Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История компьютерных игр  → Убить Патриарха!

Убить Патриарха!

Жанр этой игры определить непросто. Напряженную стрельбу от имени двух отрядов по пяти стрелков в каждом игрок вынужден перемежать ограниченными паузами с планированием предстоящих действий. Оглядываясь назад, можно сказать, что подобных игр на рынок более не поступало, Space Hulk как была 11 лет назад, так и осталась первой и единственной игрой этого рода. Возможно, потому, что она требует предельной концентрации, высокой реакции и совершенной техники.

Убить Патриарха!

Наконец-то мы увидели игру, требующую появления игрока нового класса. Минимальные требования к нему я не вынес в подзаголовок исключительно из чувства собственного достоинства. Судите сами.

Помните "Диггер", в котором Ноббины и Хоббины движутся на 10% быстрее вас? Так вот, представьте себе два отряда по 5 диггеров против монстров, которые бегают в 5 раз быстрее! И подбирать себе отряд вы можете, как в "King’s Bounty". Лабиринты же – как в "Kurtan", если ее еще кто-нибудь помнит. А выбор оружия – что там "Abrams", здесь целых 9 типов, да еще некоторые со спецэффектами. А органов управления – как в "F-19". Необходимость в отточенных движениях – почти как в "Prince of Persia-2". Хитроумие нужно, как в "Goblins-2". Паскудство алгоритма явно взято из "Color Lines", а дикие вопли вполне могут сравниться с "Wolfenstein-3D". (Кошка моя бедная опрометью улетает на кухню при запуске этой игры.) Занудство более чем 100 страниц инструкций в трех брошюрах (по-английски, конечно) может поспорить только с фирменными инструкциями по Лексикону. Плюс невозможность сделать Save и Load – совсем как в "Тетрисе". Подсчета очков нет, и достижениями похвастаться вам не удастся. А штучки со временем… Короче, Nick Wilson после пяти лет разработки (и ежедневной тренировки) признается, что выигрывает он едва ли в половине случаев.

Вы все еще читаете? Тогда читайте до конца, ибо вы – наше будущее.

Убить Патриарха!

Тысячелетиями отряды терминаторов патрулируют космическую периферию Империи, отыскивая и искореняя вторгающиеся формы жизни прежде, чем их окрепшая мощь станет опасной для человечества. Особенно страшную угрозу приходится отражать в последнее время: злостные твари мутируют, являя новые формы, одна страшнее другой. Разумные безжалостные убийцы бесполы. Используя мощный гипноз, они чихают на жертву и вдувают ей в носоглотку свои гены (соответственно и зовутся – GenestealersTM). Жертва об этом не помнит, но испытывает потребность наплодить как можно больше потомства… Дети жертвы – гибриды: они хранят исходные расовые признаки, но по сути уже монстры. Человечество не дремлет. Со времен Адама и Евы естественным костюмом стал космический скафандр усиленной защиты. Часть органов протезирована биоинженерией, в мозгу – усилитель интеллекта. Лучшие из лучших идут в терминаторы. Да, многого мы не знаем про наше светлое будущее…

Действие происходит на Space Hulk – космических развалинах (слово "hulk" переводится также как "амбал". – прим. ред.). Это – обломки доисторических космических шлюпок и поселений, груды скрюченного металла, поросшего глыбами льда. Вы – капитан гвардейского отряда Dark AngelsTM элитных войск Space MarineTM. Вам дается один или два отряда терминаторов, иногда возглавляемых сержантом. По наводке инквизитора Собачиуса (Sabathius) вы исполняете ту или иную миссию. Цель и средства определяет Командор Империи, хотя позже вам дадут возможность подбирать людей и оружие самостоятельно. Бывает и помощь в виде CAT (Cyber Altered Task unit) – не спутайте эту киберкошку-разведчика с монстром, ее нужно охранять, и один из братьев-терминаторов, как выражается Командор, должен ее вынести с поля боя, а остальные его прикрывают, не считаясь с собственной жизнью. Ни шагу назад, братья и сестры!

Убить Патриарха!

