Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История отечественной вычислительной техники  → НИИ “Аргон”

НИИ “Аргон”

(Историческая справка)

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1948 г. за № 4663-1829 в рамках Министерства машиностроения и приборостроения (ММиП) было организовано Специальное конструкторское бюро № 245 (СКБ-245). Его основной задачей было создание средств вычислительной техники в Советском Союзе.

Для выполнения этой задачи СКБ-245 работало по следующим тематическим направлениям:

Начальником СКБ-245 был назначен Лесечко Михаил Авксентьевич, который в то время одновременно выполнял функции директора Московского завода счетно-аналитических машин (САМ) и позднее директора Научно-исследовательского института счетно-аналитических машин (НИИСЧЕТмаш). Главным инженером СКБ-245 — заместителем начальника по научной работе стал Виктор Васильевич Александров.

Лесечко М. А.

Лесечко М. А.

В 1954 г. М. А. Лесечко стал заместителем министра машиностроения и приборостроения, а позднее министром приборостроения и средств автоматизации (МПиСА) Начальником СКБ-245 назначается Александров  В. В., а главным инженером — заместителем начальника по научной работе — Юрий Яковлевич Базилевский. При преобразовании в 1958 г. СКБ-245 в научно-исследовательский институт электронных машин (НИЭМ) директором и главным инженером НИЭМа назначаются соответственно Александров  В. В. и Базилевский Ю. Я.

В 1960 г. директором-научным руководителем НИЭМа назначен Крутовских Сергей Аркадьевич, а главным инженером — Лазарев Анатолий Иванович.

Александров В. В.

Александров В. В.

Плановая численность на 1949 г. для СКБ-245 была установлена в количестве 130 человек. Личный состав СКБ-245 располагался на территории Московского завода САМ и занимал площадь порядка 950 м2. В 1950-1951 гг. численность СКБ-245 составила 639 человек. В 1952 г. в СКБ-245 из НИИ 855 МПСС был переведен отдел электромоделирования. На базе этого отдела в СКБ-245 был образован отдел № 2 во главе с главным конструктором электронных математических машин непрерывного действия Ушаковым Валентином Борисовичем.

В III квартале 1953 г. из НИИСЧЕТмаш переведена лаборатория по разработке полупроводниковых приборов. Производственной базой по изготовлению аппаратуры разрабатываемой в СКБ-245 был Московский завод САМ.

В 1950-1953 гг. коллектив СКБ-245 разработал первую отечественную промышленную цифровую вычислительную машину общего назначения “Стрела”, семь образцов которой были изготовлены Московским заводом САМ. Эта работа была проведена в отделе № 3 (начальник отдела и главный конструктор ЭВМ Базилевский  Ю. Я.).

Средняя производительность “Стрелы” — 2 тыс. трехадресных операций с плавающей запятой в секунду, оперативная память на электронно-лучевых трубках имела емкость 2048 слов. Разрядность машины — 43 двоичных разряда, система элементов — электронно-ламповые схемы. Внешнее ЗУ состояло из двух накопителей на магнитной лентой емкостью 200 тыс. слов каждый. Постоянное ЗУ со сменными коммутируемыми ячейками хранило 16 стандартных программ и 256 констант. Ввод информации в машину осуществлялся с перфокарт и с магнитной ленты, вывод — на магнитную ленту, перфоратор карт и широкоформатное печатающее устройство.

ЭВМ “Стрела” отличалась гибкой системой программирования. Различные виды групповых арифметических и логических операций, условные переходы и сменяемые стандартные программы, а также системы контрольных тестов и организующих программ позволяли создавать библиотеки эффективных прикладных программ различного тематического направления, осуществлять автоматизацию программирования и решать широкий круг математических задач (объемом до 108 и более операций). Оснащение основных научно-исследовательских центров страны ЭВМ “Стрела” вызвало большой качественный скачок в развитии отечественной вычислительной техники и сыграло решающую роль в выполнении в период 1955-1965 гг. важнейших проблемных разработок Государственного значения. ЭВМ “Стрела” были установлены в Институте прикладной математики АН СССР, в ВЦ АН СССР и ВЦ министерств, решавших задачи, связанные с развитием аэрокосмических исследований и атомной энергетики.

