История вычислительной техники за рубежом

Досье искусственного интеллекта. Часть 4.

Досье искусственного интеллекта. Часть 4.

Эта киска обойдется без вискаса

В ответ на выпуск компанией Sony искусственной собачки Aibo фирма Omron разработала робота-котенка Tama, который постоянно требует заботы и внимания, а кроме того, развивается по индивидуальной неповторимой программе. Он может бегать, мурлыкать, спать, с помощью датчиков давления "понимать", что его гладят, откликаться на свое имя, определять настроение по интонации хозяина. Tama способен имитировать такие виды настроения, как спокойствие, волнение, гнев, раздражение, осторожность и удивление, а также их сложные комбинации.

Поговори с чат-роботом

На сайте www.mindpixel.com все желающие могут пообщаться с искусственным сознанием Generic Artificial Consciousness (GAC) и задать ему вопросы, требующие простого ответа "да" или "нет". Создатель GAC, компьютерный фанат Крис Мак-Кинли, написавший в 12 лет шахматную программу для микрокомпьютера TRS-80, рассчитывает в ближайшие 10 лет собрать миллиард фактов для GAC, что должно сделать искусственное сознание по уровню интеллекта неотличимым от среднего человека.

С другой разработкой подобного плана, ALICE (их обычно называют чат-роботами, поскольку они способны через Интернет поддерживать разговор на любые темы и неограниченно долго), можно познакомиться на сайте www.alicebot.org. Профессор Ричард Воллэс разработал первую версию своего чат-робота в 1995 г. с помощью языка программирования SETL, основанного на принципах теории множеств и математической логики. В 1998 г. вышла Java-версия программы, в том числе и WinALICE для Windows.

ALICE распространяется в исходных текстах. К ней приложен своеобразный конструктор знаний AIML, позволяющий расширять сферу познаний ALICE простым добавлением новой информации, описанной в текстовом виде (на XML).

Программирование для роботов и микроконтроллеров

При создании роботов велика роль интеллектуальных возможностей их отдельных блоков, способных быстро обрабатывать большие объемы информации об окружающем мире и отбирать самое важное для передачи в центр управления робота. Для этого применяются специализированные микроконтроллеры, которые обычно программируются на диалектах Бейсика.

Фирма Wilke-Technology (www.wilke%2Dtechnology.com) разработала BASIC Tiger для своих мощных микроконтроллеров Tiger с 6 Мб памяти, предназначенных для обработки голоса, звука и графики и способных через Tiger-шину подключаться к LCD-дисплеям с разрешением 128х64 и 240х128 точек.

Однако возможности Бейсика сегодня устраивают далеко не всех. Фирма Savage Innovations придумала технологию OOPic (www.oopic.com) – объектно-ориентированное проектирование систем, собранных из микроконтроллеров, каждый из которых представлен в виде оригинального объекта. В специальной программе описывается логика этих объектов, определяются интерфейсы их взаимодействия и в результате формируется виртуальное устройство, функционирующее в точности как его реальный электронный аналог. Программирование логики ведется на языке OOPic Basic, совместимом с Visual Basic. Разрабатываются версии OOPic C и OOPic Java.

Применение Java в микроконтроллерах сегодня активно стимулируется технологией picoJava компании Sun. Чип aJ100 фирмы ajile Systems (www.ajile.com) позволяет запускать в своей памяти несколько JVM, работа которых синхронизируется встроенной ОС РВ, ускоряющей работу Java-программ. А корпорация Advancel Logic (www.advancel.com) трудится над микропроцессором, способным выполнять команды и Java, и Си.

Коперник – в помощь секретарям

Фирма Copernic.com, известная оригинальной технологией метапоиска в Интернете, при поддержке Национального научного совета Канады расширила возможности своего продукта Copernic 2000 средствами автоматического составления кратких сводок и резюме Web-страниц и доступных в Интернете электронных документов путем выделения и анализа ключевых смысловых элементов.

К сожалению, PC Week/RE не присуждает программам логотип "Наш выбор", но я лично отмечу Copernic 2000 хотя бы как "Мой выбор". Скорость его работы – 1000 страниц в секунду на стандартном ПК. Поддерживаются английский, французский, немецкий и японский (!) языки. Ведутся работы по поддержке и других языков. Никто из наших фирм не хочет подключиться к этой работе?

