Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История отечественной вычислительной техники  → Элементная база – основа динамики развития БЦВМ комплекса «Аргон»

Элементная база – основа динамики развития БЦВМ комплекса «Аргон»

Внедрение бортовых вычислительных машин (БЦВМ) и комплексов (БЦВК) в ракетно-космические, авиационные и мобильные объекты специального назначения стало возможным благодаря развитию электронной техники и созданию соответствующей компонентной базы. В СССР первые БЦВМ были разработаны в середине 60-х годов прошлого столетия коллективом НИЭМ, имевшим к тому времени значительный опыт в создании ЭВМ военного назначения для стационарных систем ПВО. НИЭМ директивными документами Правительства был определен головной организацией в стране по разработке БЦВМ, получивших позднее наименование – комплекс БЦВМ «Аргон». Впоследствии – в 1968 году коллектив НИЭМ был включен в состав вновь созданного НИЦЭВТ, и только в 1985 году на основе структурных подразделений по разработке БЦВМ и БЦВК был образован НИИ «Аргон».

Первой отечественной БЦВМ, полетевшей в космос, стала БЦВМ «Аргон-11С», обеспечившая выполнение программы «Зонд» - облет и фотографирование поверхности Луны с возвращением космического аппарата на Землю. БЦВМ «Аргон-11С» положила начало комплексу БЦВМ «Аргон», включающему свыше 30 выполненных и внедренных в штатную эксплуатацию разработок БЦВМ и БЦВК в приоритетные системы и объекты общегосударственного значения.

История комплекса БЦВМ «Аргон» во многих отношениях отражает развитие отечественной бортовой вычислительной техники в целом. Уникальность комплекса БЦВМ «Аргон» в сравнении с разработанными в стране сериями других изделий состоит в том, что, наряду со специализированными, в рамках комплекса впервые в стране были разработаны базовые межвидовые унифицированные БЦВМ, что предопределило их широкие использованные в сотнях систем и объектов различного назначения.

Первые БЦВМ разрабатывались на гибридных интегральных схемах серий «Тропа-1», «Тропа-3», «Тропа-5». «Тропа-1» (серия 201) представляла собой гибридные толстопленочные интегральные схемы с резистивными связями с параметрами: средняя задержка на вентиль ( t ср.зад. ) 250 нс и средняя потребляемая мощность (Р ср.потр. ) 15 мВт. Главным достоинством серии являлось простота технологии. «Тропа-3» (серия 202) – диодно-транзисторные гибридные толстопленочные интегральные схемы, отличительной особенностью которых (по сравнению с «Тропой-1») являлась повышенная плотность и более высокие функциональные возможности. Параметры серии 202: t ср.зад. = 200 нс, Р ср.потр. = 20 мВт. «Тропа-5» (серия 215) – это усовершенствованная серия 202 в части сокращения примерно вдвое t ср.зад. В разработке логических проектов указанных серий принимали непосредственное участие создатели БЦВМ.

Параллельно с разработкой первой БЦВМ «Аргон-11С», велась разработка БЦВК «Аргон-12А» - для орбитальной посещаемой космической станции «Алмаз» и БЦВМ «Аргон-12А» - для возвращаемого космического аппарата, что обеспечило успешное выполнение этого пионерского проекта по дистанционному зондированию поверхности Земли.

Для мобильных объектов была выполнена разработка на «Тропе-1» БЦВМ «Аргон-1М»; универсальный облик которой, в условиях дефицита БЦВМ и стремительного развития АСУ для комплексов вооружения, обеспечил ей применение в 70 объектах и продолжительное серийное производство на двух заводах отрасли. Мобильные пусковые ракетные комплексы «Точка», комплексы топопривязки «Кратер», командно-штабные машины АСУ войсками фронта «Маневр» и десятки других систем и объектов были оснащены этой БЦВМ.

Гибридные микросхемы «Тропа-1», «Тропа-3», «Тропа-5» легли в основу разработок БЦВМ «Аргон-10» и «Аргон-10М1». БЦВМ «Аргон-10М1» стала основой наземных систем управления воздушным движением, в том числе система УВД «Стрела» в зоне аэродрома «Пулково», находившаяся длительное время в штатной эксплуатации.

