История отечественной вычислительной техники

Комплексная автоматизированная вычислительная система для расчета с использованием данных аэродинамического эксперимента

Системы ЦАГИ

При создании комплексных автоматизированных вычислительных систем (АВС) необходимо решать трудные вопросы системного сопровождения, в число которых входит:

  • внедрение мощных ЭВМ и их комплексирование для проведения сложных расчетов;
  • создание средств поддержки баз данных большого объема на основе промышленных СУБД;
  • разработка средств поддержки информационного обмена с системами автоматизации аэродинамического эксперимента и расчетными системами в организации и отрасли;
  • создание локальных и распределенных средств интеллектуального диалога с графическими возможностями на базе терминалов и ЭВМ, подключаемых к комплексам ЭВМ.

Аппаратным ядром системы стал трехмашинный комплекс из двух ЭВМ ЕС-1055, работающих на общее поле внешней памяти и соединенных устройствами канал-канал с третьей мощной машиной серии ЕС-1066. Через централизованный банк экспериментальных аэродинамических данных (ЦБЭАД) и систему связи ЦВС-2 в АВС поступала экспериментальная информация из аэродинамических труб. Создание банка данных аэродинамического эксперимента для АВС было осуществлено на ЕС-1066 с использованием СУБД SQL/DS для ОС VМ/SР.

Через общее поле ВЗУ и канальные адаптеры происходил обмен данными с другими расчетно-экспериментальными подсистемами, расположенными на ЭВМ трехмашинного комплекса. Пользователи АВС взаимодействовали с любой из ЭВМ комплекса с терминалов локальной интерактивной подсистемы. В ее состав входили наряду со стандартными дисплеями ЕС-7920 и графические подсистемы на базе персональных ЭВМ и ЭВМ ИЗОТ-1080, которые подключались к 3-машинному комплексу через программируемые контроллеры связи (ПКС). Через ПКС осуществлялось и подключение разнесенных по территории института терминальных ЭВМ пользователей.

Для операционной системы ОС СВМ (VМ/SР) установлена промышленная СУБД SQL/DS и разработана методика погружения аэродинамических экспериментальных данных в БД в виде формализованных документов, а также программные интерфейсы к ним для расчетных автоматизированных систем и САПР. Построение программных и системных интерфейсов позволяет использовать экспериментальные данные на любой стадии проведения расчетов как для контроля точности результатов промежуточных и окончательных вычислений, так и для построения расчетной схемы.

С помощью разработанных средств были созданы проблемно-ориентированные системы для автоматизации исследований по аэродинамике самолетов, в частности система прочностного расчета и сертификации летательных аппаратов, объединяющая ЭВМ труб, ЭВМ ЦБ ЦВС-2, центральный банк аэродинамических данных ЦАГИ и ЭВМ расчетно-экспериментальных экспертных математических моделей аэродинамики.