Основные разработчики ЭВМ «Стрела», лауреаты Государственной премии 1953 г. (слева направо): сидят – Б. И. Рамеев, В. В. Александров, Ю. Я. Базилевский, Д. А. Жучков, А. П. Цыганкин; стоят – Ю. Ф. Щербаков, Н. Б. Трубников, Г. М. Прокудаев, Б. Ф. Мельников, Г. Я. Марков, И. Ф. Лыгин.

Основные разработчики ЭВМ “Стрела”, лауреаты Государственной премии 1953 г. (слева направо): сидят — Б. И. Рамеев, В. В. Александров, Ю. Я. Базилевский, Д. А. Жучков, А. П. Цыганкин; стоят — Ю. Ф. Щербаков, Н. Б. Трубников, Г. М. Прокудаев, Б. Ф. Мельников, Г. Я. Марков, И. Ф. Лыгин.

За создание ЭВМ “Стрела” в 1954 г. ряду ведущих сотрудников СКБ-245 была присуждена Сталинская премия. Лауреатами Сталинской премии стали: Александров  В. В., Базилевский  Ю. Я., Жучков  Д. А., Лыгин  И. Ф., Марков  Г. Я., Мельников  Б. Ф., Прокудаев  Г. М., Рамеев  Б. И., Трубников  Н. Б., Цыганкин  А. П., Щербаков  Ю. Ф., Ларионова  Л.А. Главному конструктору ЭВМ “Стрела” Базилевскому  Ю. Я. было присвоено звание Героя Социалистического труда.

После завершения работ по ЭВМ “Стрела” в лаборатории 01 под руководством Б. И. Рамеева начались работы по созданию ЭВМ “Урал-1” (1954 г.)

“Урал-1” — первая отечественная малая универсальная ЭВМ. Разработана она была в 1954-1955 гг. Опытный образец изготовлен на Московском заводе счетно-аналитических машин в 1955г. и, частично налаженный в СКБ-245, передан для проведения последующих работ в Пензенский филиал СКБ-245, преобразованный впоследствии в Пензенский НИИ математических машин. ЭВМ “Урал-1” по производительности относилась к малым машинам (в основном для инженерных расчетов) и отличалась дешевизной. Быстродействие — 100 одноадресных операций в секунду. Разрядность — 36 двоичных разрядов. Оперативное ЗУ на магнитном барабане емкостью в 1024 слова дополнялось внешним ЗУ на магнитной ленте емкостью 40 тыс. слов и перфолентой (10 тыс. слов). В качестве устройств ввода/вывода использовались клавишное и печатающее устройства, а также устройства ввода-вывода перфоленты.

Машина имела развитую систему команд с безусловной и условной передачей управления, систему сигнализации и ручное управление, позволявшее следить за исполнением программы и вмешиваться в ход ее выполнения для внесения исправлений в процессе отладки.

Создание первых ЭВМ семейства “Урал” сыграло большую роль в развитии отечественной вычислительной техники и позволило оснастить малыми ЭВМ вычислительные, научно-исследовательские и проектные организации страны.

Главным конструктором “Урала-1” был Башир Искандарович Рамеев, основными разработчиками — Антонов В. С., Клоков  Е. Н., Лазарев  А. И., Мухин  В. И., Невский  А. Н., Соловьев  А. А., Юдицкий  Д. И. и др.

На унифицированных элементах и конструктивно-технологических решениях ЭВМ “Урал-1” под руководством Рамеева  Б. И. проводились разработки специализированных ЭВМ:

Внешний вид ЭВМ Погода, Гранит, Кристалл

Внешний вид ЭВМ “Погода”, “Гранит”, “Кристалл”

После завершения работы по ЭВМ “Стрела” на отдел № 3 (начальник отдела — Базилевский  Ю. Я.) было возложено проектирование специализированных вычислительных комплексов в интересах Министерства обороны страны (шифр — М-111).

