербургского отделения Международной академии информатизации, д. т. н., проф. В. И. Дорошенко, один из авторов монографии "Автоматизация управления и связь в ВМФ", член-корреспондент Российской академии естественных наук, д. т. н., проф. А. Н. Пивоваров. Кафедра поддерживает творческие связи с родственными вузами других стран (Германии, Польши).

Выпускники радиотехнического факультета достойно представляют ГМА в международных (ИМО, ИНМАРСАТ) и национальных (Федеральное государственное унитарное предприятие "Морсвязьспутник", Российский морской Регистр судоходства, АО "Техномарин" и др.) организациях.

300-летие Санкт-Петербурга коллектив радиотехнического факультета Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова встречает новыми достижениями в области подготовки морских радиоспециалистов.

Проводится большая работа по внедрению в учебный процесс программы подготовки радиоспециалистов в области информационных технологий для реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия".

Литература

  1. От мореходных классов до морской академии (к 125-летию Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова). СПб.: "Историческая иллюстрация", 2001. – 256 с.
  2. Научно-исследовательская работа академии. Юбилейный сборник к 125-летию со дня основания. СПб, 2001. 362 с.

Статья опубликована в журнале "Электросвязь" №5, 2003 г., стр. 11.
Перепечатывается с разрешения редакции.