Мозг как аналого-цифровое устройство

Группа швейцарских и американских ученых из Института нейроинформатики (Цюрих) и Манчестерского технологического института утверждает, что им удалось создать технологию, полностью повторяющую механизм функционирования человеческого мозга, который обрабатывает одновременно цифровую и аналоговую информацию. Для этого задействуются специфические возможности межнейронных каналов по быстрому распространению в нейронной сети важных сигналов и подавлению и затуханию слабых сигналов, что настраивает эту сеть на решение наиболее актуальной на данный момент задачи. Новая технология открывает путь к появлению специализированных высокопроизводительных компьютеров (например, для распознавания объектов).

Правда, можно вспомнить схожие работы академика Амосова двадцатилетней давности, в которых активно развивалась подобная идея системы усиления торможения (СУТ) в нейронной сети.

На Луну за водой

Крохотная фирма LunaCorp договорилась с крупнейшим производителем бытовой электроники RadioShack, который будет финансировать в 2003 г. отправку на Луну робота для поиска льда на ее полюсах. Лед может служить хорошим источником питьевой воды и воздуха для будущих поколений космонавтов. К поддержке этого проекта, возможно, присоединится и Compaq, а обойдется он всего в 130 млн. долл., что по космическим меркам совсем немного.

Пока LunaCorp тестирует прототип робота – Nomad, созданный в университете Карнеги-Мелона. Он снабжен солнечными батареями и имеет длину 1,2 м.

RadioShack рассчитывает неплохо заработать на всевозможной рекламе вокруг этого проекта. Кроме того, уже сейчас эта компания вместе с Microsoft разрабатывают игру – симулятор будущего лунохода.

Где ты, Ирена?

Доктора Кевина Вэрвика из английского университета University of Reading (www.rdg.ac.uk) коллеги называют настоящим киборгом. В 1998 г. он вживил себе в левую руку стеклянную капсулу длиной 23 мм и толщиной 3 мм, в которой находился микрочип. С его помощью удавалось мгновенно определять местоположение доктора и запоминать с помощью компьютера траектории его перемещения.

Через 10 дней после начала эксперимента капсула из-за опасности заражения организма была изъята, но теперь Кевин решился на более смелый опыт: в 2001 г. он собирается вживить в ту же руку чип, подсоединенный к нервным окончаниям, что позволит исследовать его мышечную активность и, возможно, контролировать эмоциональное состояние. Если эксперимент пройдет успешно, начнется разработка встраиваемых в человеческое тело устройств для обратной связи тяжело больных людей с окружающим миром. Но в первую очередь Кевин собирается вживить подобный чип своей жене Ирене, чтобы супруги могли взаимно контролировать местоположение друг друга и даже физически общаться через Интернет, вызывая легкие раздражения подсоединенных к устройству нервных окончаний.

Голова полковника Доуэля

Сегодня интенсиво развивается нейробиология, занимающаяся взаимодействием биологических нейронных и искусственных электронных систем. Современные сканирующие устройства способны получить точную картину нейронной активности живого мозга, и закрытые исследования (о которых только сообщается, что они проводятся, пока на приматах) ставят свой целью копирование и воспроизведение этой картины, создание матрицы мозга и пересадку его другим живым существам по частям или целиком.

Ученые-нейробиологи из Чикагского Нортвестернского университета трудятся над созданием искусственного животного. Они вырезали мозг у морской миноги (этот вид был выбран благодаря хорошим способностям быстро распознавать рыбу-жертву) и подключили его к управляющей системе робота Khepera (www.k%2Dteam.com/robots/khepera/index.html).

В мозг поступают сигналы от световых датчиков, а он, в свою очередь, генерирует команды, принимаемые моторами робота. Утверждается, что в результате эксперимента были получены адекватные реакции киберсистемы на световые воздействия. Полный доклад по этому проекту будет сделан на 17-й международной конференции по ИИ, которая начнется 1 августа 2000 г.

Специалисты прогнозируют, что бытовые нейроимплантанты смогут напрямую взаимодействовать с мозгом человека уже через 30 лет, но и сегодня благодаря подобным устройствам слепые люди становятся способными различать окружающий мир и даже читать крупный шрифт, а парализованные инвалиды "силой мысли" (нервными импульсами, посылаемыми мозгом в неподвижные части тела) – управлять телевизором и мышью компьютера, складывать простые фразы из словаря программ синтеза речи.

Конечно, нейробиология не остается и без внимания военных. Как знать, может, лет через пятьдесят появятся танки и самолеты, управляемые мозгами хороших лейтенантов и полковников? Хотя этические проблемы здесь встают очень остро, обойти их несложно (например, пентагоновский бюджет "черных программ" составляет миллиарды долларов).