М-111 — специализированные вычислительные комплексы для приема, селекции, преобразования и обработки информации от многоканального источника, решения задач наведения и выработки команд управления одновременно многими объектами. Этот комплекс представлял собой центральный управляющий узел комплексной автоматизированной системы в составе:

Указанная аппаратура предназначена для:

Создание электронных управляющих комплексов, впервые в отечественной практике включающих в то время ЭВМ, обеспечивало значительный шаг вперед в технике автоматизированных систем противовоздушной обороны. Применение ЭВМ в комплексах ПВО позволило существенно повысить их эффективность. Впервые решалась задача автоматизации обработки больших массивов информации и процессов управления одновременно несколькими объектами с высокими динамическими характеристиками. Многие из принятых при создании этих комплексов технических решений использовались в последующих разработках ответственных комплексов управления.

Разработка и изготовление комплексов М-111 осуществлены в 1955-1959 гг. Образец комплекса изготовлен на Московском заводе САМ и прошел испытания (1960-1961 гг.) в составе экспериментального образца системы ПВО в реальных условиях. При этом была подтверждена эффективность предложенных методов обработки информации и функционального контроля, правильность выбранных структурных и большинства других технических решений.

Главным конструктором комплекса М-111 был Базилевский  Ю. Я., заместителями главного конструктора — Ларионов  А. М., Литвинов  А. М., Прокудаев  Г. М., Красников  С. П., Соловьев  Н. Н., Кожарский  Л. А., Гридчин  А. Ф.

В 1961-1962 гг. была осуществлена модернизация комплекса М-111, создан проект модернизированного комплекса (шифр 5Э61) с расширением функциональных возможностей для модернизированного образца системы ПВО. Разработка комплекса 5Э61 завершена в 1962 г. и один образец был изготовлен на Московском заводе САМ.

Главным конструктором комплекса 5Э61 на начальном этапе был Базилевский  Ю. Я., позднее — Ларионов Александр Максимович, заместителями главного конструктора — Литвинов  А. М., Прокудаев  Г. М., Соловьев  Н. Н., Красников  С. П., Полунин  А. Т., Кожарский  Л. А., Гридчин  А. Ф.

Специализированный вычислительный комплекс для ПВО 5Э61 (1962 г.)

Специализированный вычислительный комплекс для ПВО 5Э61 (1962 г.)

В модернизированный образец комплекса 5Э61 для улучшения эксплуатационных характеристик был заложен ряд новых по сравнению с комплексом М-111 схемных, структурных и конструктивно-технологических решений. В процессе разработки комплекса 5Э61 для модернизированной системы ПВО было увеличено количество одновременно решаемых задач, расширен диапазон обрабатываемых параметров. В этом проекте обеспечены прием и обработка новых видов информации от дополнительных источников и от двух новых типов измерительных систем.

В 1955 г. СКБ-245 было подключено к проведению работ по созданию ЭВМ М-20, проектирование которой начиналось в ИТМ и ВТ АН СССР. В СКБ-245 работы по М-20 возглавлял коллектив отдела № 9, образованный на базе лаборатории 01. Начальником отдела и заместителем главного конструктора М-20 был Михаил Кириллович Сулим.

Разработка ЭВМ М-20 и изготовление ее первого образца Московским заводом счетно-аналитических машин были завершены в начале 1958 г. В этом же году она была принята Государственной комиссией с оценкой “самая быстродействующая в мире” и рекомендована для запуска в серийное производство. М-20 имела производительность 20 тыс. трехадресных операций с плавающей запятой в секунду. Оперативная память на ферритовых сердечниках имела емкость 4096 слов. Разрядность машины составляла 45 двоичных разрядов. Система элементов — ламповые и полупроводниковые схемы. Внешняя память представляла собой 3 магнитных барабана емкостью 4096 слов каждый и 4 накопителя на магнитной ленте емкостью 750 000 слов каждый. Ввод информации в машину осуществлялся с перфокарт и с магнитной ленты, вывод — на магнитную ленту, перфоратор карт и электромеханическое печатное устройство.

Впервые в отечественной практике в ЭВМ М-20 применена автоматическая модификация адреса, совмещена работа арифметического устройства с выборкой команд из памяти, введена буферная память для массивов, выдаваемых на печать, и реализовано совмещение печати со счетом, также осуществлен режим работы НМЛ с быстрым пуском и остановкой.

Для ЭВМ М-20 Институтом прикладной математики АН СССР была разработана одна из первых операционных систем в СССР — ИС-2.

