Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История развития электросвязи  → 

Радиосигнал SOS остался в XX веке

В наступившем, согласно григорианскому календарю, XXI веке известный почти каждому человеку сигнал SOS, по всей видимости, будет забыт. Память о нем для будущих поколений сохранит история, да еще, пожалуй, песня "SOS", написанная в середине 70-х годов и с большим успехом исполнявшаяся известной шведской группой АВВА. Сигнал в телеграфном варианте, на языке азбуки Морзе, выглядит как ". . . – . . .", или, по одной из трактовок его расшифровки, "спасите наши души".

В 1902 году на Первой международной радиотелеграфной конференции в Берлине, в работе которой принимали участие представители России, Австро-Венгрии, Франции, Англии, Испании, Италии, США, был предложен единый радиосигнал бедствия в виде кода SSS DDD. Из-за разногласий сигнал не был одобрен участниками конференции, и вопрос о нем остался открытым. Некоторые радиотелеграфные фирмы имели свой код сигнала бедствия. Например, на судах, где была установлена аппаратура фирмы Marconi, это три буквы: CQD (– . – . – . – ..); буква D, видимо, взята из английского слова danger ("опасность").

По прошествии четырех лет в Берлине состоялась Вторая радиотелеграфная конференция, на которой было предложено утвердить код CQD как международный сигнал бедствия, что вызвало серьезные возражения: первые две буквы совпадали с кодом общего радиотелеграфного вызова железнодорожной телеграфной связи – CQ. В связи с этим немецкая фирма "Арко" предложила комбинацию SOE, но и это предложение было отклонено – "Е" в азбуке Морзе передается одной точкой и при помехах ее трудно уловить. Символ решили заменить на "S", что и поддержали участники конференции. Сигнал представлял собой три точки, три тире, три точки, был достаточно ритмичным и хорошо воспринимался на слух, его трудно было спутать с каким-либо другим. Невзирая на достигнутые договоренности, фирма Marconi продолжала использовать в системе своих станций только сигнал CQD и запрещала своим телеграфистам связываться с корреспондентами, работающими на аппаратах других фирм.

Введение сигнала SOS на море связано с гибелью 12 апреля 1912 года знаменитого "Титаника". В момент катастрофы на борту гигантского пассажирского лайнера находилось 2208 пассажиров и членов экипажа, а 20 спасательных шлюпок были рассчитаны лишь на 1200 мест, хотя по первоначальному проекту шлюпок должно было быть 48.

При выполнении скрипта возникла ошибка. Включить расширенный вывод ошибок можно в файле настроек .settings.php