Виртуальный компьютерный музей.
Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История развития электросвязи  → 

Радиосвязь в Великую Отечественную

Радиосвязь - неотъемлемая составная часть военной связи, которая во многом определяет боеспособность армии и результаты проведения войсковых операций. Несмотря на то, что "богом войны" считалась артиллерия, анализ боевых операций показал, что уже в прошлой войне на эту роль претендовала военная связь как средство управления войсками. Связисты внесли существенный вклад в успешное завершение Великой Отечественной войны, их подвиги до сих пор служат примером для молодого поколения.

За прошедшие годы военная связь неузнаваемо изменилась. Только в радиосвязи появились такие новые направления, как радиорелейная связь, тропосферная связь, спутниковая связь.

XIX в. ознаменовался открытием нашего великого соотечественника - А.С. Попова, связанным с использованием электромагнитных колебаний для беспроводной связи на расстоянии. Уже летом 1900 г. на маневрах 148-го Каспийского пехотного полка проходили испытания разработанных под руководством А.С. Попова первых армейских походных радиостанций, а 9 (22) ноября 1911 г. подполковник русской армии Д.П. Сокольцев впервые в мире организовал передачу радиотелеграфных сигналов с самолета, пилотируемого летчиком А.В. Панкратьевым, на Землю на расстояние до 20 км.

В 1910-1913 гг. радиотелеграфным депо Российского морского ведомства (Кронштадт) были изготовлены серийные искровые передатчики РСТ-ВН мощностью до 2000 Вт. В качестве приемных устройств использовались детекторные приемники. Перед самой революцией на русских кораблях было более 220 радиостанций.

Но важность радио в военной связи была по-настоящему оценена только после революции 1917 г. Уже в 1918 г. В.И. Ленин подписал Положение о радиолаборатории с мастерской. Это первое крупное в стране научно-исследовательское учреждение было расположено в Нижнем Новгороде, возглавлял его в течение десяти лет М.А. Бонч-Бруевич.

После образования Красной Армии стали формироваться самостоятельные органы по руководству связью, а также исследовательские организации в области военной связи. В апреле 1918 г. была образована Военная радиотехническая лаборатория (ВРТА). Одним из первых ее руководителей был выдающийся радиотехник, профессор М.В. Шулейкин.

20 октября 1919 г. в соответствии с приказом Реввоенсовета было образовано Управление связи Красной Армии, а на фронтах созданы органы управления связи фронта, армии, корпуса, дивизии и бригады. Таким образом, день 20 октября 1919 г. стал днем рождения войск связи.

К концу 1920 г. войска насчитывали один поезд связи, 13 отдельных батальонов связи, 79 телефонно-телеграфных рот, 13 отдельных рот связи, 3 радиобазы, 38 отдельных радиостанций. Общая численность войск связи превышала 100 тыс. человек. На радиобазах в Казани и Владимире шла подготовка радиоспециалистов для армии.

В 1921 г. под руководством А.И. Коваленкова была создана первая советская передающая радиотелефонная станция АК-23 дальностью действия до 50 км. В 1923 г. на вооружение войск связи поступила первая ламповая радиостанция АЛМ, названная в честь ее создателя - А.Л. Минца (1895-1974), который в то время возглавлял Научно-испытательный институт связи (НИИС) РККА. До 1923 г. в армии были в эксплуатации только искровые передатчики фирмы "Телефункен".

В сложные предвоенные годы в Советском Союзе шло перевооружение войск. Разрабатывались новейшие танки, самолеты, артиллерийские орудия. Значительное внимание было уделено и созданию средств радиосвязи.

радиостанции 71-ТК-З
Рис. 1. Общий вид радиостанции 71-ТК-З
1 — передатчик; 2— приемник;
3 — умформер РУЕ-75Б;
4 — умформер РУЕ-75Б с фильтром;
5 — аккумулятор накала ламп приемника;
6 — главный переключатель радиостанции;
7 — ручной регулятор напряжения.