В постановлении президиума АН СССР от 20 февраля 1959 г. говорилось: “Создание машины М-20 является выдающимся достижением в развитии советской техники универсальных цифровых вычислительных машин. По своему быстродействию машина М-20 превосходит существующие отечественные и серийные зарубежные математические вычислительные машины”.

Первые ЭВМ М-20 были установлены в Институте прикладной математики АН СССР, в Институте атомной энергии им. Курчатова и в воинских частях. Появление мощной (по тем временам) вычислительной техники во многом способствовало успешному запуску первого в мире спутника Земли, созданию первой атомной станции, решению задач, связанных с обороноспособностью страны.

Активное участие в работах по созданию машины М-20 от СКБ-245 принимали: Соловьев  А. А., Карасик  В. М., Кондрашев  А. Ф., Левшин  В. И., Лазарев  А. И., Клепинин  В. С., Власов  М. С. и др.

В течение 1958-1960 гг. с использованием технической базы и архитектуры М-20 в СКБ-245 коллективы отделов № 9 и № 6 занимались проектированием ЭВМ М-205.

М-205 — универсальная быстродействующая ЭВМ, предназначалась для обработки больших массивов радиолокационной информации. С ее появлением были решены многие проблемы создания автоматизированных систем оборонного назначения, значительно возросла эффективность систем ПВО и ПРО. Изготовленный на Московском заводе САМ образец машины М-205 соответствовал в основном техническим характеристикам ЭВМ М-20 и имел увеличенную внешнюю память на магнитной ленте. Машина работала с 32 накопителями емкостью 750 000 слов каждый. Обработка информации производилась в процессе ее ввода без затрат дополнительного времени.

Главный конструктор ЭВМ — Антонов  В. С., заместители главного конструктора — Лазарев  А. И. и Рудаченко А. П.

В начале 1957 г. в СКБ-245 был образован отдел № 12, занимающийся созданием специализированных унифицированных управляющих ЭВМ для автоматизированных систем управления объектов Министерства обороны СССР. Начальником отдела и главным конструктором разрабатываемых ЭВМ был назначен Крутовских  С. А.

В этом отделе в 1959-1962 гг. были спроектированы ЭВМ под шифром М-206 (“Радон”), в 1961-1964 гг. — модернизированный вариант этой ЭВМ под шифром М-236. В этот же период разработаны и модификации М-206 и М-236, отличающиеся большей емкостью запоминающих устройств. Образцы этих машин были изготовлены Московским заводом САМ и явились первыми в СССР ЭВМ, включенными в штатные управляющие системы ПВО Министерства обороны.

Технические характеристики ЭВМ “Радон”.

Вычислительное устройство:

Оперативная память (МОЗУ) — на термостабильных ферритовых сердечниках с полупроводниковым управлением. Емкость от 4096 до 16384 20-разрядных слов.

Постоянная память (ПЗУ) — на оксиферовых сердечниках. Емкость от 8192 до 40960 24-разрядных слов. Обеспечена возможность подключения дополнительного ПЗУ емкостью до 200 тыс. слов.

Основная техническая база — полупроводниковые логические элементы, ферритовые и оксиферовые сердечники, платы с печатным монтажом. Полупроводниковые триоды, отвечающие требованиям вычислительной техники, создавались в тесном контакте с зарождающейся отечественной электронной промышленностью.

С целью повышения надежности ЭВМ “Радон” была выполнена в виде системы двух машин с общей кодовой магистралью. Для этого же в машине обеспечивался существенный запас по режимам использования комплектующих элементов.

Была разработана методика и специальная программа поиска в ЭВМ неисправностей с точностью до съемного узла с помощью дублирующей машины.

Впервые в отечественной практике ЭВМ “Радон” на полупроводниковой элементной базе показала достаточно высокие тактико-технические характеристики и использовалась в штатных системах МО СССР.

Под руководством главного конструктора Крутовских  С. А. разработку “Радона” вели его заместители — Соловьев  С. П., Савина  А. И., Соловьев  А. А., Ефимов  Н. Н., Копылов  В. И., Гренадеров  В. А., Маслов  Н. Г., Еремин  А. Т., Кляшко  Э. Л.