С середины 60-х годов интенсивно велись также работы по разработке мобильных ЭВК для решения масштабных задач, связанных с созданием автоматизированных систем управления крупными воинскими соединениями. Для решения таких задач требовалось поставить «на колеса» высокопроизводительный вычислительный комплекс, оснащенный соответствующей периферией, с радиосредствами и аппаратурой передачи закрытой информации. Проблема создания такого комплекса решалась поэтапно. На первом этапе необходимо было разработать возимый ЭВК со штатной работой в полевых стационарных условиях. На втором этапе – с работой на ходу. Задачи первого этапа были решены реализованным на гибридных микросхемах серии «Посол» ЭВК «Ритм-20», размещенным в двух транспортных единицах на колесном ходу. «Посол» (серия 217) – диодно-транзисторные тонкопленочные интегральные схемы, отличительной особенностью которых в сравнении с сериями «Тропа», явились: более высокие коэффициенты объединения по входу и выходу, повышенное быстродействие и помехоустойчивость, t ср.зад. = 25 нс, Р ср.потр. = 20 мВт.

ЭВК «Ритм-20» был освоен в производстве на серийном заводе и обеспечил начальные этапы Государственных испытаний АСУ войсками фронта «Маневр». Выносной комплект оборудования из ЭВК «Ритм-20» - изделие «МСМ» использовался целый ряд лет в стационарных условиях в центре разведки ВМФ.

С появлением первой отечественной серии монолитных интегральных схем – серия 110 была выполнена разработка БЦВМ «Аргон-11» для ракетной техники. Серия 110 – интегральные микросхемы транзисторной логики с резистивно-емкостными связями. Повышенное быстродействие при сравнительно низкой потребляемой мощности было обеспечено за счет ускоряющих емкостей во входных цепях ( t ср.зад. = 450 нс, Р ср.потр. = 2,5 мВт). А последующие разработки интегральных схем – «Тур», «Приз», «Турбина», «Мост», «Исполин», «Микроватт» легли в основу разработок БЦВМ «Аргон-14» для авиационной ракеты «Х-45» класса «Воздух-земля», межвидовой базовой унифицированной БЦВМ «Аргон-15» и высоконадежного БЦВК «Аргон-16». Микросхемы «Тур» (серия 134), «Приз» (серия 106) монолитные интегральные схемы транзисторно-транзисторной логики с хорошим соотношением задержка-мощность: «Тур» - 100 нс, 2мВт; «Приз» - 20 нс, 15 мВт, обладали высокой надежностью и радиационной стойкостью, повышенной помехозащищенностью. «Микроватт» (серии 113, 115) – микромощные монолитные микросхемы транзисторной логики с резистивными связями, отличительной особенностью которых являлась малая потребляемая мощность – 0,3 мВт при средней задержке 500 нс. Решая вопросы комплексной микроминиатюризации разрабатываемых средств бортовой вычислительной техники, по выданным нами предприятиям электронной промышленности техническим заданиям была организована разработка интегрированных активных и пассивных дискретных электронных компонентов – транзисторных и диодных матриц, наборов резисторов и конденсаторов, трансформаторов в конструктивах, аналогичных корпусам интегральных микросхем. Применение таких интегрированных компонентов серий 125 («Мост»), 262 («Марс»), 149 («Турбина»), Б18, Б19, БТИ и др. позволило существенно повысить плотность компоновки БЦВМ. БЦВМ «Аргон-15» и ее модификация с расширенной памятью «БЦВМ «Аргон-15А» были применены в 35 системах управления авиационных и мобильных объектов, в том числе в мобильных ракетно-зенитных комплексах «Бук», «Куб» в истребителях – штурмовиках МИГ31-33, в мобильных ракетных комплексах «Ока» и «Волга», в авиационных системах РЭП, в самолетах противолодочной обороны «Коршун» и «Сова». БЦВК «Аргон-16» стал базовым для космических кораблей серии «Союз» и грузовых «Прогресс», для орбитальных космических станций «Салют», «Алмаз», «Мир» и «Меч-К», для спутников серии «Космос». Повышенные требования к надежности БЦВК были реализованы за счет избыточности аппаратуры и применения элементной базы с приемкой «9». Изделия с приемкой «9» изготавливались по специальной технологической документации и в ходе их производства подвергались специальным проверкам на безотказность, включая электротермотренировки в заданном диапазоне температур. Удачно выбранная структура БЦВК, исключившая функциональные отказы комплекса при штатной эксплуатации в составе объектов, обеспечила долгую жизнь этого уникального комплекса – свыше тридцати лет ведется серийное производство БЦВК «Аргон-16» и его модификаций для объектов РКК «Энергия».