Особенно остро проявилась необходимость оснащения армии средствами радиосвязи во второй половине 20-х годов. Тактическое звено управления в армии - это своеобразная "последняя миля", которая должна обеспечивать взаимодействие сил в боевой обстановке. По количеству и разнообразию средств связи тактическое звено является наиболее насыщенным. Уже в те годы разрабатывались специальные радиостанции для кавалерийских соединений, началось промышленное производство первых артиллерийских радиостанции типа "Гора-1", "Гора-2", "Гора-3", были развернуты опытно-конструкторские работы по созданию типовых танковых радиостанций.

радиостанции КР СТБ 9-Р
Рис. 2. Общий вид танковой
радиостанции КР СТБ 9-Р:

1 — передатчик;
2 — приемник "Малютка";
3 — умформер передатчика;
4 — умформер приемника;
5 — щиток управления;
6 — соединительный кабель;
7— шлемофон.

По мере насыщения войсковых соединений радиостанциями обострился вопрос электромагнитной совместимости и исключения взаимных помех при комплексной организации радиосвязи. Поэтому весь диапазон частот войсковых радиостанций был разделен на группы фиксированных частот в зависимости от оперативного назначения. Таким образом, с того времени началось упорядочение использования спектра частот в войсках. Это позволило существенно упростить процесс организации радиосвязи и практически обеспечить беспомеховое ведение переговоров.

В конце 20-х годов было разработано 17 типов общевойсковых, кавалерийских и авиационных радиостанций (1ВФ, 2Д и др.), которые начали поступать в армию. Но лучшие разработки военных радиостанций пришлись на первую половину 30-х годов. В это время были разработаны такие радиостанции, как 6ПК, РКР, 5АК, танковые станции 71-ТК, 71-ТК-1, 71-ТК-З (рис. 1) и 72 ТК.

В приемнике танковой рации 71-ТК впервые в войсковой аппаратуре был использован супергетеродинный метод приема. Непосредственно перед войной были разработаны танковые радиостанции с кварцевой стабилизацией частоты КР СТБ 9-Р (рис. 2.), 10-Р.

В 30-е годы создаются самолетные станции типа 5-СУ, 11-СК, 13-СК, 14-СК, 15-СК и др. Перед самой войной начала выпускаться самолетная радиостанция с супергетеродинным приемником для бомбардировщиков РСБ, а позднее, для средних и тяжелых самолетов - радиостанция РСБ-бис-АД. При этом в телеграфном режиме обеспечивалась дальность до 1500 км, а в телефонном режиме при выходной мощности 80 Вт - до 350 км. В последующие годы эта радиостанция послужила основой для создания унифицированного ряда станций, которые также нашли применение в различных наземных радиолиниях.

Для самолетов ближнего действия были разработаны радиостанции РСВС, РСВС-1.

В довоенный период самолеты оснащались радиосвязью медленно. Великая Отечественная война резко повысила значение радиовооружения самолетов и наземных средств связи ВВС. Появилось много новых отечественных авиационных радиостанций, хорошо зарекомендовавших себя при проведении боевых действий. К наиболее распространенным в то время радиостанциям относятся РСИ-4, РСИ-6, РСБ-бис, РСБ-Збис, РСР-2бис.

Коротковолновая станция РСИ-4 устанавливалась на истребителях и штурмовиках типа И-16, И-15, Миг-3, Як-1, Як-7, Ил-2, Пе-3 и предназначалась для двусторонней связи самолетов с землей и между самолетами. Дальность связи между самолетами достигала 15 км, а связи с наземными средствами - 100 км. Радиостанция была построена на лампах типа 6А8, 6Г7, 6К7, 6ПЗ, 6П6, 6Ф6.

Коротковолновые радиостанции типа РСБ-бис предназначались для установки на самолетах бомбардировочной и разведывательной авиации СБ, Пе-2, Пе-8, Ли-2, Ил-4. Дальность телеграфной связи с наземными средствами достигала 2000 км.

Для самолетов среднего класса были разработаны радиостанции РСБ-бис с приемником КС-2, РСБ-Збис. Передатчики этих станций имели выходную мощность от 1,5 Вт до 20 Вт в телефонном режиме работы. Для самолетов морской авиации выпускались радиостанции РСБ-М и РСБ-Мбис.

Экипировка летчика включала шлемофон, в котором монтировались два телефона типа ТА-2 или ТА-3 и два ларингофона типа ЛА-3.