В начале 1961 г. отдел № 9 начал создание ЭВМ повышенной производительности для систем МО СССР, течение 1962-1970 гг. были выпущены ЭВМ повышенной производительности в трех модификациях: “Клен”, “Клен 1” , “Клен 2” .

ЭВМ “Клен” первоначально разрабатывалась для замены ЭВМ “Радон” в системе ПВО на более быстродействующую. ЭВМ “Клен” была использована для моделирования комплекса управления в одном из НИИ МРП (НИИ-5).

ЭВМ “Клен 1” и “Клен 2” применялись в штатных системах МО для обработки информации специального назначения. Относительно высокое быстродействие машин “Клен” получено за счет повышения быcтродействия элементной базы ЗУ (высокочастотных импульсных трансформаторов, ускоряющих цепочек и пр.), а также благодаря ряду структурных изменений: глубокому совмещению выполнения команд, многоблочной структуре ЗУ и пр.

Основные параметры ЭВМ “Клен”:

Главным конструктором ЭВМ “Клен” был Кондрашев Адольф Федорович, главным конструктором ЭВМ “Клен 1”и “Клен 2” -Антонов В. С., его заместителями — Шульгин  А. А., Ораевский  К. С., Черкесов  В. Г., Рудаченко  А. П.

Кондрашев А. Ф.

Кондрашев А. Ф.

За разработку и внедрение в системы Министерства обороны ЭВМ “Клен 1” и “Клен 2” восемь сотрудников НИЭМ были награждены орденами и медалями СССР.

В начале 60-х годов по заданию МО СССР коллектив НИЭМа был занят решением задач, связанных с созданием аппаратуры для передачи информации из вычислительных центров в различные точки СССР.

Такая аппаратура (шифр “Луч”) разрабатывалась в отделе № 9 НИЭМ в течение 1961-1963 гг.

С помощью аппаратуры “Луч” осуществлялись преобразования программной и командной информации ЭВМ, передача этой информации через телеграфные каналы связи с контролем и записью при приеме, а также контроль, преобразование и выдача записанной информации в радио-релейные каналы связи.

Серийный выпуск “Луча” был поручен Казанскому заводу ЭВМ. В процессе изготовления проводилась модернизация аппаратуры.

Развитие отечественной вычислительной техники, расширяющееся внедрение ее в научно-исследовательские и проектные организации различных отраслей народного хозяйства и МО страны потребовало ускоренного создания надежной экономичной быстродействующей полупроводниковой серийнойс ЭВМ общего назначения взамен изготовлявшихся в то время для этих целей ламповых ЭВМ М-20. При этом важно было обеспечить полную программную совместимость новой ЭВМ С М-20.

В качестве такой ЭВМ коллективом НИЭМ в течение 1963-1966 гг. была создана ЭВМ М-220.

ЭВМ М-220 — универсальная вычислительная полупроводниковая машина, совместимая по структуре, системе команд, форме представления данных и по другим параметрам с ЭВМ М-20.

Основные параметры ЭВМ М-220:

В ЭВМ М-220 введено (дополнительно по сравнению с ЭВМ М-20):

Опытный образец ЭВМ М-220 изготовлен на Московском заводе САМ в 1964 г. и прошел Государственные испытания в 1965 г. В 1966 г. по конструкторской и технологической документации НИЭМ Казанским заводом математических машин начато серийное изготовление этой ЭВМ.

В дальнейшем в СКБ завода-изготовителя при технической помощи НИЭМ были разработаны модификации машины М-220 — М-220А и М-220М, а также произведена ее серьезная модернизация. Модернизированная модель называлась М-222.

Машины этого семейства явились основными для большинства ВЦ страны, НИИ, КБ и объектов МО. На базе этих машин были организованы сложные аналогово-цифровые комплексы, мультимашинные системы и системы управления объектами, работающими в реальном масштабе времени.

За разработку и внедрение в народное хозяйство страны ЭВМ М-220 и ее модификаций руководители и основные разработчики награждены в 1967 г. медалями ВДНХ.

Главным конструктором этой серии машин был Антонов В. С., его заместителями были Шульгин  А. А., Рудаченко  А. П., Гуров  В. Я.