В БЦВМ «Аргон-17А», разработке которой предшествовали многие годы научных поисков, исследований, лабораторных и натурных испытаний, были реализованы новые научно-технические решения, обеспечившие высокую боевую готовность и радиационную стойкость для принятой впоследствии на боевое дежурство твердотопливной противоракеты дальнего перехвата.

В начале 70-х годов перед разработчиками БЦВМ комплекса «Аргон» была поставлена сложная задача по созданию БЦВК для авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (аналога американского комплекса « AWACS »). Объем задач, решаемых на борту такого комплекса, потребовал искать новые научно-технические решения как по структуре БЦВК, так и по элементной базе, приемлемой для заданных жестких массо-габаритных характеристик БЦВК. В результате совместных творческих усилий коллективов НИЦЭВТ и НПО «Вента», имевшего опыт разработки гибридных интегральных микросхем 3-ей степени интеграции для предприятий Минсудпрома, в феврале 1972 года были подписаны ТТ на ОКР «Виктория» - серию функциональных логических многокристальных БИС (МБИС) с задержкой на вентиль менее 35 нсек и мощностью рассеивания 1-1,5 мвт. В рамках ОКР были разработаны 8 типов базовых кристаллов со специальными столбиковыми выводами и интеграцией от 5 до 8 вентилей в кристалле. Межсоединения на подложке корпуса предполагали до 3-х слоев металлизации. Логический проект 10-ти типов многокристальных БИС был выполнен разработчиками БЦВК. Созданная в результате ОКР серия 705 базовых кристаллов и серия 216 МБИС, совместимая по входным и выходным уровням напряжения с ИС типа ТТЛ серий 106, 133, 134, 136 и 130, работающая в диапазоне температур -60° ? +85°С, легла в основу разработки базового унифицированного межвидового БЦВК А-30 – первого из семейства БЦВК, программно совместимого с ЭВМ общего назначения серии ЕС.

Освоенный в серийном производстве БЦВК А-30 и его модификации обеспечили создание, наряду с АК РЛДН «Шмель», мобильные средства АСУ ПВО, системы предупреждения о ракетном нападении, системы УВД в зоне авианосца и ряд других объектов. С появлением отечественных разработок монолитных микросхем со средним уровнем интеграции (СИС) была выполнена разработка БЦВМ А-40, а позднее, с появлением БИС памяти, и БЦВМ А-50. Реализованный, впервые в стране, ряд базовых унифицированных моделей БЦВМ А-30, А-40, А-50, программно совместимых с ЕСЭВМ, позволил разработчикам систем и объектов вести наиболее трудоемкую стендовую обработку общесистемного программного обеспечения параллельно с разработкой и испытаниями БЦВМ.

Для БЦВК на основе базовых моделей БЦВМ А-40, А-50 был разработан ряд внешних устройств, в том числе, впервые в СССР внешнее ЗУ на цилиндрических магнитных доменах большой емкости и внешнее постоянное ЗУ с электрической перезаписью информации (разработчик – НИЦЭВТ), алфавитно-цифровое печатающее устройство (разработчик - НИИСЧЕТМАШ), кассетные накопители на магнитных лентах (разработчики НИИЭВМ и НИЦЭВТ), устройство оперативной памяти большой емкости на ферритовых сердечниках (разработчики ПНИИММ). На основе БЦВМ А-40 и внешних устройств был реализован ЭВК «Бета-3М» в гусеничной транспортной базе, работающий на ходу в составе АСУ войсками фронта «Маневр».

