История развития программного обеспечения

Система HyperTIES

Бен Шнейдерман

Проект HyperTIES разрабатывался в Университете штата Мериленд под руководством Бена Шнейдермана (Ben Schneiderman) в двух направлениях – как удобное средство для браузинга и как испытательная платформа для исследований по построению гипертекстовых интерфейсов. В названии проекта четыре последние буквы (TIES) происходят от начальных букв слов The Interactive Encyclopedia System, в результате HyperTIES – аббревиатура полного названия "Интерактивная энциклопедическая гипертекстовая система". Первые версии системы, для персональных компьютеров IBM работали в DOS, поддерживали только текстовый режим. На такой версии HyperTIES была реализована первая гипертекстовая книга Hypertext Hands-On!, которая почти сразу появилась и в России, а также электронная версия журнала Communications of the ACM (July, 1988) с трудами конференции Hypertext'87. Кроме того, система работала в музее Вашингтона на выставке "Австрия и массовое уничтожение евреев нацистами", где в интерактивной гипертекстовой форме были представлены справочные материалы выставки для всех посетителей. Как испытательная платформа HyperTIES использовалась в нескольких экспериментальных исследованиях, в которых были задействованы сотни людей-испытуемых. Проводилась большая научная работа по исследованию структурных характеристик гипертекстовых сетей.

Коммерческие версии HyperTIES обладали широким спектром возможностей. Система всегда была ориентирована на простоту использования. Основными элементами БД служат короткие тексты-статьи, между ними устанавливаются связи, число которых может быть любым. Наличие связи показывается подстветкой, в DOS-версии для активизации связи использовались курсорные стрелки, также существовала поддержка сенсорных дисплеев: пользователь активизировал связь, прикасаясь пальцем к высвеченному слову на сенсорном экране. В HyperTIES использовались многие традиционные средства гипертекстовых систем: поддержка истории (путей, проходимых пользователем), поддержка индекса, поисковые средства, впоследствии обеспечивалась поддержка различной графики, видео, звука.