Игра состоит из ряда туров (миссий), объединенных в несколько аркад. Миссий всего 51: 14 учебных, 6 для приобретения мастерства, 6 для повышения оперативной и 4 – стратегической квалификации. И, наконец, 21 – в отдельной серии "смертельная схватка" (Deathwing Campaign), где правила резко ужесточаются: нельзя проигрывать, плохо терять сержанта и так далее. Для исполнения каждой миссии Командор выделяет один или два отряда, до 5 бойцов в каждом. Перед миссией сообщается объективка: ее цель, исходная дислокация, конечный пункт и дополнительные сведения. На протяжении 49 миссий вас готовят к главной цели: убить Патриарха монстров и разрушить их генетический банк. Правда, когда (и если) вы это сможете сделать, выяснится, что есть еще одна, самая последняя миссия, и выполнить ее вам предстоит в одиночку…

"Space Hulk", без сомнения, открывает новый класс компьютерных игр. Правила столь непривычны и новы, что более половины персонажей, оружия, врагов авторы сочли необходимым защитить торговой маркой (TM). Должен признаться, что это вполне оправданно: каким бы неважным ни казалось вам описание сцены действия, к середине игры вы понимаете, что, заложив те или иные качества в антураж игры, авторы получили вполне отвечающую им реальность. Останки космических поселений, например, оправдывают прямоугольные плоскостные лабиринты.

На первый взгляд, особых сложностей нет. На экране вы можете видеть 5 мониторов, соответствующих пяти самостоятельным бойцам. Центральный монитор увеличен (вы можете переключить на него любого бойца) и предоставляет возможность непосредственного управления. Каждый из терминаторов может нести два типа оружия. Стрельба из второго оружия возможна со спецэффектами. Специальной клавишей вы можете переключаться между первым и вторым отрядами.

Убить Патриарха!

Новым открытием авторов является возможность уйти в "надвремя" (клавиша "Freeze TimeTM"). Это совсем не пауза: субъективное время нахождения в этом состоянии ограничено и видно, как оно "истекает". В течение же основного хода игры резерв "надвремени" постепенно пополняется. Уже на тренировках вы скоро поймете, что эта особенность существенна: монстры столь быстры по сравнению с вашими бойцами, что без "надвремени" вас моментально разделают.

Второе новое открытие авторов игры – программирование действий терминаторов. В вашем распоряжении – простейшие команды для каждого из них: Пройти вперед, Повернуться, Открыть дверь, Выстрелить и тому подобное. Программировать в реальности вам не удастся – количество врагов и их нахальство вполне напоминает боевиков пресловутой кавказской национальности. Вывод: продержаться до создания резерва "надвремени", уйти туда, запрограммировать терминаторов, вернуться в реальность и наблюдать за результатом (будучи в каждый момент готовым, впрочем, для вмешательства выстрелами или очередным уходом в "надвремя"). Эта находка в сочетании с первой только и помогает победить: иначе, как одновременными действиями всех ваших бойцов, сложные миссии выиграть невозможно.

Третьим открытием авторов является режим автоматического действия терминаторов при бдительности к окружающей среде – Overwatch. В этом режиме боец любую помеху на пути воспринимает как врага и стреляет сам. В частности, двери, которые можно было бы и открыть, он прошибает. Зато сам стреляет и во врагов (к сожалению, не всегда – не провороньте!). Признак движения в этом режиме – точки вокруг фигуры бойца на индикаторе приказа (об этом см. далее). Реакция на угрозу – только по направлению движения, но не сбоку. Вне Overwatch Терминатор вообще не реагирует на монстра, пока тот его не съест, зато открывает двери, не пробивая их, что порой важно. В начале миссии терминаторы находятся в Overwatch до очередного приказа, меняющего их состояние.

Чтоб военная жизнь не казалась вам медом, обычное время в ряде миссий ограничено. И, наконец, планы коридоров известны вам отнюдь не для всех миссий.

Характер миссий очень различен: здесь и поражение нужного числа врагов, и прорыв хотя бы одного бойца с выносом нужного предмета, и очистка определенного клочка территории. Пауза, кстати, тоже есть (буква Р). Но думать она вам не поможет: при паузе экран очищается заставкой. Коль уж заговорили о клавиатуре, то ввод буквы Т во время исполнения миссии прекращает ее (сержант при этом умирает), а выход в DOS возможен из меню выбора типа миссии через Shift-Q. Отряды переключаются клавишей "пробел". Нажатие Fn переключает на главный монитор бойца с номером n (например, для третьего нажать F3).

