Радиосигнал SOS остался в XX веке
История развития электросвязи

Радиосигнал SOS остался в XX веке

В наступившем, согласно григорианскому календарю, XXI веке известный почти каждому человеку сигнал SOS, по всей видимости, будет забыт. Память о нем для будущих поколений сохранит история, да еще, пожалуй, песня "SOS", написанная в середине 70-х годов и с большим успехом исполнявшаяся известной шведской группой АВВА. Сигнал в телеграфном варианте, на языке азбуки Морзе, выглядит как ". . . – . . .", или, по одной из трактовок его расшифровки, "спасите наши души".

В 1902 году на Первой международной радиотелеграфной конференции в Берлине, в работе которой принимали участие представители России, Австро-Венгрии, Франции, Англии, Испании, Италии, США, был предложен единый радиосигнал бедствия в виде кода SSS DDD. Из-за разногласий сигнал не был одобрен участниками конференции, и вопрос о нем остался открытым. Некоторые радиотелеграфные фирмы имели свой код сигнала бедствия. Например, на судах, где была установлена аппаратура фирмы Marconi, это три буквы: CQD (– . – . – . – ..); буква D, видимо, взята из английского слова danger ("опасность").

По прошествии четырех лет в Берлине состоялась Вторая радиотелеграфная конференция, на которой было предложено утвердить код CQD как международный сигнал бедствия, что вызвало серьезные возражения: первые две буквы совпадали с кодом общего радиотелеграфного вызова железнодорожной телеграфной связи – CQ. В связи с этим немецкая фирма "Арко" предложила комбинацию SOE, но и это предложение было отклонено – "Е" в азбуке Морзе передается одной точкой и при помехах ее трудно уловить. Символ решили заменить на "S", что и поддержали участники конференции. Сигнал представлял собой три точки, три тире, три точки, был достаточно ритмичным и хорошо воспринимался на слух, его трудно было спутать с каким-либо другим. Невзирая на достигнутые договоренности, фирма Marconi продолжала использовать в системе своих станций только сигнал CQD и запрещала своим телеграфистам связываться с корреспондентами, работающими на аппаратах других фирм.

Введение сигнала SOS на море связано с гибелью 12 апреля 1912 года знаменитого "Титаника". В момент катастрофы на борту гигантского пассажирского лайнера находилось 2208 пассажиров и членов экипажа, а 20 спасательных шлюпок были рассчитаны лишь на 1200 мест, хотя по первоначальному проекту шлюпок должно было быть 48.

Д. Сарнов – президент компании RCA. 1930 г.

Д. Сарнов – президент компании RCA. 1930 г.

Радиостанция "Титаника" в то время была самой современной и эффективной по сравнению с теми, что устанавливались на торговых судах. Днем радиус ее действия составлял 250–400 миль, а ночью дальность связи увеличивалась до 2000 миль. За лайнером был закреплен позывной MGY. Помещение радиостанции занимало три каюты. Во время кораблекрушения, в 22 часа 25 минут по местному времени, старший радист Джек Филлипс послал сигнал SQD, который был принят на мысе Рейс острова Ньюфаундленд молодым радистом компании Marconi Давидом Сарновым, кстати, русским иммигрантом. В Нью-Йорке об этом узнали из краткого сообщения агентства Ассошиэйтед Пресс: "Титаник" столкнулся с айсбергом и просит незамедлительной помощи". Именно Сарнов, в течение трех дней не снимая с головы наушников, поддерживал связь с "Титаником" и спасательными кораблями. Весь мир узнавал от него подробности происходящего в районе бедствия. Позднее энергичный молодой человек использовал свою внезапную известность и уже через пять лет стал одним из организаторов знаменитой радиокорпорации RCA, лидера американских телекоммуникаций.

Напрасно старший радист "Титаника" ждал ответа на сигнал CQD, его не слышали даже корабли, находившиеся поблизости. Тогда помощник радиста Гарольд Брайд предложил послать в эфир сигнал SOS. Это была первая в истории радиограмма с просьбой о помощи тонущему кораблю, посланная в виде кода SOS. Именно на сигнал SOS откликнулось несколько судов. В 2.10 по телеграфу был послан последний сигнал бедствия, а через 10 минут корабль затонул, унеся с собой на дно 1503 пассажира. В 4.10 к месту катастрофы подошел пароход "Карпатия" и начал поднимать на борт спасшихся – 705 человек, находившихся в нескольких лодках. В 8.50 Рострон, капитан "Карпатии", решил прекратить поиски, поскольку надежды, что кто-то еще мог оставаться в живых, не осталось, и отдал приказ держать курс на Нью-Йорк.

Так трагедия "Титаника" способствовала популярности сигнала SOS.

Еще недавно главной у радиостанций всех судов, бороздящих воды Мирового океана, была частота 50–0 кГц, соответствующая длине волны 600 м, которая предназначалась для передачи сигналов кораблями, терпящими бедствие. На частоте 500 кГц работать разрешалось только незатухающими и тональными колебаниями. Корабли, не оборудованные автоматическим приемником этого сигнала – "автоалармом", должны были с 15-й по 18-ю и с 45-й по 48-ю минуту каждого часа прекращать передачи, чтобы не забивать своей работой возможный сигнал бедствия.

С 1 февраля 1999 года решением Международной морской организации сигнал SOS заменен автоматизированной системой оповещения о бедствии, замкнутой на глобальную сеть спутников "Инмарсат". Система спутникового слежения позволяет мгновенно определить место бедствия судна с точностью до 200 метров. Полученная спутниками информация передается в четыре мировых центра чрезвычайной помощи на море: Райстинг (Германия), Гунхилли-Даунс (Англия), Найлз-Кэньон (Калифорния, США) и Порт (Западная часть Австралии).

Об авторе: Виктор Пестриков – д. т. н., профессор, зав. кафедрой "Информационные технологии в сфере сервиса" Санкт–Петербургской государственной академии сервиса и экономики.

Фрагмент статьи, опубликованной в газете It News, №8, 2005 г., стр. 26.
Перепечатывается с разрешения редакции.