Следует отметить, что победному шествию полупроводниковых ЭВМ “Радон”, “Клен”, М-220 предшествовала серьезная предварительная работа по созданию и освоению полупроводниковой элементной базы и на ее основе экспериментальных ЭВМ. С начала 50-х годов в СКБ-245 велись исследования по созданию схем, структур, устройств ЭВМ, использующих только полупроводниковые диоды, транзисторы, ферриты и другие безламповые малогабаритные элементы.

Отсутствие в СССР полупроводников для элементной базы ЭВМ заставило СКБ-245 в начале 50-х годов организовать разработку и производство полупроводниковых диодов, а затем и транзисторов. Было также начато создание технологии изготовления печатного монтажа, ферритов, сегнетоэлектриков. На заводе САМ изготавливались опытные партии полупроводниковых изделий для комплектации образцов ЭВМ.

С появлением образцов отечественных транзисторов в СКБ-245 сразу же приступили к разработке полупроводниковых ЭВМ. Первой полупроводниковой ЭВМ была “Волга” (1954-1957 гг.). В этой ЭВМ впервые в СССР применены предложенные в СКБ-245 ферритовые сердечники для ОЗУ и бумажные конденсаторы для ДЗУ. В состав ЭВМ “Волга” входили устройства: АУ, УУ, ОЗУ, ДЗУ, пульт управления, устройство ввода данных с бумажной перфоленты, печатающее устройство, перфоратор результатов.

Основные технические характеристики ЭВМ “Волга”:

Экспериментальный образец “Волги” был передан в 1958 г. в ВЦ МЭИ.

Машина разработана Щербаковым  Ю. Ф., Цыганкиным  А. П., Милюковым  А. П., Анпиловым  В. М. и др. под руководством главного конструктора Тимофеева  А. А.

Накопленный опыт при создании ЭВМ “Волга” и проведенные исследования принципов построения и структур ЭВМ позволили начать разработку второй полупроводниковой ЭВМ с более совершенной структурой и улучшенными параметрами — ЭВМ М-180 (1957-1961 гг.).

В структуру этой ЭВМ впервые в СССР была введена — система микропрограммного управления. В ЦУ для реализации этого принципа был добавлен накопитель микропрограмм на оксиферовых тороидальных сердечниках. Недостаточное для реализации принципа микропрограммного управления быстродействие таких накопителей и отсутствие других, пригодных для этой цели, серьезно снизило быстродействие ЭВМ. Дальнейшее развитие этого перспективного принципа было осуществлено только в ЭВМ 3-го поколения.

М-180 имела следующие характеристики:

В 1960 г. на Московском заводе САМ был изготовлен и в СКБ-245 отлажен и испытан опытный образец ЭВМ М-180. Сравнительно невысокие параметры ЭВМ М-180, наличие ряда неунифицированных узлов в конструкции машины и необходимость их коренной переработки для серийного производства привели к отказу от передачи этой ЭВМ в серийное производство. В 1961 г. образец ЭВМ М-180 был передан в эксплуатацию в Рязанский радиотехнический институт. Руководили разработкой Тимофеев  А. А. и Щербаков Ю. Ф.

Подводя итог работам СКБ-245 (НИЭМ) по созданию ЭВМ второго поколения и комплексов на их основе, отметим что велись они в следующих направлениях:

Разработка ЭВМ второго поколения и создание электронных управляющих комплексов на их базе проводились в 1954-1964 гг. Это обеспечило продвижение вперед техники автоматизированных систем оборонного назначения, позволило автоматизировать обработку радиолокационной информации, процессы управления движением и наведением воздушных объектов, значительно поднять эффективность систем ПВО, ПРО. Создание второго поколения сыграло большую роль в обеспечении многих научно-технических, проектных и вычислительных центров и организаций различных ведомств вычислительными средствами.

Накопленный в СКБ-245 (позднее в НИЭМ) опыт по созданию и организации производства ЭВМ общего и специального назначения позволил коллективу к середине 60-х годов перейти к разработке мобильных, ракетно-космических и авиационных бортовых вычислительных машин и комплексов.