Что ж, давайте учиться. Прежде всего – о сокращениях при работе с "мышью". Будем называть операцией LB (Left Button) щелчок левой кнопкой "мыши", RB (Right Button) – правой, LR – попеременно левой и правой несколько раз. При выборе миссии LB вызывает продвижение на выбранном пункте к следующему экрану, RB – возврат к предыдущему. При получении объективки LB – переход к следующему пункту дислокации, RB – переход к началу следующей секции. При выборе отряда LB на любом из сержантов дает его имя, характеристики его отряда и вид миссии, для которой отряд сформирован. Выбор оружия тривиален – LB на Archway выбирает новое оружие, LB на бойце дает ему это оружие. Для двухотрядных миссий продвиньте "мышь" влево через стену – панель Switch Squad позволит сменить отряд. Продвиньте "мышь" вправо через стену – LB на панели Exit начнет миссию.

Имя Полное наименование Тип Примечание
PG Power Globe Ближний Только бойцам с этим оружием можно брать предметы.
AC Assault Cannon Дальний Лимит 10 выстрелов. В некоторых миссиях возможна дозарядка. Удержание одновременно левой и правой кнопки "мыши" дает один мощный залп всего боезапаса.
SB Storm Bolter Дальний Основное оружие.
FL Heavy Flomer™ Дальний Покрывает площадь 3×3. Боекомплект 6 выстрелов. Спецэффект: саморазрушение бойца и всего в единичном радиусе.
LC Lightning Claws Ближний Тяжесть такова, что второго оружия быть не может.
TH Thunder HammerTM Ближний Конструкция предполагает SS как второе оружие. Спецэффект: саморазрушение.
SS Storm ShieldTM Ближний  
PS Power SwordTM Ближний  
CF Chain FirstTM Ближний  

 

Основной экран

Сверху – 4 монитора, в середине – центральный (ЦМ). На него вы можете переключить любого бойца. Под каждым монитором – глазок и до 5 исполняемых в данный момент приказов (см. далее). На каждом мониторе вверху слева – номер бойца и две пары букв, показывающих вооружение. Цифры, если есть, дают количество зарядов в боекомплекте и количество перезагрузок боекомплекта. LB на любом мониторе дает выстрел из первого оружия (на ЦМ – прицельно, на остальных – нет).

Убить Патриарха!

С ЦМ доступны дополнительные функции управления бойцом. Справа от ЦМ – курсовые стрелки, LB на которых дает шаг вперед (или открывание двери), шаг назад или поворот на 90°. LR при стрельбе на ЦМ дает спецэффект. RB с ЦМ на клетке, соседней с валяющимся объектом, позволяет с помощью PG взять его (появляется под ЦМ справа). Учтите: при последующей стрельбе он может быть потерян.

Под стрелками триггер FREEZE переключает реальное время (кнопка отжата) и "надвремя" (кнопка прижата). LB на "!" переключает между отрядами. Прогресс-индикатор под кнопками индицирует ресурс "надвремени".

Слева от ЦМ – экран сканера бойца. Красным даны враги, номерами – бойцы, соответствующий центральному монитору терминатор мигает зеленым. Пощелкайте LB на всех объектах – увидите, что будет (описывать нет места). RB в любом месте сканера переключает на экран планирования.

Экран планирования

Этот экран используется для программирования (хотя я простые ситуации предпочитаю играть на нем). Вверху слева – пиктограммы приказов, далее – список бойцов. В левой части – стратегический план (полный либо его известная часть). В правой половине – оперативный план, увеличенная часть стратегического, видная и управляемая рамкой на стратегическом плане (потренируйтесь). RB на стратегическом плане переключает обратно на основной экран. Есть, конечно, дубль кнопки FREEZE и прогресс-индикатора "надвремени".

Убить Патриарха!

При выдаче приказов следуйте схеме "выбор бойца" – "выбор команды" – "выбор цели". Для выбора бойца – LB на строке списка. Далее описаны все команды после того, как боец выбран (соответствующий символ мигает).

Перемещение. Если нужно, включить/выключить Overwatch (крайняя слева пиктограмма-триггер с видом шагающего бойца; если он окружен точками, то Overwatch включен).Указать на оперативном плане место, куда идти – красные стрелки покажут кратчайший путь. Проход сквозь двери в Overwatch "вышибет" их. Можно указать последующее местонахождение, таким образом задав путь по участкам (каждое указание места – новый приказ).