радиостанции 6ПК

Рис. 3. Общий вид радиостанции 6ПК

радиостанции РБ

Рис. 4. Общий вид радиостанции РБ:
1 — упаковка приемопередатчика;
2 — упаковка питания;
3 — такелажная упаковка с антенным устройством;
4 — микротелефонная трубка;
5 — складная штыревая антенна;
6 — головные телефоны;
7— телеграфный ключ

Первая отечественная переносная радиостанция 6ПК была создана в Горьковской центрально-индустриальной лаборатории и НИИС РККА (ныне 16 ЦНИИС МО). Станция работала в телеграфном и телефонном режиме в диапазоне частот 3,75-5,25 МГц и предназначалась для связи командира батальона с командиром полка и в сетях артиллерийских дивизионов. На базе радиостанции 6ПК (рис. 3) был разработан вариант станции РКР для использования в кавалерийских войсках.

Впоследствии станцию 6ПК, которая длительное время оставалась базовой, заменили радиостанцией РБ (радиостанция батальонная). Эта станция была создана в 1936 г., с 1938 г. начался серийный выпуск, а после 1940 г. появились ее модернизированные варианты. Она получила широкое распространение во время войны для связи низового (тактического) звена (рис. 4).

Радиостанция РБ работала в трех поддиапазонах в полосе частот от 1,5 МГц до 6 МГц, обеспечивая связь как в телефонном, так и в телеграфном режиме при выходной мощности 1,5 Вт. Наибольшее распространение она получила в полковых сетях пехоты и артиллерии. Модернизированный вариант для кавалерийских частей выпускался под названием РБК.

В годы Великой Отечественной войны большим успехом пользовалась КВ-радиостанция РБМ, которая пришла на смену радиостанции РБ. По сравнению с трофейными немецкими станциями она имела меньшие габариты, была проста в обслуживании в самых тяжелых боевых условиях. Несмотря на то, что основное предназначение РБМ - построение связи в звене "батальон-полк-дивизия", она интенсивно использовалась в качестве личной радиостанции командиров дивизий и выше.

Радиостанция РБМ-1С начала выпускаться в 1941 г. Она, в отличие от РБ, имела два поддиапазона в полосе частот 1,75...6 МГц, но несколько большую выходную мощность (2,5 Вт). Радиостанция РБМ-5, которая производилась с 1942 г., имела входную мощность 5 Вт. Повышение мощности выходных каскадов за счет перехода на другие типы ламп позволяло организовывать связь на большие расстояния и таким образом повышать тактические возможности низовой радиосвязи, шире использовать радиостанции, особенно в средних армейских звеньях пехоты и артиллерии. Несколько сложнее обстояло дело на уровне взвода, батареи, танка. Низовых радиостанций требовалось намного больше, и, работая в коротковолновом диапазоне в условиях крупных боевых операций, они создавали большие помехи, что затрудняло установление и поддержание связи. Да и по своим габаритным характеристикам радиостанции РБ и РБМ не соответствовали требованиям низового звена. Радиостанции переносили в двух упаковках, и для их обслуживания требовалось два человека. Перенося станцию на спине, солдаты прозвали ее "эрбушка-горбушка".

Ранее разработанные радиостанции типа 2Д, ЗД, 4Д также были модернизированы и установлены на автомобили. Автомобильные варианты станции стали называться 2А, ЗА, 4А.

приемопередатчик радиостанции 5АК-1

Рис. 5. Передняя панель приемопередатчика
радиостанции 5АК-1
(модернизированный вариант
радиостанции 5АК)

передатчик 11АК

Рис. 6. Передняя панель передатчика 11АК:
1 — миллиамперметр ДШ;
2 — реостат накала возбудителя;
3 — реостат накала модулятора;
4 — переключатель сеток;
5 — вольтметр накала;
6 — амперметр антенный типа ТИС на 15 а;
7 — главный переключатель

Радиостанция 5АК (рис. 5) предназначалась для использования в дивизионных сетях пехоты и кавалерии, в полковых сетях артиллерии, а также в сетях взаимодействия. Эта станция обеспечивала работу в телеграфном и телефонном симплексных режимах при мощности передатчика 20 Вт на частотах от 3,25 МГц до 4,75 МГц. Станция могла размещаться в автомобиле, на тачанке или двуколке, а также перевозиться во вьюках или ящиках.