Выносной комплект вычислительных средств из состава ЭВК «Бета-3М» был использован при проектировании целого ряда командно-штабных машин в АСУ различного назначения. В базовой БЦВМ А-50, впервые в отечественной практике разработки БЦВМ, была реализована оперативная память емкостью 16 Мбайт на БИС 565 серии (1985 год), что позволило существенно расширить круг решаемых задач в десятках авиационных, мобильных и стационарных объектов, созданных на ее основе.

Вычислительные комплексы на основе БЦВМ А-50, в авиационном и в мобильном вариантах, в течение ряда лет изготавливались на двух серийных заводах отрасли и успешно использовались также в составе стационарных систем специального назначения.

На интегральных схемах со средним уровнем интеграции (серии 533 и 530 с транзисторно-транзисторной логикой с уровнем интеграции до 100 вентилей на кристалле, с широким функциональным составом, высокой помехоустойчивостью и радиационной стойкостью, с типовыми параметрами вентиля 10 нс, 2 мВт и 3 нс, 18 мВт, соответственно) для истребителей МИГ-29, Су-27 была разработана БЦВМ Ц-100 для систем управления вооружением и индикации, освоенная в крупносерийном производстве. А с появлением микропроцессоров и БИС памяти был разработан и реализован проект семейства БЦВМ А-2009 БИС для истребительной авиации, включающий 9 базовых моделей. Модели этого проекта обеспечивали средствами бортовой вычислительной техники все агрегаты самолета, включали в себя мультиплексные каналы информационного обмена для организации на борту самолета вычислительной сети. Ряд моделей из этого семейства (Ц101, Ц102, Ц104) пришли на смену БЦВМ Ц100 и вошли в штатную комплектацию истребителей МИГ-29, Су-27 и их новых модификаций.

Многолетняя специализация коллектива разработчиков БЦВМ комплекса "Аргон" только в этой области науки и техники, приобретенный бесценный опыт по обеспечению работы средств вычислительной техники в экстремальных условиях, позволили ему занять ведущее место в стране среди коллективов-разработчиков БЦВМ и БЦВК, работающих в оборонных отраслях промышленности. Не случайно, именно НИЦЭВТ был выбран в качестве головной организации созданного в 1978 году Межведомственного координационного Совета по БЦВМ (МКС №16) при Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам, на который была возложена задача по унификации разрабатываемых для нужд обороны страны БЦВМ. Созданные рабочие органы МКС № 16- Совет главных конструкторов и рабочие группы специалистов по направлениям унификации сыграли огромную роль в научно-технической координации проводимых в стране разработок БЦВМ.

Наибольший объем в МКС №16 выпал на рабочую группу по элементной базе, которой предстояло выработать совместно с головными предприятиями электронной промышленности единые подходы по созданию унифицированных изделий электронной техники для БЦВМ.

Несмотря на видимые успехи в создании новой компонентной базы для РЭА и, в частности, для БЦВМ, разработка средств бортовой вычислительной техники, сравнимой по основным техническим характеристикам с лучшими зарубежными образцами, стала проблематичной из-за нарастающего отставания отечественных разработок элементной базы, в первую очередь, по уровню интеграции.

В 1981 году МО США была принята двухэтапная программа разработки сверхскоростных интегральных схем (ССИС).

В рамках этой программы планировалось на первом этапе в 1981- 1985 г .г. разработать технологию производства 29 типов ССИС с технологическими нормами 1,25 мкм, что позволяло достигнуть уровня интеграции в одной ИС до 30 тысяч вентилей, тактовую частоту до 40 Мгц при потребляемой мощности 50 Мвт.

На втором этапе - в 1985- 1989 г .г. ставилась задача выйти на технологические нормы 0,5 мкм, что позволяло достигнуть уровня интеграции в одной ИС до 100 тысяч вентилей, тактовую частоту до 100 Мгц при потребляемой мощности 3 Мвт.

Несмотря на реальные расходы, достигшие на конец 1985 года 780 млн. долларов, что в 2 раза превышало плановые расходы, отставание в выполнении работ по программе оценивалось в 18 месяцев.

