Виртуальный компьютерный музей.
Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История развития электросвязи  → 

Виртуальный компьютерный музей

К вопросу о летописцах радио

Направляю в Ваш журнал письмо группы членов Санкт-Петербургского НТОРЭС им. А. С. Попова – профессоров и преподавателей Электротехнического университета, Военной академии связи им. С. М. Буденного, Военно-морской академии, научных сотрудников Петербургских музеев радиотехнического профиля, Почетных членов НТОРЭС.

Радиотехническая общественность С.-Петербурга надеется, что письмо будет в скором времени опубликовано, так как оно поднимает важный вопрос о соблюдении научной объективности и этики в исторических исследованиях и публикациях.

Председатель Совета СПб НТОРЭС им. А. С. Попова
И. Е. Гаген

Значительную часть статьи "Первый летописец радио" ("Электросвязь", 1993, № 8), посвященной 125-летию В. К. Лебединского, ее автор профессор Н. И. Чистяков уделяет борьбе с "претензиями на глобальный приоритет России в радиотехнике, имевшими по сути идеологическую основу", а по существу – борьбе с признанием А. С. Попова изобретателем радио. При этом он отмечает, что "В. К. Лебединскому следует отдать справедливость: в своих печатных трудах он сумел избежать вымыслов и искажений фактов". К нашему огорчению, этого нельзя сказать об авторе цитируемой статьи.

Так, называя "наиболее устойчивой" версию о первой в мире радиограмме с текстом "Генрих Герц", Н. И. Чистяков утверждает, что "именно легенда о первой в мире радиограмме стала аргументом в решении Совнаркома СССР об установлении ежегодного "Дня радио" 7 мая". Однако в известном постановлении Совнаркома ("Известия" от 4 мая 1945 г.) ни словом не упомянута эта радиограмма. В. К. Лебединский еще в 1926 г. писал [1]:

"1) Первая демонстрация в Физическом обществе имела место 7 мая 1895 г. (новый стиль) в старом физическом кабинете Петербургского университета, причем А. С. [Попов] показал прием электромагнитных волн от герцевского вибратора на прибор, снабженный когерером Бранли, реле и автоматическим ударником... 30-летие этого заседания и послужило поводом к празднованию юбилея беспроволочного телеграфа в мае 1925 г.

2) Через год, в марте 1896 г., А. С. демонстрировал передачу по беспроволочному телеграфу, причем, кроме приемной антенны, он употребил и передаточную антенну. Были переданы слова "Heinrich Hertz".

Второй из указанных выше докладов (март 1896) изображен в протоколе соответствующего 158 (208)-го заседания словами ("Журн. РФХО", т. 28, с. 124): "§ 8. А. С. Попов показывает приборы для лекционного демонстрирования опытов Герца. Описание их помещено уже в "Журнале РФХО".

Такая скупость в словах протокола, весьма мало изображающая сущность и высокую важность доклада, объясняется тем, что в 1896 г. работы А. С. велись под контролем Морского министерства и не могли быть разглашаемы.

В. Лебединский"

Согласно выводам Исторической комиссии НТОРЭС в начале 60-х гг. наиболее устойчивым из домыслов, возникших вокруг имени А. С. Попова, является не передача им слов "Генрих Герц", а так называемая "грозоотметческая" версия. Ее придерживается и Н. И. Чистяков, называя радиоприемник Попова "грозоотметчиком". Он пишет: "сенсационный успех искрового беспроводного телеграфа вызвал острую борьбу фирм ряда стран за возможность производить радиоаппаратуру в условиях, когда компания Маркони уже оформила в 1896 – 1897 гг. свои патентные права.

Реальная возможность оспаривать приоритет английской фирмы была усмотрена в сходстве приемника Маркони с грозоотметчиком Попова...".

Н. И. Чистяков умалчивает о том, что Маркони получил патент только в Англии. Что же касается России, Германии и Франции, то в этих странах он получил отказ со ссылкой на статью А. С. Попова, задолго до этого опубликованную в "Журнале РФХО" с международной рассылкой.

Несостоятельность грозоотметческой версии была показана в работах тогдашнего заместителя председателя Исторической комиссии профессора И. В. Бренева [2 – 4]. Например, в работе [2] говорится:

"наиболее распространенными ошибками при изложении истории изобретения радио являются утверждения того, что:

А. Изобретение радио А. С. Поповым ведет свое начало от "грозоотметчика"...

Г. Выступая на историческом заседании физического отделения РФХО 25 апреля (7 мая) 1895 г., А. С. Попов демонстрировал лишь свой "грозоотметчик". Причем имеются авторы, которые считают даже, что А. С. Попов в это время еще не имел и не пользовался радиопередатчиком..."