В предвоенные годы были также разработаны мощные радиостанции для использования в оперативном и оперативно-тактическом звеньях управления. Это станции типа ПАК, PAT, РСБ-Ф, РАФ и др.

Автомобильная коротковолновая (2,5...4,5 МГц) радиостанция ПАК, предназначенная для оперативного звена управления, размещалась на двух автомобилях ГАЗ-АА или ГАЗ -AAA. Она использовалась почти во всех родах войск для связи между штабами, а также как аэродромная радиостанция для связи с самолетами. Дальность связи достигала 700 км в телеграфном режиме и 350 км - в телефонном режиме. Выходная мощность передатчика в телеграфном режиме составляла 600 Вт, в телефонном - 300 Вт (рис. 6).

Тяжелая телефонно-телеграфная коротковолновая ра-диостанция.РАТ размещалась на двух автомобилях ЗИС-5 или на одном автомобиле ЗИС-6. Выходная мощность этой станции в телеграфном режиме - 1000 Вт. Она использовалась как общевойсковая в сетях Генерального штаба, для связи штабов крупных войсковых соединений, а также как аэродромная. Дальность связи в телеграфном режиме составляла более 2000 км.

Руководство страны уделяло значительное внимание развитию военной радиосвязи, позволяло решать большинство задач как на стратегическом, так и на тактическом уровне. Однако все же к началу войны в войсках не хватало радиостанций, телефонных и телеграфных аппаратов, полевого кабеля и др. Промышленное производство средств связи и особенно радиосвязи не было еще как следует налажено.

Министр электронной промышленности СССР А.И. Шокин вспоминал: "В Московском военном округе на 1 января 1940 г. радиостанции стояли на 43 самолетах-истребителях из 583. В 1942 г. командующий ВВС РККА отмечал в приказе, что 75 % вылетов советской авиации делается без использования радиостанций".

С первых дней Великой Отечественной войны и до Победы радио стало важнейшим средством управления войсками. Развитию связи в армии способствовал приказ народного комиссара обороны (НКО) от 23 июля 1941 г. "Об улучшении связи в Красной Армии". На боевых фронтах выросло число связных воинских подразделений. Директива Ставки ВГК от 30 мая 1942 г. "Об улучшении использования радиосвязи для обеспечения управления войсками" обеспечила дальнейшее совершенствование непрерывной системы поддержания связи и устойчивости системы управления. В звене "Генштаб-фронт-армия" помимо радиосвязи была организована правительственная высокочастотная связь.

Ускоренное развитие радиосвязи имело также большое значение для поддержания непрерывного взаимодействия всех разнородных сил и средств, участвующих в боях и операциях. Меры, экстренно принятые правительством, позволили не только увеличить объемы производства радиосредств, но разработать и серийно внедрить новейшее военное радиооборудование.

4 июля 1943 г. вышло историческое постановление Государственного комитета обороны СССР "О радиолокации", которое положило начало формированию радиоэлектроники как отрасли и становлению целого ряда предприятий в области радиолокационной техники, электроники, электросвязи и радиосвязи. Продолжал повышаться технологический уровень радиостанций всех звеньев управления.

радиостанции РАФ

Рис. 7. Общий вид передатчика
и силового пульта радиостанции РАФ

радиостанции А-7

Рис. 8. Внешний вид радиостанции А-7

В 1943 г. почти в два раза увеличились поставки на фронт радиостанций PAT и РБ, в 2,5 раза выросли поставки танковых радиостанций 9Р, ЮР, 12РТ, 12РТК. С другой стороны, почти в три раза уменьшилось количество типономиналов, что существенно упростило поставки запасного имущества и ремонт радиооборудования. Станции 5АК и 6АК были модернизированы. Мощность их передатчиков увеличилась в два раза.

Для обеспечения связи штабов фронтов, армий и соединений авиации во время войны выпускались автомобильные радиостанции 12РТ, А-7, PAT, РАФ-КВ-3, для стрелковых и артиллерийских частей - РБ и РСБ-Ф, РБМ. В конце 1944 г. в войска начала поступать рация РАФ-КВ-4 с аппаратурой "Карбид", обеспечивающая работу буквопечатающих телеграфных аппаратов по помехозащи-щенным радиолиниям. К концу войны появились модернизированные автомобильные рации РАТ-44, РАФ-КВ-5, РСБ-ФЗ.

