История компьютерных игр

Компьютерный мозг против человеческого

Статья опубликована в "Софт Маркет" №18 от 30 июня 1997 г., стр. 20

Ну вот мы и дожили до тех времен, когда машина становится во многом умнее человека! Подтверждением этому служит закончившийся 12 мая 1997 г. шахматный турнир между чемпионом мира Гарри Каспаровым и машиной, созданной группой разработчиков фирмы IBM, - компьютером с ласковым названием Deep Blue.

За турниром следили не только шахматные болельщики, но и, что удивительно, люди, к шахматам не имеющие никакого отношения. И это понятно. Слишком многое вдруг встало на карту: победит ли человеческий мозг машину? Все ожидали подтверждения того, что мы, люди, по уровню интеллекта стоим выше машин. Как сказал накануне последней партии гроссмейстер Морис Эшли: "...решается судьба человечества!". И хотя после проигранного матча со счетом 2,5:3,5 Каспаров по-прежнему остается чемпионом мира, его авторитет сильно пошатнулся.

Поединки именитых шахматистов с компьютерами вошли в моду достаточно давно - еще в конце 70-х состоялся матч между компьютером и 11-м чемпионом мира Робертом Фишером. Несмотря на то, что гроссмейстер перед тем довольно долго не садился за шахматную доску, ему удалось одержать над машиной убедительную победу со счетом 3:0.

В открытом первенстве США 1988 г. в Бостоне приняли участие примерно 600 шахматистов. Дебют нового компьютера Deep Thought был достаточно удачен - он занял 18-ое место, а затем одержал победу над Ивановым, входящим в число 20 сильнейших американских шахматистов. Это была первая в истории человечества победа компьютера над игроком такого класса.

Не менее интересное событие состоялось в октябре 1989 г. в Нью-Йорке. В поединке встретились Гарри Каспаров и Deep Thought. (С подробностями о ходе этой игры можно ознакомиться по адресу http://www.chess.ibm.com/meet/html/dl.html или http://www.chess.ibm.park.org/deep/blue/wolf.html).

В первой партии чемпион переиграл машину в позиционной борьбе, а во второй - показал превосходство в тактике. Уже после этого поединка программа была усовершенствована, и теперь игра с железным мозгом предстояла экс-чемпиону мира Анатолию Карпову. Машине так и не удалось переиграть его. Как сказал сам Карпов, "компьютеру еще есть чему поучиться у человека".

Deep Thought был создан в 1988 г. группой из пяти выпускников Университета Карнеги-Меллон, в числе которых были Хсю и Мюррей Кэмпбелл (разработчики Deep Blue). Шахматное сердце компьютера содержало 250 микросхем и два процессора, способных проанализировать 750 тыс. позиций в секунду. В беседе с журналистами Каспаров заметил, что его "партнер не делал грубых ошибок, хотя часто избирал не лучшие продолжения. Рейтинг машины колеблется в пределах 2450-2500 единиц, то есть соответствует уровню среднего гроссмейстера". Преемником Deep Thought стал настоящий компьютерный монстр Deep Blue (http://www.chess.ibm.park.org/deep/blue/deepblue.html).

Исследовательский проект Deep Blue фирмы IBM начался в 1989 г. Его целью было создание мультипроцессорной системы для решения задач математического моделирования физических процессов. (Deep Blue - суперкомпьютер IBM RS/6000 SP с мультипроцессорной архитектурой, оснащенный специальными блоками для игры в шахматы.)

В команду IBM вошли доктор Мюррей Кэмпбелл, Хсю, Джозеф Хоан, Джери Броуди, Чанг-Ян Тан. IBM наняла американского гроссмейстера Джоэла Бенджамина, который также участвовал в подготовке к матчу. Бенджамин тренировал компьютер перед игрой с чемпионом по 8 часов в день (http://www.chess.ibm.com/meet/html/d4.html и http://www.cnn.com/WORLD/9705/01/deep.blue.reut/index.html).