Напомним, что в научной статье А. С. Попова [5], излагающей содержание его доклада от 7 мая 1895 г., сказано: "на одиночное колебание прибор отвечает коротким звонком; непрерывно действующие разряды спирали отзываются частыми, через приблизительно равные промежутки следующими звонками". И. В. Бренев обращает внимание историков на то, что здесь говорится не об атмосферных разрядах, а о разрядах спирали – "коротких" (точки) и "непрерывно действующих" (тире), т. е. о возможности передавать сигналы кодом Морзе.

Лишь в заключительной части работы [2] рекомендуется "при изложении истории изобретения радиосвязи не упоминать, что во время доклада и демонстрации приборов, имевших место 12 (24) марта 1896 г., А. С. Поповым была передана с помощью азбуки Морзе радиограмма из слов "Генрих Герц". Версия об этой передаче появилась в литературе много лет спустя (в 1925 г.) и основывалась на воспоминаниях некоторых лиц, а не на документах...

Приоритет А. С. Попова в изобретении радио (радиосвязи) обосновывается не фактом передачи по радио слова "Герц", а всеми предшествующими его публичными выступлениями и демонстрациями изобретенных им приборов, его собственными публикациями в печати и подлинными документами своего времени, ставшими достоянием широкой общественности до опубликования первого патента Г. Маркони, последовавшего только после 2 июля 1897 г.".

Своей рекомендацией Историческая комиссия хотела закрыть дискуссию по данной версии, но вовсе не подтверждала ее несостоятельности, "прежде показанной за рубежом", как пишет Н. И. Чистяков, ссылаясь на статью Ч. Зюскинда. Наоборот, именно необъективная работа Ч. Зюскинда [6] повлекла за собой создание Исторической комиссии, в результате работы которой были убедительно опровергнуты аргументы этого зарубежного историка [3].

Н. И. Чистяков утверждает, что В. К. Лебединский, будучи "непосредственным свидетелем первых успехов радио, как и О. Д. Хвольсон, Л. И. Мандельштам, Н. Д. Папалекси, Д. М. Сокольцов и ряд других современников, стремился к объективному выявлению в работах А. С. Попова их действительной ценности и новизны". Выше было показано, что объективность В. К. Лебединского выразилась в безусловном признании А. С. Попова изобретателем системы радиосвязи.

Такую же позицию занимал и академик Л. И. Мандельштам, который, редактируя сборник документов "Из предыстории радио" [7], писал: "Изобретателем радио должен считаться тот, кто конкретным устройством слил идею с осуществлением в одно органичное целое, после чьих работ не остается сомнений в том, что поставленная практическая цель достигнута". Таким изобретателем, по мнению Л. И. Мандельштама, является А. С. Попов.

О. Д. Хвольсон возглавил в 1908 г. специальную комиссию РФХО "для выяснения значения работ А. С. Попова в деле телеграфирования без проводов" [8], которая изучила все доступные ей документы, получила письменные ответы на запросы от зарубежных ученых – О. Лоджа, Э. Бранли, А. Риги, признавших основополагающую роль А. С. Попова в изобретении радио. В заключении комиссии сказано: "... по имеющимся в нашем распоряжении данным, независимо от всяких прочих обстоятельств истории данного изобретения, А. С. Попов по справедливости должен быть признан изобретателем телеграфа без проводов при помощи электрических волн. Мы надеемся, что и сомневающиеся в справедливости такого признания присоединятся к нам".

Жизнь, однако, показывает, что Н. И. Чистяков не только не оправдал этой надежды О. Д. Хвольсона, но и произвольно трактует его (а также Лебединского, Мандельштама, Папалекси, "ряда других современников") отношение к приоритету А. С. Попова, игнорируя следующие факты:

Этот перечень фактов признания Попова при его жизни можно при желании продолжать и продолжать.

Поводом для создания комиссии РФХО в 1908 г. послужила опубликованная реплика Д. М. Сокольцова, назвавшего изобретение беспроволочного телеграфа А. С. Поповым "старой патриотической сказкой". Н. И. Чистяков пишет, что Д. М. Сокольцов имел особое мнение по вопросу об изобретении радио А. С. Поповым. Но он скрыл от читателя, что в 1912 г., основательно изучив публикации А. С. Попова, Д. М. Сокольцов переменил свое мнение и в нескольких работах дал ему высокую оценку, безоговорочно признав его изобретателем радио [9]. В данном вопросе Д. М. Сокольцов не является единомышленником Н. И. Чистякова.