Приведенные данные по ходу реализации программы МО США по созданию сверхскоростных ИС показывают, что решение задачи по созданию высокотехнологичной элементной базы связано не только с огромными расходами, но является и сложной научно-технической проблемой.

Отставание в микроэлектронике от мирового уровня с годами становилось все ощутимее. Это не могло, естественно, не сказаться на параметрах БЦВМ, при проектировании которых допускалось использование исключительно отечественной компонентной базы. Так, например, базовые модели БЦВМ Ц101-Ц104, проект А2009БИС, разработанные для истребителей МИГ-29, СУ-27, несмотря на удачные конструктивно-технологические решения, повышающие плотность компоновки БЦВМ, уступали по массо-габаритным характеристикам приблизительно в два раза американским аналогам, устанавливаемым на истребитель F -18. На научно-технических конференциях по микроэлектронике, регулярно проводимых в Зеленограде, специалисты электронной промышленности к середине 80-х годов прошлого столетия неоднократно заявляли о значительном отставании отечественных разработок в области универсальных микропроцессоров и БИС-памяти и предлагали разработчикам военной радиоэлектроники ориентироваться на матричные БИС (МаБИС). Предполагалось, что при разработке РЭА на МаБИС, за счет соединения интеллекта разработчиков РЭА и уровня интеграции планируемых к разработке МаБИС, удастся избежать фатального отставания основных технических характеристик РЭА от зарубежных образцов. Поэтому не случайно в государственной программе унифицированных базовых моделей семейств бортовых ЭВМ (СБЭВМ), принятой в конце 1986 года для перспективных систем управления военных объектов, в качестве основной элементной базы СБ ЭВМ планировалось использование МаБИС, заданных в разработку ведущим предприятиям электронной промышленности директивным документом Правительства от декабря 1985 года «О создании изделий электронной техники для перспективных унифицированных бортовых вычислительных машин».

Наряду с планируемым созданием в период с 1987 года по 1990 год целой гаммы бортовых матричных кристаллов и заказных СБИС по технологии КМОП, ТТЛШ и КНС, указанным документом были заданы в разработку микропроцессорные БИС, БИС ЗУ, а также средства автоматизированного проектирования заказных БИС и СБИС.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от мая 1986 года, утвердившим «Основные направления работ по молекулярной электронике на 1986-2000 годы», головным НИИ электронной и радиопромышленности поручалась разработка к 1990 году экспериментальных образцов основных функциональных элементов для молекулярных ЭВМ, к 1995 году – экспериментальных образцов основных блоков молекулярных ЭВМ и к 2000 году – экспериментальных образцов высокопроизводительных молекулярных ЭВМ.

К сожалению, ожидания разработчиков РЭА, связанные с широким внедрением МаБИС в практику проектирования, не оправдались. Глубокий кризис экономики страны, последовавший за развалом СССР, потряс, в первую очередь, электронную промышленность. 80% производства изделий электронной техники оказалось размещенным в странах ближнего зарубежья, а ведущие научно-производственные комплексы электронной промышленности России практически оказались вне серьезной поддержки государства и вынуждены были переориентировать достигнутый к тому времени научно-технический потенциал на зарубежные заказы, связанные с производством полупроводниковой электроники для массовой коммерческой продукции (электронные часы, микрокалькуляторы и т.д.). Попытки НИИ «Аргон», в течение трех лет, реализовать в производстве на заводе «Ангстрем» в Зеленограде разработанный для перспективной БЦВМ (из ряда СБЭВМ)проект 17 типов СБИС, ориентированный на КМОП МаБИС «Такт-6000», также не увенчались успехом.

Намерения поддержать предприятия электронной промышленности за счет финансирования новых заказов на принципах долевого участия через «Ассоциацию заказчиков и потребителей унифицированных изделий электронной техники «Фонд УНИЭТ», созданную в 1991 году по предложению предприятий, входящих в МКС №16, не увенчались успехом. Выделение заметных ассигнований на разработку новой компонентной базы, в условиях нарастающего кризиса ОПК и резкого сокращения объемов финансирования государственного оборонного заказа, даже для крупных предприятий стало проблематичным. Надежды на привлечение необходимых инвестиций в электронную промышленность через «Федеральный Фонд развития электронной техники», созданный для решения этой задачи Указом Президента РФ, также оказались несбыточными

В этих условиях использование зарубежной компонентной базы в разработках БЦВМ для перспективных объектов стало неизбежной реальностью.