Решением комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам № 246 от 16.10.1963г. на НИЭМ были возложены функции головной организации страны по созданию бортовых ЭВМ. Был образован Совет главных конструкторов по БЭВМ из руководителей и ведущих специалистов оборонных отраслей промышленности, который возглавил директор НИЭМ  С. А. Крутовских.

Серийное производство разработанных НИЭМ (позднее НИЦЭВТ) бортовых ЭВМ и комплексов в разные годы велось на девяти заводах радиопромышленности. Семейство унифицированных базовых межвидовых БЭВМ, получивших наименование — “Комплекс БЭВМ “Аргон”, стало основой десятков и сотен автоматизированных систем управления. Вот почему образованный в 1986 г. на основе комплексного отделения НИЦЭВТ институт по разработке БЭВМ, начавший свою историю с СКБ-245, был назван — НИИ “Аргон”.

С середины 60-х гг. в СКБ-245, а затем в НИЭМ велась интенсивная разработка ряда возимых ЭВМ семейства “Ритм” для АСУ войсками. Первые возимые ЭВМ изготавливались на гибридных микросхемах с использованием двусторонних и многослойных печатных плат. Разработанные на основе гибридной, а затем и интегральной технологии элементы позволили значительно улучшить технические характеристики средств цифровой вычислительной техники и создали предпосылки для разработки специализированных ЭВМ и комплексов, размещаемых непосредственно в кузовах автомашин и автоприцепов и на борту авиационных и ракетно-космических объектов.

В1968 г. была закончена разработка БЦВМ “Аргон-11С”, первой БЦВМ комплекса “Аргон”. Она предназначалась для программы “Зонд” (облет Луны с возвращением спускаемого аппарата на землю). Главными конструкторами ее на разных этапах были Г. М. Прокудаев и Н. Н. Соловьев. Наибольший вклад в разработку внесли Ю. С. Горшенин, В. Н. Анилов, Л. И. Бочкарев, А. Т. Еремин, Ю. Н. Максаков, Ю. Р. Лемзаль, А. С. Сальман, В. Н. Терновский.

Это была одноадресная машина параллельного действия с минимизированным набором команд. Она состояла из трех автономных вычислительных устройств с независимыми входами и выходами, связанных между собой каналами для обмена информацией и общей синхронизацией. Машина работала в реальном масштабе времени. На опытном производстве для выполнения лунной программы был изготовлен 21 образец А-11С.

В декабре 1968 г. весь коллектив НИЭМ вместе с производственными площадями и оборудованием был переведен в НИЦЭВТ (см. НИЦЭВТ). В НИЦЭВТ были организованы три ведущих отделения, отвечающих за основные направления работ:

Для обеспечения тематики ведущих отделений были созданы специализированные отделения по математическому обеспечению (отделение № 12), элементной базы и источников питания (№ 13), оперативных и долговременных запоминающих устройств (№ 14), внешних запоминающих устройств (№ 15), конструкции ЭВМ и устройств (№ 19), технологии изготовления узлов и устройств (№ 20), автоматизации проектирования (№ 21), новых материалов (№ 22), развития производственных мощностей (№ 23).

Директором НИЦЭВТ был назначен директор НИЭМ Сергей Аркадьевич Крутовских. Начиная с этого времени все авиационные, ракетно-космические, оперативно-тактические, мобильные бортовые ЭВМ создавались в НИЦЭВТ при ведущей роли отделения бортовых ЭВМ. Весь комплекс этих ЭВМ именовался комплекс БЦВМ “Аргон”.

Главными конструкторами этого комплекса в разные годы были директоры НИЦЭВТ — С. А. Крутовских, А. М. Ларионов, В. В. Пржиялковский. Начальник отделения бортовых ЭВМ  А. Ф. Кондрашев был заместителем главного конструктора комплекса БЦВМ “Аргон”.

В 1969 г. была завершена разработка БЦВМ “Аргон-1” для мобильной системы топопривязки “Кратер”, в дальнейшем использованной в качестве базовой модели в составе 70-различных объектов оборонного комплекса, включая мобильный оперативно-тактический ракетный комплекс “Точка”.