Что же касается "претензий на глобальный приоритет", то надо напомнить, что А. С. Попов в своих работах приводит длинный ряд имен своих предшественников, не забывает упомянуть и о тех, кто подключился к радиотехнике после него. В частности, роль Г. Маркони в развитии радио высоко оценивалась Поповым и другими нашими специалистами. В обобщенном виде ее сформулировал академик А. И. Берг: "Заслуги молодого и предприимчивого итальянца бесспорны, но не в деле изобретения радио, а в практической реализации и развитии в больших масштабах с исключительной энергией и настойчивостью тех возможностей, которые эта область техники открывала" [11].

Вклад Г. Маркони по справедливости был отмечен Нобелевской премией по физике 1909 г., одновременно присужденной ему и немецкому физику Ф. Брауну "за работы по созданию беспроволочного телеграфа" [12]. Заметим, что кандидатура А. С. Попова не могла рассматриваться на эту награду в 1909 г., так как Нобелевские премии посмертно не присуждаются.

В заключение данного письма в редакцию хотелось бы пожелать авторам работ по истории радиотехники решительнее избавляться от политических и идеологических деклараций любой полярности, оперировать точными фактами и их строгой научной интерпретацией.

Литература

  1. Телеграфия и телефония без проводов. – 1926. – № 3. – с. 247.
  2. Бренев И. В. Тезисы доклада о методологии изложения истории изобретения радио А. С. Поповым. – Л.: НТОРЭС им. А. С. Попова, 1964.
  3. Бренев И. В. Об ошибках в освещении изобретения радио. – М.: НТОРЭС им. А. С. Попова, 1963.
  4. Бренев И. В. А. С. Попов и радио. – М.: Сов. радио, 1976.
  5. Попов А. С. Прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний // Журнал РФХО. – 1896. – № 1. – с. 1 – 14.
  6. Susskind Ch. Popov and the beginnings of radiotelegraphy // Proc. IRE. – 1962. – V. 50. – P. 2936.
  7. Сб. документов "Из предистории радио"/Под ред. акад. Л. И. Мандельштама. – М. – Л.: АН СССР, 1948.
  8. Журнал РФХО. – 1909. – Т. 12. – № 1. – с. 63 – 72.
  9. ДМС (Д. М. Сокольцов). Возникновение телеграфии без проводов // Вестник телеграфии без проводов. – 1912. – № 1. – с. 4 – 5.
  10. Лебединский В. К. Еще об изобретателе ТТбП // Телеграфия и телефония без проводов. – 1924. – № 23. – с. 50 – 60.
  11. Берг А. И., Шамшур В. И. А. С. Попов и современная радиоэлектроника. – М. – Л.: Госэнергоиздат, 1959, с. 46.
  12. Чолаков В. Нобелевские премии. Ученые и открытия / Пер. с болгарского. – М.: Мир, 1987, с. 345.

Ошибки в изложении истории радио нужно исправить

По поводу Письма в редакцию "К вопросу о летописцах радио"

Если оставить в стороне некоторые рассуждения авторов Письма, не связанные с содержанием статьи [1], то основные претензии к ее автору можно свести к следующим:

  1. Неверно высказанное в [1] мнение, что В. К. Лебединский (далее – В. К. Л.) неповинен в появлении версии о "первой в мире радиограмме с текстом "Генрих Герц", якобы переданной 24 марта 1896 г. Напротив, как пишут авторы письма, о передаче этой "радиограммы" первым рассказал именно В. К. Лебединский.
  2. Не следовало называть в [1] радиоприемник А. С. Попова "грозоотметчиком".
  3. Неверно утверждение, что радиограмма "Генрих Герц" была в числе аргументов при установлении в 1945 г. ежегодного "Дня радио".
  4. Неверно, что несостоятельность версии о "первой в мире радиограмме" выяснилась благодаря статье американского историка Ч. Зюскинда.
  5. Автор [1] должен был сообщить читателям, что "Маркони получил патент только в Англии".
  6. Автор [1] "ошибочно трактует отношение к приоритету А. С. Попова" Комиссии О. Д. Хвольсона 1908 г.
  7. Неверно представлено мнение Мандельштама и Папалекси о работах А. С. Попова.

В связи с этими претензиями необходимы следующие разъяснения.