Нерегулируемое и неконтролируемое государственными институтами власти использование электрорадиоизделий импортного производства в разработках РЭА специального назначения, включая и разработки БЦВМ, привело к неоправданно большому количеству примененных ЭРИ ИП, достигшему к середине 90-х годов около 5000 типономиналов. Такое положение дел значительно осложнило решение задач импортозамещения и технологической независимости при создании специальной техники. С 1996 года к решению возникшей проблемы была подключена Ассоциация «Фонд УНИЭТ», которая в тесном взаимодействии с 22 ЦНИИИ МО РФ, приступила к упорядочению порядка применения ЭРИ ИП. В целях оптимизации используемой номенклатуры ЭРИ ИП в разработках РЭА специального назначения при Экспертном совете (ЭС) Ассоциации было образовано 12 рабочих групп по классам ИЭТ, объединивших ведущих специалистов головных предприятий ОПК. Рекомендации по применению ЭРИ ИП и предложения по воспроизводству импортных аналогов в РФ, Ассоциация оформляет издаваемой раз в два года «Номенклатурой», утверждаемой на расширенном заседании ЭС. В Ассоциации, в качестве членов, работают представители 143 предприятий, при формировании «Номенклатуры» собирается информация от 300 предприятий ОПК. «Номенклатура» используется в качестве руководящего документа для разработчиков РЭА, она принимается за основу при формировании Госзаказа на новые разработки ИЭТ и за счет резкого сокращения рекомендуемых к применению ИЭТ создает технико-экономические предпосылки для разработки и серийного производства воспроизводимых импортных аналогов для особо ответственных применений.

Широкое и повсеместное использование персональных компьютеров во всех отраслях народного хозяйства, включая оборонные ведомства, поставило в повестку дня вопрос о необходимости разработки БЦВМ, аппаратно и программно совместимых с моделями I ВМ РС, получившими наибольшее распространение. Среди коллективов разработчиков БЦВМ, решавших эту задачу, был и наш «Аргон».

Созданные в середине 90-х годов опытные образцы БЦВМ на микропроцессорах фирмы Intel серии 486 позволили провести модернизацию вычислительной системы авиационного пункта управления на основе БЦВМ-А-50, путем замены морально устаревшего периферийного оборудования на «бортовую персоналку», которая за счет программно-аппаратной эмуляции реализовала не только функции периферийного оборудования, но и обеспечила задачи интеллектуального инженерного пульта.

С использованием сигнальных микропроцессоров TMS 320С30 были разработаны встраиваемые вычислительные модули в формате VME 6 U для сбора, обработки данных и управления внешними объектами в составе авиационных и мобильных связных терминалов. В последующем был использован отечественный микропроцессор ЦОС 1867 ВЦ1Ф (аналог TMS 320С30).

Зарубежная компонентная база была использована и для создания аппаратуры для нового поколения аэрокосмических систем с длительным сроком активного существования (15-17 лет) и установкой в негерметизированных отсеках космического аппарата. Созданная в НИИ «Аргон» технология разработки и производства долговечной отказоустойчивой и радиационностойкой аппаратуры (технология «ДОРА») успешно используется и в ряде других предприятий радиоэлектронного комплекса.

Разработанные НИИ «Аргон» в последние несколько лет вычислительные средства по технологии «Дора» находятся в штатной эксплуатации в составе российских модулей Международной космической станции и в телекоммуникационных спутниках нового поколения серии «Ямал».

С развитием информационных технологий, сетевых методов обработки информации, расширением круга задач, решаемых в бортовых системах объектов, а также новыми возможностями, предоставляемыми современной высокотехнологичной компонентной базой, перед разработчиками БЦВМ были поставлены проблемные вопросы, связанные с необходимостью перехода от разработки БЦВМ к проектированию бортовых информационно-управляющих систем.

