Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История развития программного обеспечения  → 

История развития программного обеспечения

Теодор Нельсон и Xanadu

Теодор Нельсон

В то время как Энгельбарт создавал свою систему Augment, другой гипертекстовый визионер, Тед Нельсон (род. в 1937 г.), разрабатывал собственные идеи насчет усиления (augmentation) человеческого интеллекта. Центральное место в этих идеях занимало создание некоей единой литературной среды, охватывающей всю мировую литературу. Именно Нельсон ввел термин "гипертекст". Идеи, которые он высказал, делают его самым экстравагантным из пионеров гипертекста. Свою гипертекстовую систему он назвал "Ксанаду" (Xanadu) по имени "волшебного места, хранимого в литературной памяти". Это название он взял из поэмы С. Т. Кольриджа "Кубла Хан". Xanadu была представлена в книге Нельсона "Literary Machines" в 1981 г. Свои цели Нельсон описывает следующим образом: "Руководствуясь идеями, характер которых литературный, а не технический, мы создали систему для хранения и поиска текста, в котором введены взаимосвязи и "окна". Наша фундаментальная единица, документ, может иметь "окна" на любые другие документы. "Информационное тело" системы эволюционирует, непрерывно расширяясь без изменения своей основы. Новые связи и новые "окна" постоянно добавляют новые пути доступа к старому материалу".

Долгосрочная цель проекта "Xanadu" состояла в обеспечении революционного процесса перевода всей мировой литературы в режим прямого доступа онлайн.

Значительное внимание уделялось тому, чтобы не ущемлялись авторские права на издание, и действовала некоторая подходящая система электронного начисления авторского гонорара.

По предсказанию Нельсона, приход библиотек, функционирующих в режиме онлайн, приведет к образованию целиком нового рынка организационно-поисковых средств для работы в этом безграничном информационном хранилище.

Несмотря на постоянный оптимизм Нельсона, реализация Xanadu потерпела фиаско. В книге "Dream Machines", опубликованной в 1974 г., Нельсон обещал, что она будет готова в 1976 г. В издании "Literary Machines" 1987 г. этой датой стал 1988 г. Xanadu получила мощную поддержку в начале 1988 г. от Autodesk, которая вложила в разработку 5 млн. долл. Нельсон ожидал завершения работ в 1991 г., и все опять кончилось ничем. Autodesk потеряла интерес к Xanadu.

Идеи Нельсона всегда носили более литературный, чем научный характер. Нельсон – не инженер. Его Xanadu так и осталась мифом, как и тот волшебный дворец, в честь которого она названа. Однако именно он в самый ранний период информационной эры придумал название и сформировал ключевую концепцию гипертекста. Его интеллектуальное присутствие в огромной степени влияло на эволюцию гипертекстовых систем. Мало найдется исследователей, которые бы отрицали это.

В 1994 г. в Саппоро (Япония) специально для Нельсона была создана лаборатория, финансируемая некоей японской корпорацией и получившая название HyperLab. Кроме того, Нельсон продолжает работать над Xanadu в Университете Кейо недалеко от Токио (http://www.sfc.keio.ac.jp/~ted/).

В Австралии поддерживается проект Xanadu Australia (http://www.xanadu.com.au/xanadu/), в рамках которого продолжается разработка открытой системы электронных публикаций на основе идей Xanadu. Планируется всемирная сеть публикаций, основанная на этой разработке. Эта система литературы ("Xanadu Docuverse") должна позволять людям создавать виртуальные копии ("transclusions") любой информации в системе независимо от прав собственности.

Чтобы это было возможно, система должна гарантировать владельцу информации выплату авторского гонорара за любую порцию его документов, независимо от ее размера, времени и места использования ("transpublishing and transcopyright").

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2016