Первый поединок между Каспаровым и суперкомпьютером состоялся в феврале 1996 г. в Филадельфии. Тогда гроссмейстер в матче из шести партий выиграл три и проиграл одну, остальные завершились вничью. С тех пор компьютер был сильно усовершенствован, чего, вероятно, и не предусмотрел Каспаров на этот раз. Что и говорить, количество силиконовых схем машины увеличилось до 500. Еще после игры в 96-м Каспаров открыто признал, что эту победу вряд ли возможно отнести к самым легким в его шахматной карьере.

Как же чувствовал себя чемпион мира после того, как на 19-м ходу шестой партии ему пришлось сдаться компьютерному гиганту? Каспарову оставалось только с досадой разводить руками...

Следует отметить, что последний поединок Каспарова с машиной был проведен по правилам классических шахмат, то есть без ограничения во времени. До этого время, дававшееся шахматисту на обдумывание очередного хода, составляло 60, 30 и менее минут, что заранее ставило человека в невыгодное положение.

Важным преимуществом машины в игре является отсутствие у нее утомляемости и абсолютная неподверженность воздействию эмоций. После четвертой партии неожиданно прозвучало заявление Дж. Хоана, одного из разработчиков Deep Blue: "Хотя в программу Deep Blue и заложены элементы риска, мы учитываем состояние соперника, а потому абсолютно не намерены проигрывать матч...". Создатели компьютера явно планировали воспользоваться преимуществами машины перед человеком. "Живой" игрок способен к обдумыванию одной или двух позиций в секунду. Кроме того, люди используют чрезвычайно сложную функцию оценки, которая включает интуицию, опыт, память и распознавание образа. Deep Blue, наоборот, способен на поиски нескольких сотен миллионов позиций в секунду, использует более простой алгоритм поиска и функцию оценки. "Спорт-Экспресс" писал в комментариях к предпоследним играм: "Чемпион мира среди людей попросту уклоняется от теории и вообще избегает прямого соприкосновения с силами превосходящего в счете и памяти соперника. На упреки в свой адрес, что, дескать, он, Каспаров, "боится", чемпион мира сказал: "Я могу только посоветовать всем моим критикам самим сыграть матч с Deep Blue..." Он отметает подозрения в боязни, утверждая, что речь идет о нормальном прагматичном расчете".

По словам Хсю, "у Каспарова глубокое понимание игры, которое является абсолютно различным с Deep Blue. Преимущества Каспарова - его интуиция, решения и опыт".

Думается, свое заключительное слово Каспаров еще не сказал.

И все-таки шахматный и логический типы мышления - это не одно и то же. Создав такую мощную машину, ни один из разработчиков не обыграет свое детище, к тому же никто из них не является профессиональным шахматистом. Как пишет "Коммерсант-Daily", "парадокс компьютерных программ заключается в том, что их создатели зачастую толком не умеют играть в шахматы. Это не относится, правда, к Бенджамину (речь идет о Дэниэле Бенджамине, который отвечал за шахматную подготовку программы Deep Blue, прим. авт.), который когда-то едва не вышел в претенденты. Он также причастен к разработкам других очень сильных программ. Например, таких, как "Гениус" и "Фритц", которые в свое время доставили много хлопот сильнейшим шахматистам мира, так как участвовали в этапе "Гран-при" по быстрым шахматам. Помнится, в Лондоне "Гениус" победил Каспарова и вывел его из розыгрыша. Тогда, после сенсационной победы компьютера над чемпионом мира стало известно, что создатель шахматной программы "Фритц" играет на уровне первого разряда".

Что ж, IBM заслуживает только похвал. Благодаря этому матчу компания получила широкую рекламу, причем не только она. Интерес к шахматной игре также значительно возрос.

Вероятно, в скором будущем ни один гроссмейстерский турнир по шахматам не обойдется без участия суперкомпьютера, дабы проверить истинные способности шахматистов. А может быть, компьютеры будут играть и без участия человека: компьютер с компьютером, технология против технологии. Человечеству остается только надеяться, что живой мозг куда изощреннее и хитрее мозга любого компьютера. Время покажет.

Для любителей шахмат предложим несколько интересных ссылок в Internet.