По п. 1. Авторы письма неправы: версию о передаче текста "Генрих Герц" в мае 1895 г., а после "уточнения" – в марте 1896 г. ввел в обращение не В. К. Л., а сотрудник палаты мер и весов B. C. Габель; в действительности же первая демонстрация А. С. Поповым передачи азбукой Морзе четырехбуквенного слова "Герц" состоялась 30 декабря 1897 г., о чем тут же сообщили две петербургские и одна кронштадтская газеты. Факт передачи с исчерпывающей ясностью описан в [2, с. 9, 17]. B. C. Габель инспирировал и воспоминания В. К. Л. и других лиц об этом факте, отнеся его затем к 1896 г. Вспомнить в деталях события конкретного дня тридцатилетней давности человеку, не ведущему ежедневных записей всех деталей своей жизни, к тому же на склоне лет, конечно, невозможно. Версия Габеля была после 1925 г. принята на веру и на протяжении четырех десятилетий воспроизводилась в технико-исторических ссылках всеми авторами, не исключая и автора этих строк [3]. Истина была обнаружена в процессе работы Исторической комиссии НТОРЭС под председательством И. Т. Пересыпкина (1967 г.). Но в работах В. К. Л. [4, 5], опубликованных в 1925 г., радиограмма "Генрих Герц" вовсе не упоминалась.

По п. 2. Претензия нелогична: первым практическим применением приемника, продемонстрированного А. С. Поповым 7 мая 1895 г., была регистрация грозовых разрядов. Об этом корректно и недвусмысленно сообщается на протяжении уже почти столетия, причем неизменно используется термин "грозоотметчик" (см., например, [5, с. 15], [6, с. 27], [7, с. 12], [8, с. 13] и др. "Грозоотметчиком" называл этот приемник и сам А. С. Попов (см., например, [9]).

По п. 3. Как известно, несостоятельность этой версии, вошедшей в 40 – 50-е годы во все отечественные публикации, касавшиеся истории радиотехники, привела к серьезным недоразумениям. В юбилейном сборнике [7], который был издан в связи с 50-летием радиотехники и установлением Дня радио, мы читаем: "24 марта 1896 г. ... А. С. Попов совместно с П. Н. Рыбкиным продемонстрировал передачу по радио сигналов азбукой Морзе на расстоянии 250 м. Первая радиограмма, переданная Рыбкиным, состояла из слов "Генрих Герц". Поскольку при этой демонстрации была использована та же самая схема, которую в качестве "грозоотметчика" А. С. Попов демонстрировал ранее, датой изобретения радио считается 7 мая 1895 года". Этот текст полностью повторен и в юбилейном сборнике [8]. Предполагаемое первостепенное значение этой знаменитой радиограммы даже послужило главным аргументом коллективного письма ученых в газету "Известия" [10] с протестом против празднования за рубежом юбилея Маркони в 1947 г.

По п. 4. Вопрос с полной ясностью освещен в [2], а также в [11] и во многих других источниках. Историческая комиссия в 1967 г. вовсе не опровергла "аргументы этого зарубежного историка". Напротив, как видно из [2, 11] и др., она была вынуждена признать справедливость мнения Ч. Зюскинда о "первой в мире радиограмме". Лишь после этого версия не включалась более в издаваемые через каждые 10 лет юбилейные сборники.

По п. 5. Статья [1] посвящена не Маркони, а В. К. Л.; попутно заметим, что Маркони был автором не одного, а многих изобретений и получил на них патенты в разных странах, что учитывалось при присуждении ему Нобелевской премии.

По п. 6. Вероятно, "для экономии времени читателей" авторы письма, очень пространно цитируя заключение "Комиссии О. Д. Хвольсона", попросту исключили из текста [12] все положения, не совпадающие с их концепцией единственности "изобретателя радио". Вот абзац, который они предпочли не цитировать [подчеркнуто мной – Н. Ч. ]:

"Для рассматриваемого дела не имеет значения, существовало ли одновременно... лицо, которое имело ту же самую идею и осуществило ее в более совершенной форме, чем А. С. Попов. Мы знаем, что такое лицо есть, что оно признается изобретателем беспроволочного телеграфа. Но существование нескольких лиц, одновременно и самостоятельно возымевших и осуществивших одну и ту же самую идею, представляется... явлением не редким. Признание за каждым из таких лиц права и почетного титула "изобретателя" не только не нарушает справедливости, но необходимо восстанавливает ее".

По п. 7. Ниже приводится мнение Мандельштама и Папалекси, с полной ясностью изложенное в [13]:

"Маркони положил Герцевский осциллятор в основу своего передатчика. Одну из половин проводника он расположил вертикально – воздушный провод или антенна, на место же другой половины он ввел "заземление"... и таким образом создал первый практический передатчик.