Широкое распространение во время Великой Отечественной войны получила автомобильная (ГАЗ-ААА, ЗИС-6) коротковолновая радиостанция РАФ-КВ и ее модификации - РАФ-КВ-3, РАФ-КВ-4, РАФ-КВ-5, РАФ-КВ-бис. При мощности передатчика 300-500 Вт радиосвязь осуществлялась на дальности до 2000 км в телеграфном режиме и до 1000 км - в телефонном режиме. Не меньшим успехом во время войны пользовалась автомобильная (два автомобиля ЗИС-5 или один ЗИС-6) коротковолновая радиостанция PAT. Эти радиостанции широко использовались для связи между штабами высших войсковых соединений, а в качестве аэродромных -для связи с самолетами. Выпуск их продолжался и после окончания войны. Общий вид передатчика РАФ приведен на рис. 7.

Для разгрузки эфира требовалось освоение нового диапазона, а для низового звена - создание легкой, носимой радиостанции. Еще в 1940 г. была разработана ультракоротковолновая радиостанция А-4. При мощности передатчика 1 Вт и амплитудной модуляции станция обеспечивала устойчивую связь на расстоянии до 8 км. На базе этой радиостанции осенью 1941 г. была начата разработка первой УКВ-радиостанции с частотной модуляцией А-7 (рис. 8), а уже через год она стала поступать в войска. Непрерывно шла модернизация станции, и в начале 1944 г. появилась радиостанция А-7-А, в которой число ламп было уменьшено, а потребление энергии снижено на одну треть. В конце 1944 г. на фронт стала поступать радиостанция А-7-Б, имевшая больший радиус действия. В ней впервые для переносных станций была использована антенна типа "бегущая волна".

В качестве аэродромных станций для связи с самолетами использовались полудуплексные радиостанции (РАФ, РАФ-КВ-3, 11-АК, РСБ-Ф). Радиостанции типа РСБ-Ф применялись также в армейских сетях, бронетанковых соединениях, артиллерийских частях, военно-воздушных силах и сетях взаимодействия. Буква "Ф" в названии означала, что радиостанция фронтовая. Радиостанции размещались на автомобилях ГАЗ-ААА, ГАЗ-АА, "Виллис", тачанках и аэросанях или использовалась как перевозимые в семи ящиках. Применялись передатчики от радиостанции РСБ-бис, что позволило уменьшить габаритные характеристики станции и повысить ее надежность по сравнению с радиостанцией РСБ. Приемник имел супергетеродинную схему и обладал высокой чувствительностью Дальность связи составяла 300-1500 км, в зависимости от используемого типа антенны и режима работы.

Достойно отслужив всю войну, радиостанции типа РСБ продолжали работать, их выпускали и модернизировали в первые послевоенные годы.

Для связи с дальней бомбардировочной авиацией и между аэродромами использовались тяжелые аэродромные станции типа PAT. Аппаратура такой станции размещалась на трех автомобилях: двух ЗИС-5 и одном ЗИС-6. Время развертывания всей радиостанции не превышало 1,5 часа.

партизанская станция Север

Рис. 9. Портативная
партизанская станция "Север"

Средствами радиосвязи снабжались также партизанские соединения. На рис. 9 приведена партизанская коротковолновая радиостанция "Север", изготовленная в цехах завода им. Козицкого в блокадном Ленинграде. 3-ламповая станция для телеграфной связи с выходной мощностью 2,5 Вт была разработана радиолюбителями.

Для частей парашютно-десантных войск в 1942 г. была создана переносная радиостанция "Прима". Обеспечивая связь на расстоянии до 300 км в телеграфном режиме, она также нашла широкое применение в партизанских отрядах.

О размахе использования в войсках радиосредств говорят такие факты. В Сталинградской битве использовалось более 9 тыс. радиостанций различного назначения, при прорыве блокады Ленинграда - более 4 тыс., а при проведении Белорусской стратегической операции - несколько десятков тысяч. Число радиостанций в стрелковой дивизии за годы войны увеличилось с 22 до 130.