Информацию о партиях Гарри Каспаров - Deep Blue можно найти на Web-страницах: http://www.chess.ibm.com, http://www.chess.ibm.park.org, http://www.chessmaster.com, как в гипертекстовой версии, так и с использованием Java-приложений.

Web-сервер "Клуб Каспарова" расположен по адресу: http://www.club-kasparov.com.

Приведем цитаты об этом проекте из интервью чемпиона мира, данного газете "Спорт-экспресс": "Близится к завершению мой совместный с американской фирмой проект по созданию круглосуточного шахматного сервиса в Интернете. Все сделано профессионально, задействованы мощные технические средства. Сервисная связь объединит пять точек: Москва-Тель-Авив-Флорида-Атланта-Лондон. В результате 24 часа в сутки будет функционировать виртуальная шахматная реальность, дающая пользователю возможность слушать лекции, узнавать последние новости или просто сыграть партию в шахматы. Этим глобальным проектом мы занимаемся 11 месяцев, в него вложена приличная сумма, исчисляемая цифрой с шестью нулями. Рекламная кампания проекта рассчитана примерно на два года. Для меня это - осуществление мечты всей жизни!".

"Шахматное обозрение" (http://www.online.ru/sp/chess/) - электронная версия одноименного журнала. Замечательные страницы на русском языке, содержащие события, комментарии и статьи о шахматном мире.

Есть шахматная страничка и на сервере DUX (http://www.dux.ru/chess/chess.html). К сожалению, обновляется она нерегулярно.

С обширным словарем шахматных терминов можно познакомиться на Web-узле http://www.chesscenter.com/ или http://www.chessmaster.com.

Являетесь ли вы профессионалом в шахматах или делаете только первые шаги в этом виде спорта, вы найдете на этом сервере что-нибудь интересное для себя. Результаты партии шахматного турнира "Каспаров-Deep Blue", новости, турниры, Chessmaster-энциклопедия, биографии известных шахматистов, правила игры в шахматы, исторические материалы и многое другое. Если вам хочется сыграть с кем-то в шахматы, а достойного партнера рядом нет, загрузите предложенную здесь программу, выберите противника и играйте в реальном времени хоть 24 часа в сутки.

И напоследок адреса Web-страниц, где можно обучиться правилам игры в шахматы, познакомиться с ведущими игроками и главное - самим принять участие в турнирах.

Международная корреспондентская шахматная федерация (http://www.iccf.com/) проводит шахматные турниры по электронной почте, названные "Email Championship". Впервые такой турнир проводился в январе 1996 г.

Страницы шахматного клуба в Internet (http://www.hydra.com/icc/) - наиболее активный шахматный клуб в мире. Его адрес в Telnet - telnet://chess-club.com:5020/. Ежедневно проводится около 20 000 партий.

Web-шахматы (http://www.hardlink.com/~chambers/Chess/) - это узел, позволяющий двум игрокам сыграть в шахматы, используя возможности Internet. Здесь можно включиться в уже начатую игру, можно подыскать подходящего по силам партнера, а можно просто понаблюдать за чужой игрой.

Игровой сервер (http://www.playsite.com/). Когда вы заходите в игровую комнату, автоматически загружается шахматная программа, работающая в режиме on-line. В это же время вы можете ознакомиться с правилами игры и критериями определения победителей, почитать сообщения, размещенные на доске объявлений или принять активное участие в шахматных дискуссиях. Остается зарегистрироваться, выбрать партнера, и... играйте на здоровье!

"Internet-шахматы" (http://www.ichess.com/) - сервер, где можно сразиться в шахматы, используя Java-приложения.

Игра в шахматы против компьютера в режиме реального времени (http://pine.cs.уale.edu:4201/tkChess/tkChess.html). Сыграть в шахматы с компьютером? Нет проблем. Тем более здесь не требуется загрузка дополнительных программ.

Обсудить проблемы шахмат, найти друзей по интересам можно и в конференциях Usenet:
rec.games.chess.analysis;
rec.games.chess.computer;
rec.games.chess.play-by-email;
rec.games.chess.politics;
rec.games.chess.misc.