Комбинация воздушного провода с когерером, реле, ударником и регистрирующим аппаратом была впервые употреблена Поповым для регистрации атмосферных разрядов. В качестве же приемника беспроволочной телеграфии этой комбинацией практически впервые воспользовался Маркони".

* * *

Авторы Письма определяют обсуждаемую проблему как вопрос об авторах "изобретения радио". Некорректность этого термина (можно ли изобрести земное притяжение?) убедительно показана в [14]. Как пример строгого подхода к вопросам терминологии уместно указать также на [15, 16].

Не подлежит сомнению, что устранение ошибок и искажений, накопившихся в отечественной технико-исторической литературе, не ослабит, но, напротив, сделает более убедительными как оценку выдающегося вклада в развитие радиотехники первого российского радиотехника, основателя радиотехнической научной школы в нашей стране А. С. Попова, так и заслуги первого летописца радио Владимира Константиновича Лебединского.

Литература

  1. Чистяков Н. И. Первый летописец радио. К 125-летию В. К. Лебединского // Электросвязь. – 1993. – № 8.
  2. Бренев И. В. Освещение исторических и историко-технических вопросов радиоэлектроники и связи в научно-популярных изданиях последних лет и некоторые пути повышения их качества / Сб. "Тезисы докладов заседания по вопросам улучшения исторической и историко-технической работы издательств и журналов, освещающих вопросы радиотехники и связи. – Изд. НТОРЭС им. А. С. Попова и Комитета по печати при Совете Министров СССР, 1971.
  3. Чистяков Н. И. Радиоприем и работа радиоприемника. – М.: Военгиз, 1950.
  4. Лебединский В. К. Изобретение беспроволочного телеграфа (1895); А. С. Попов. – М.: Изд. "Труд и книга", 1925.
  5. Изобретение телеграфирования без проводов А. С. Поповым 7 мая (25 апреля) 1895 г. – Изд. Орг. Комитета по празднованию 30-летия радио. – Л.: 1925.
  6. Берг А. А. С. Попов и изобретение радио. – Л.: ОГИЗ, 1935.
  7. Сб. "50 лет радио". – М.: Связьиздат, 1945.
  8. Сб. "60 лет радио". – М.: Связьиздат, 1955.
  9. Попов А. С. Телеграфирование без проводов. Доклад на 1-м Электротехническом съезде / В сб. "Изобретение радио А. С. Поповым". АН СССР. – М. – Л.: 1945, с. 159.
  10. Письмо советских ученых в газету "Известия". Изобретение радио принадлежит России. 22 октября 1947.
  11. Бренев И. В. Тезисы доклада о методологии изложения истории изобретения радио А. С. Поповым. Изд. НТОРЭС им. А. С. Попова. – Л.: 1964.
  12. Участие А. С. Попова в возникновении беспроволочной телеграфии. Доклад Комиссии, избранной Физическим отделением РФХО / В сб. "Изобретение радио А. С. Поповым. АН СССР. – М. – Л.: 1945.
  13. Мандельштам Л., Папалекси Н. Основы беспроволочной телеграфии // Вестник опытной физики и элементарной математики, 44-й семестр. – 1910. – №5. – с. 115- 124.
  14. Сретенский В. Н. Освоение спектра электромагнитных колебаний и особенности физического эксперимента в радиотехнике и электронике // Радиотехника. – 1992. – № 3. – с. 102.
  15. Речицкин В. Что изобрел Попов? // Изобретатель и рационализатор. – 1989. – №9.
  16. Мигулии В. В. Истоки практической радиосвязи // Радио. – 1993. – № 5.
  17. Изобретение радио. А. С. Попов; документы и материалы / Под ред. А. И. Берга. – М.: Наука, 1966. с. 145 – 147.

От редакции. Поводом для коллективного письма петербургских ученых и специалистов стали несколько фраз из статьи Н. И. Чистякова о В. К. Лебединском. Однако действительная причина – незатухающие споры историков о том, как трактовать события в области изобретения устройства для передачи сообщений с помощью радиоволн, относящиеся к 1895 – 1897 гг. Естественно, что споры обострились в связи с приближающимся 100-летием радио.

Основанием для утверждения версии об изобретении радио А. С. Поповым на протяжении 70 лет (с 1925 г.) была, главным образом, "первая в мире" радиограмма "Генрих Герц". Авторы Письма хотят регенерировать эту версию. Опубликование Письма и ответа автора обсуждаемой статьи поможет приблизиться к истине.

Статья опубликована в журнале "Электросвязь" №4, 1994 г., стр. 30.
Перепечатывается с разрешения редакции.

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2016