История отечественной вычислительной техники

Компьютерные технологии обучения в технических в вузах с 70-х годов прошлого века до наших дней.

Появление в начале 70-х годов прошлого века в Московском институте нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина (ныне РГУ нефти и газа) первых советских компьютеров Наири-К, позволявших организовать с помощью примитивной консоли диалог с пользователем, сразу родило идею использовать их для простейшего программированного обучения и контроля знаний [1]. И хотя оперативная память этого компьютера составляла всего лишь 16 килобайт, с соответствующим быстродействием, оригинальная программа упаковки текста позволила осуществить эту идею и внедрить несколько контролирующих программ в учебный процесс. Этому способствовало и повсеместное увлечение идеями программированного обучения в вузах.

Следующий этап развития вычислительной техники в вузе был связан с внедрением в учебный процесс компьютеров серии ЕС с операционными системами ДОС и ОС, гораздо более мощных, но лишенных возможностей диалога (ввод данных – только с перфокарт, вывод информации – на алфавитно-цифровое печатающее устройство – АЦПУ). На этом этапе вычислительная техника использовалась студентами только для выполнения расчетных заданий.

Появление в начале восьмедисятых годов надстроек над операционными системами - Фокус (разработка НИИВШ) и Primus (разработка МИФИ), позволившими поддерживать многотерминальную систему, обеспечивающую диалог с пользователем в режиме разделения времени, послужили катализатором для нового мощного развития идей компьютерного обучения. Началась разработка компьютерных обучающих и контролирующих программ как методом прямого программирования на различных языках (Фортран, Кобол, PL/I), так и с использование первых появившихся оболочек или так называемых авторских систем (АОСВУЗ) [2]. Использование ЯОК (Языка Обучающих Курсов), разработки НИИВШ, позволило написать и внедпить в МИНХ и ГП более сорока обучающих и контролирующих программ по физике, математике, русскому и английскому языкам, химии, сопромату, основам программирования, языкам программирования, системному программированию, истории КПСС, деталям машин, технологии переработки нефти и газа и др. Язык обучающих курсов (аналог американской системы СПОК) [3], обладая некоторой процедурностью, позволял непрофессиональному программисту быстро создавать обучающие и контролирующие программы. На этом этапе был накоплен опыт обучения преподавателей, организации учебного процесса, развиты некоторые дидактические моменты, связанные с компьютерным обучением.

В 1988 году в вузе появились первые персональные компьютеры ДВК-3М. Были предприняты попытки конвертации компьютерных обучающих программ, разработанных для ЕС-ЭВМ на ДВК-3М. Следующие несколько лет, конец восьмидесятых и начало девяностых характерен вереницей сменяющегося оборудования и попытками переноса обучающих программ на новые платформы. Электроника, ЕС-1840, Mazovia, IBM XT, AT – вот не полный ряд платформ, пытавшихся завоевать этот рынок. В этот момент начинают развиваться отечественные оболочки для создания компьютерных учебных программ на персональных компьютерах, среди которых наиболее мощные и профессиональные - это Адонис (МИЭТ), АОСМИКРО (МИФИ), Урок и Сценарий [4]. Эти системы обладали такой большой функциональностью, которая позволяла создавать программы нового дидактического уровня: моделирующие, адаптивные, с широким набором возможностей анализа ответа обучаемого. Тем не менее на них практически невозможно было реализовать дидактические идеи нового уровня, позволяющие строить интеллектуальные обучающие системы с базами знаний, логическим анализом действий обучаемого. Попытки создания таких оболочек предпринимались, тем не менее, например, система ИСАП, написанная на Прологе (автор – Токарева В.С., НИИВШ). Однако системы такого рода не были доведены до «коробочного» варианта, что затрудняло их широкое распространение. Тем не менее в Государственной академии нефти и газа им. И.М. Губкина была разработана совместно с НИИВШ и внедрена обучающая программа языку Паскаль, снабженная элементами искусственного интеллекта.

В начале девяностых годов свежая струя в компьютерном обучении появилась благодаря распространению копьютеров с графическим интерфейсом и мультимедийными возможностями. Лидерами в такого рода технологиях были компьютеры Макинтош, появившиеся во многих ВУЗах благодаря деятельности компании DPI. Компьютерные учебные программы, осуществляющие идеи обычного программированного обучения, но с мультимедийными возможностями, выполнялись в основном с помощью оболочки HYPERCARD, имевшей довольно ограниченные функциональные возможности.

Однако они были вытеснены позднее IBM-совместимыми компьютерами с теми же мультимедийными возможностями, но значительно более дешевыми. Некоторое время споры о преимуществах той или иной платформы продолжались [5], однако в середине девяностых годов они утихли.

В это время в вузах начала появляться возможность выхода в Интернет и вместе с ней появились качественно новые идеи компьютерного дистанционного обучения и новые программные средства, воплощающие эту идею.

Оболочки для дистанционного обучения разработаны практически для одной технической платформы и одного ряда операционных систем, которые стали в силу ряда причин стандартом де факто в вузах России.

Компьютерные обучающие программы совершенно различного уровня технической и дидактической реализации заполнили информационное пространство Рунета, стали широко доступны всем желающим так, что потребовались дополнительные усилия для их анализа и систематизации [6].

Но это уже новейшая история.

Литература

  1. Ретинский В.С., Ретинская И.В. Применение малой ЭВМ Наири К для программированного обучения и контроля знаний. Ж. Программирование Академии наук СССР, №2, М-1975, с. 90-93
  2. Ретинский В.С. Методические указания по использованию автоматизированной обучающей системы АОС ВУЗ. МИНХ и ГП им. И.М. Губкина, 1984, 30 с.
  3. Михалева Г.В., Ретинская И.В. М. 1984. Инструкция по составлению контролирующих и тренировочно-контролирующих курсов в АОСВУЗ. Изд. ГАНГ им. И.М. Губкина, 1986, 30 с.
  4. Ретинская И.В., Шугрина М.В. Отечественные системы для создания компьютерных учебных курсов. Ж. Мир ПК, №7, 1993, с. 55-60
  5. Ретинская И.В., Шугрина М.В. IBM и Macintosh в сфере образования. Ж. Мир ПК, М., 1994, с. 90-98
  6. Образовательные Интернет-ресурсы. М. Просвещение, 2004, 286 стр. Под ред. Иванникова А.Д., Тихонова А.Н., Домрачева В.Г., Ретинской И.В.

 

Об авторе: Исполнительный директор "Американского благотворительного фонда поддержки информатизации образования и науки", kto@migmail.ru
Материалы международной конференции SORUCOM 2006 (3—7 июля 2006 года)
Статья помещена в музей 6.11.2007 с разрешения автора