Поворот. Программирование пути добавляет повороты автоматически. Если нужно, можно указать явно: LB на поворотной пиктограмме – налево, RB – направо (не ошибитесь, хотя стрелок две, а пиктограмма одна!). Для разворота нажать дважды.

Двери. Правая двойная пиктограмма – Открыть/Закрыть. LB для открытия, RB для закрытия. После этого укажите дверь (путь Терминатора должен кончаться на соседней клетке!). Когда вы становитесь на телепортатор, для его активизации нужно просто закрыть за собой дверь.

Оружие. Терминатор обычно несет два вида оружия – дальнего действия, например SB, и ближнего боя, например PG. Ближнее оружие нужно, когда враг рядом, дальнее – в остальных случаях. Оружие будет выбрано автоматически, когда вы укажете точку применения. Таким образом, сначала LB на пиктограмме оружия (похожа на две капельки), затем – LB в точку стрельбы на оперативном плане. Однако, указав RB на оружии, вы вызовете спецэффект для второго типа оружия.

Задав таким образом приказ, вы вызовете один выстрел. Под пиктограммами приказов расположен ряд пиктограмм с римскими цифрами от пяти до единицы. Вы можете установить нужное число выстрелов, соответствующее приказу "Оружие".

Отмена последнего приказа. Это пиктограмма с косым крестом. Она отменяет последний данный приказ. Этим, кстати, можно пользоваться, уйдя в "надвремя" до исполнения всех приказов!

Определить площадь поражения. Это – вспомогательная пиктограмма с клеточками. Нажатие ее показывает на оперативном плане возможную площадь поражения при стрельбе Терминатора, соответствующего ЦМ (иногда это очень важно).

Смена отрядов – уже знакомая вам пиктограмма "!".

Завершение выдачи приказов можно делать несколькими способами. Сделав выбор очередного бойца, вы перейдете к его приказам (то, что задано другим, останется). Возврат в реальность инициирует автоматическое исполнение приказов, поданных всем бойцам. Наконец, если вы уже в реальности (а вы можете отдавать приказы и в реальном времени!), нажатие пиктограммы GO заставит начать исполнение приказов.

Заключение

Вы познакомились со структурой управления. Привести все 90 страниц инструкций (а там – описание миссий) мы возможности не имеем. Однако в заключение, как всегда, приведу рекомендации авторов игры (помечены "-") и мои (помечены "+").

– Монстры быстрее вас. Ждите в укрытии, пока можно, и стреляйте.

– Genstealers не глупы. Они найдут вас. Держите на мушке подходы к отряду.

– Не зевайте. Оставаясь долго на месте, вы вызовете такое нашествие монстров, что… В общем, двигайтесь к цели.

– Не полагайтесь на OverWatch. Это не гарантирует успеха. Терминаторы часто бывают поражены рикошетом от панцирей монстров. Стреляйте уж лучше сами и издали.

– Стойте близко. Монстров много больше вас – не распыляйте силы.

– Защищайте активы, нужные для завершения миссии; жертвуйте остальными. Без потерь не бывает побед.

+ Авторы не в ладах с системным программированием. Памяти требуется куда больше, чем указано в инструкции. Сообщение о нехватке RAM может означать что угодно: и основную память, и XMS. Я после ряда усилий "влез" в 4 Мб, используя только HIMEM без EMM386. Драйверы Sound Blaster и CD-ROM обязательны и должны быть вне HMA, иначе 4 Мб не хватит для игры с музыкой и звуковыми эффектами.

+ Не оставляйте тыл без прикрытия. Монстры знают, куда кто стоит лицом. Глядите на радар и/или тактический план.

+ На простых тренировках отточите умение подать все приказы, повторяя начальные миссии нужное число раз.

+ Опробуйте каждое оружие во всех режимах.

+ Терминаторы – люди, не роботы! Ваши приказы порой могут и "забыть" или не понять. В особенности по части стрельбы. Почаще контролируйте острые ситуации через "надвремя".

Лет 30 назад все знали, как надо играть в футбол. Помню. 15 лет назад все знали, как надо воспитывать детей. Помните? Теперь все знают, как надо воевать… Не хотите ли проверить свои знания? Пока еще на виртуальной реальности.

Статья опубликована в журнале "КомпАс" №3, 1995 г., стр. 56.

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2017