Микропроцессоры

1. Алфавит языка

Символы исходной программы представляют собой подмножество таблиц символов ASCII для DOS и ANSI для WINDOWS. В исходном тексте программы, написанном на языке программирования PL/M-51 допустимо использование следующих символов:

  • символы интервала,
  • буквы,
  • знаки
  • цифры.

Символы интервала определяют один или несколько пробелов в предложении исходного модуля. К этим символам относятся "пробел" и " табуляция".

В качестве букв воспринимаются латинские буквы верхнего и нижнего регистра:

A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z, a, b, c, d, e, f, g, h, i, j, k, l, m, n, o, p, q, r, s, t, u, v, w, x, y, z.

Ниже приведен перечень цифр:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Наименования знаков и их обозначение приведено в таблице 1:

Наименование

Обозначение

Номер

#

Знак денежной единицы

$

Апостроф

'

круглая скобка левая

(

круглая скобка правая

)

Звездочка

*

Плюс

+

Запятая

,

Минус

-

Точка

.

дробная черта

/

Двоеточие

:

Точка с запятой

;

Меньше

<

Равно

=

больше

>

вопросительный знак

?

коммерческое эт

@

Знаки, комбинации знаков (<>, >=, <= ), а также символы интервала являются разделителями конструкций языка. До и после знака - разделителя в любой конструкции языка могут быть вставлены символы интервала.

ASCII символы, не входящие в перечень основных символов алфавита языка, считаются дополнительными. Эти символы могут использоваться для пояснений в исходном тексте программы, а также для определения символьных констант.

Из символов формируются идентификаторы и числа.

2. Идентификаторы

Идентификатор это символическое обозначение объекта программы. В качестве идентификатора может быть использована любая последовательность букв и цифр. При этом в качестве буквы может быть использована любая буква латинского алфавита, а также вопросительный знак (?) и знак "нижнее подчеркивание" ( _ ). Идентификатор может начинаться только с буквы! Это позволяет отличать его от числа. В идентификаторах, язык программирования ASM-51 различает буквы верхнего и нижнего регистров.

Количество символов в идентификаторе ограничено длиной строки (255 символов). Транслятор различает идентификаторы по первым 31 символам.

Примеры идентификаторов:

ADD5, FFFFH, ?, ALFA_1.

В языке программирования ASM-51 имеются три категории идентификаторов: ключевые слова, встроенные имена и определяемые имена.

2.1. Ключевые слова

Ключевое слово является определяющей частью оператора языка ассемблера. Значения ключевых слов языка ассемблера АSМ-51 не могут быть изменены или переопределены в программном модуле каким-либо образом. Ключевому слову не может быть назначено имя- синоним. Ключевые слова могут быть написаны буквами как верхнего, так и нижнего регистров.

В языке АSМ-51 имеются следующие категории ключевых слов:

Инструкции по форме записи совпадают с мнемоническими обозначениями команд микроконтроллеров семейства MCS-51 и совместно с операндами, составляют команды микроконтроллера. Список инструкций:

ACALL, ADD, ADDC, AJMP, ANL, CALL, CJNE, CLR, CPL, DA, DEC, DIV, DJNZ, INC, JB, JBC, JC, JMP, JNB, JNC, JNZ, JZ, LCALL, LJMP, MOV, MOVC, MOVX, MUL, NOP, ORL, POP, PUSH, RET, RETI, RL, RLC, RR, RRC, SETB, SJMP, SUBB, SWAP, XCH, XCHD, XRL.

Директивы совместно с вспомогательными словами определяют действия в программе, которые должны быть выполнены ассемблером в процессе преобразования исходного текста программы в объектный код. В языке программирования ASM51 используются:

Директивы: BIT, BSEG, CODE, CSEG, DATA, DB, DBIT, DS, DSEG, DW, END, EQU, EXTRN, IDATA, ISEG, NAME, ORG, PUBLIC, RSEG, SEGMENT, SET, USING, XDATA, XSEG.

Вспомогательные слова: AT, BIT, BITADDRESSABLE, CODE, DATA, IDATA, INBLOCK, INPAGE, NUMBER, PAGE, UNIT, XDATA.

Операции выполняются ассемблером в процессе вычисления выражений на этапе трансляции исходного текста программы для определения конкретного числа, которое используется в команде. Перечень операций, использующихся языком программирования ASM-51:

AND, EQ, GE, GT, HIGH, LE, LOW, LT, MOD, NE, NOT, OR, SHL, SHR, XOR.

2.2. Встроенные имена

Встроенные имена присвоены адресам регистров специальных функций, адресам флагов специальных функций AR0-AR7, рабочим регистрам R0-R7 текущего банка регистров, а также аккумулятору A и флагу переноса C.

Имя

Регистр

A

Аккумулятор

R0-R7

8-разрядный рабочий регистр текущего банка рабочих регистров

DPTR

16-разрядный регистр-указатель данных

PC

16-разрядный счетчик команд

C

флаг переноса

AB

регистровая пара, состоящая из аккумулятора A (старшая часть) и регистра B (младшая часть)

2.3. Определяемые имена

Определяемые имена объявляются пользователем. В языке программирования ASM-51 имеются следующие категории определяемых идентификаторов:

  • метки,
  • внутренние и внешние переменные адресного типа,
  • внутренние и внешние переменные числового типа,
  • имена сегментов,
  • названия программных модулей.

3. Числа

В языке программирования ASM-51 используются целые беззнаковые числа, представленные в двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной формах записи. Для определения основания системы счисления используется суффикс (буква, следующая за числом):

  • B двоичное число (разрешЈнные цифры 0,1)
  • Q\O восьмеричное число (разрешЈнные цифры 0,1,2,3,4,5,6,7)
  • [D] десятичное число (разрешЈнные цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
  • H шестнадцатеричное число (разрешЈнные цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F)

Для десятичного числа суффикс может отсутствовать. Количество символов в числе ограничено размером строки, однако значение числа определяется по модулю 2**16 (т.е. диапазон значений числа находится в пределах от 0 до 65535).

Примеры записи чисел:

011101b, 1011100B, 735Q, 456o, 256 , 0fah, 0CBH

Число всегда начинается с цифры. Это необходимо для того, чтобы отличать шестнадцатиричное число от идентификатора.

ADCH - идентификатор
0ADCH - число

Часто бывает удобно выполнить некоторые вычисления для того, чтобы получить число. Язык программирования ASM-51 позволяет выполнять беззнаковые операции над числами. В таких выражениях допустимо использовать арифметические операции:

  1. + суммирование
  2. - вычитание
  3. * умножение
  4. / деление
  5. mod вычисление остатка от целочисленного деления
В языке программирования ASМ-51 также определена одноместная операция '-'. Для нее требуется один операнд, которому она предшествует. Для изменения порядка выполнения операций можно воспользоваться скобками. Кроме арифметических операций в выражениях допустимо использование логических операций:
  1. not побитовая инверсия операнда
  2. and логическое "и"
  3. or логическое "или"
  4. xor "исключающее или" (суммирование по модулю два)

и функций выделения старшего HIGH и младшего LOW байта шестнадцатиразрядного числа.

Пример использования выражений для определения числовой константы:

Часто число используется для представления символов. В этом случае для определения числа можно воспользоваться литеральной константой. Литеральная константа заключается в апострофы:

'a', 'W'

Для записи фраз в памяти программ можно воспользоваться литеральными строками:

В этом случае каждый символ заменяется отдельным байтом и запоминается в ПЗУ памяти программ.


[Назад] [Содержание] [Вперёд]