В армии во время войны использовалось, в основном, связное оборудование, произведенное нашей промышленностью. По оценке маршала войск связи А.И. Белова, по ленд-лизу поступало не более 5 % всей техники связи. По своим характеристикам отечественные радиостанции зачастую превосходили американские. Так, например, в 1943 г. по ленд-лизу из США прибыла первая партия возимых радиостанций SK.-610 с частотной модуляцией. По сравнению с нашей аналогичной станцией А-7 она выглядела наряднее, имела телескопическую антенну и громкоговоритель, но у нее было только две частоты, в то время как А-7 имела 120 фиксированных частот, она потребляла в несколько раз меньше энергии и была легче.

Значительная роль в создании систем связи и управления морскими силами принадлежит военным морякам и выдающимся советским ученым А.И. Бергу и В.И. Сифорову. Уже в конце 20-х годов были сформулированы основные принципы построения комплексных систем радиосвязи для Военно-Морского флота. Первый такой комплекс "Блокада-1" был разработан в 1934 г. В его состав входили радиостанции "Рейд", передатчики "Бухта", "Бриз", приемники "Дозор", "КУБ-4". В дальнейшем комплекс был модернизирован и получил название "Блокада-2". В него теперь входили также средства коротковолновой радиосвязи. Вся аппаратура по программам "Блокада" вошла в историю как техника Великой Отечественной войны. Основное ее производство находилось на Ленинградском заводе им. Козицкого. Во время войны был освоен выпуск УКВ-радиостанции с бескварцевой стабилизацией "Рейд И" (аналог сухопутного варианта радиостанции А-7А).

Разработанные в конце войны фронтовые радиостанции продолжали выпускаться и после 1945 г. Многие из них получили мирную прописку и с успехом использовались на речном и морском флоте, в гражданской авиации и других отраслях народного хозяйства. Накопленный во время войны опыт позволил перейти к созданию нового поколения военных радиостанций.

Передатчик РСБ-5

Рис. 10. Передатчик РСБ-5 ("Днепр")

На рис. 10 дан общий вид коротковолнового передатчика РСБ-5 "Днепр", разработка которого пришлась на военные годы, а серийный выпуск начался уже после победы. Передатчик предназначался для использования в телефонно-телеграфных радиостанциях дальностью действия до 5500 км. На базе этого передатчика впоследствии было разработано семейство передатчиков с улучшенными характеристиками.

О роли радиосвязистов в Великой Отечественной войне хорошо сказал вице-адмирал Г.Г. Толстолуцкий в своих воспоминаньях "В эфире над Арктикой":

"О связистах, их подвигах на войне написано не очень-то много. Непосвященным порой кажется, что и сама деятельность воинов-связистов выглядит однообразной, мало влияющей на исход военных событий. То ли дело разведчики, летчики, танкисты, подводники, катерники, пехотинцы, артиллеристы... Их служба полна романтики.

Слов нет, и летчики, и подводники, и танкисты, и воины других специальностей проявили во время Великой Отечественной войны чудеса храбрости и героизма. Но связисты участвовали в ожесточенных схватках, порой не менее драматичных и захватывающих! Правда, схватки эти были не всегда широко известны. Велись они чаще всего в эфире...

Связисты, не жалея ни сил, ни времени, настойчиво выполняли свой долг. Они доставляли в штабы необходимую информацию, обеспечивали оповещение войск об обстановке, о действиях противника, своевременно передавали в соединения и части боевые приказы и распоряжения командования".

В заключение автор статьи приносит искреннюю благодарность генеральному директору фирмы "РКК" В.Б. Громову за предоставленные дополнительные материалы о радиостанциях времен Великой Отечественной войны.

Литература

  1. Великая Отечественная война, 1941-1945. - М.: Советская энциклопедия, 1985.
  2. На земле, в небесах и на море. - М.: Военное издательство, 1983.
  3. Пересыпкин И.Т. Связисты в годы Великой Отечественной. - М.: Связь", 1972.

Статья опубликована в журнале "Электросвязь: история и современность"
Перепечатывается с разрешения редакции.
Статья помещена в музей 22.04.2007 года

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2018