В основу бортовых вычислительных комплексов нового поколения, разрабатываемых в НИИ «Аргон» положены принципы открытости и кооперации, что обеспечивает возможность достижения аппаратно-программной совместимости и переносимости продуктов различных разработчиков и поставщиков. Развитие перспективных систем обмена информацией в БВК связано с созданием развитых шинных структур с единой архитектурой, многоцелевых программируемых интерфейсов, передающей среды с использованием волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), специализированных БИС и ПЛИС поддержки различных протоколов. Многофункциональный БВК (МБВК), предназначенный для сбора и обработки больших массивов цифровой и аналоговой информации в мощных информационных автоматизированных управляющих авиационных и мобильных системах реального времени включает серверы различного назначения, автоматизированные рабочие места нескольких типов, систему электропитания, пульт управления и контроля. Базовая конструкция выполнена в стандарте Евромеханики, модули объединяются в систему с помощью магистрали VME – фактическим стандартом на рынке военных систем.

Успехи мировой микроэлектроники в достижении физически предельных технологических норм проектирования и изготовления высокоинтегрированной элементной базы поставили в повестку дня и перед разработчиками отечественной РЭА задачу перехода от применения универсальной компонентной базы к проектированию аппаратуры на принципах «система на кристалле» (СнК). Пионерские разработки в этом направлении сделаны рядом коллективов в нашей стране. К сожалению, изготовление выполненных российскими предприятиями проектов, на сегодня возможно только на зарубежных фабриках, ввиду отсутствия необходимой технологической базы в РФ.

НИИ «Аргон» также приступил к выполнению научно-исследовательских работ по проектированию перспективных бортовых информационно-управляющих систем на принципах СнК в кооперации с разработчиками высокотехнологичных ИЭТ.

Принятые в сентябре 2006 года Правительством РФ решения по развитию отечественной электронной промышленности и планируемые ассигнования на эти цели позволяют надеяться на планомерное возрождение этой базовой отрасли, являющейся основой и фундаментом развития всего радиоэлектронного комплекса.

Выводы.

  1. До начала 90-х годов прошлого столетия все разработки БЦВМ и БЦВК выполнялись исключительно на отечественной элементной базе и обеспечивали паритет с разработками ведущих мировых производителей по основным тактико-техническим характеристикам.

    Контролируемое отставание на 3-4 года отмечалось по отдельным разработкам по массо-габаритным характеристикам, что было связано, в основном, с отставанием в разработках и в производстве отечественной микроэлектроники.

  2. Глубокий кризис экономики страны, связанный с развалом СССР, нанес непоправимый ущерб народному хозяйству и, в первую очередь, одной из базовых отраслей, определяющей научно-производственный потенциал государства – электронной промышленности.
    В сложившихся условиях использование ЭРИ ИП при проектировании РЭА стало неизбежной реальностью, что создало естественную угрозу технологической независимости РФ.

    Вместе с тем, возможность использования в разработках современной РЭА, включая БЦВК, ЭРИ ИП позволила избежать фатального отставания в радиоэлектронном приборостроении и создать оборонные комплексы с необходимыми тактико-техническими характеристиками.

  3. Принимаемые в стране меры по развитию базовой отрасли – электроники создают определенные предпосылки по возрождению отечественной электронной промышленности – основы радиоэлектронного комплекса народного хозяйства.

 

Литература

  1. Штейнберг В.И. Принципы организации и разработки ряда совместимых бортовых вычислительных машин. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук в форме научного доклада, НИИАА, М.1988.
  2. Терещенко М.А., Кондрашев А.Ф., Штейнберг В.И. Вехи полувекового пути НИИ «Аргон». // Журнал «Проблемы информатизации», вып. 3- 4, М. 1998.
  3. Штейнберг В.И. Комплекс БЦВМ «Аргон» за 40 лет – динамика развития. // Материалы Международной конференции SORUCOM. 2006, 3-7 июля 2006 г., «Развитие вычислительной техники в России и странах бывшего СССР: история и перспективы», Петрозаводск 2006.

Об авторе: Главный конструктор комплекса БЦВМ “Аргон”
Статья помещена в музей 19.02.2008 с разрешения автора

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2017