БЦВМ “Аргон-1” (А-1) — одноадресная, параллельного действия, по структуре близка к универсальной ЭВМ. Это первая отечественная бортовая ЭВМ для АСУ войсками и многих мобильных оборонных комплексов. С 1971 г. началось ее производство на Астраханском машиностроительном заводе “Прогресс”, а затем на Фрунзенском заводе ЭВМ. Всего было изготовлено более 2000 образцов этой машины. На разных этапах создания А-1 главными конструкторами ее были С. П. Соловьев, С. Н. Цаплин, А. А. Перешивкин, основными разработчиками — Л. И. Бочкарев, М. Ш. Бугов, В. А. Гринкевич, Н. Н. Ефимов, Н. А. Зыков, Ю. Н. Максаков, Г. П. Ступакова, В. М. Терновский, А. Я. Тюрин.

В эти же годы были созданы: БЦВМ “Аргон-10М”, двухмашинный бортовой вычислительный комплекс “Аргон-12А” и БЦВМ “Аргон-12С” — для управления орбитальной станцией и возвращаемыми аппаратами программы “Алмаз”.

БЦВМ “Аргон-10М” (гл. конструктор — Соловьев  А. А.) разработана для первой отечественной системы управления воздушным движением в зоне аэропорта ( АС УВД “Старт”). За участие в разработке системы “Старт” после внедрения ее в ряде аэропортов страны А. А. Соловьеву в 1979 г. присуждена Государственная премия. БЦВМ выпускалась Астраханским машиностроительным заводом “Прогресс”.

Соловьев А. А.

Соловьев А. А.

БЦВМ “Аргон-12С” по массе, габаритам, и энергопотреблению относилась к числу лучших в мире для своего времени бортовых ЭВМ космического применения. Под руководством главного конструктора А. Т. Еремина ее разработали Л. И. Бочкарев, Б. П. Выровщиков, Ю. С. Горшенин, В. А. Гринкевич, В. Н. Картовец, Т. М. Петрова и многие другие сотрудники НИЦЭВТ.

В начале 70-х годов на гибридных микросхемах “Посол” была разработана мобильная вычислительная ЭВМ “Ритм-20”, обеспечившая позднее в составе изделия “Бета-2” полевые испытания оперативного звена АСУ войсками “Маневр”. Стационарный троированный вариант этой ЭВМ (изделие МСМ) в 1974 г. был поставлен на боевое дежурство для управления спутниками в системе раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН), где работает до настоящего времени.

Было изготовлено 12 ЭВМ “Ритм-20” и более 10 комплексов МСМ. Машина имела структуру, близкую к универсальной и производительность 140 тыс. операций в секунду. Использованные в ней новые конструктивные решения оказали влияние на дальнейшее развитие мобильных ЭВМ, разрабатываемых в НИЦЭВТ. Главным конструктором “Ритм-20” был А. М. Ларионов, а с 1971 г. — В. И. Штейнберг. Главным конструктором комплекса МСМ был А. М. Литвинов. Разработку технических и программных средств “Ритм-20” и МСМ вели А. М. Литвинов, А. Г. Полунин, В. И. Алексеев, И. Ф. Лыгин, В. У. Плюснин, А. С. Сальман, В. С. Клепинин и многие другие сотрудники предприятия.

С конца 60-х годов выполнялись разработки бортовых ЭВМ на интегральных микросхемах в корпусах с планарными выводами. В конструкции изделий использовались высоконадежные многослойные печатные платы, изготовленные методом послойного наращивания. В течение 1969-1974 гг. на такой технологической базе были созданы БЭВМ “Аргон-14А”, “Аргон-15”, “Аргон-16”, “Аргон-17”.

ЭВМ “Аргон-14А” предназначалась для ракет класса воздух — поверхность. Она отличалась малыми габаритами. Оперативная память ее была впервые в СССР выполнена на интегральных схемах.

В 1972 г. появилась ЭВМ “Аргон-15”, несколько позже -“Аргон-15А”, модернизированный вариант. Эти машины, разработанные как базовые межвидовые изделия, отвечавшие требованиям военных стандартов к авиационным и мобильным наземным объектам, нашли применение в десятках систем, в том числе в авиационных комплексах противолодочной обороны “Коршун” и “Сова”, в самолетах МИГ-31, МИГ-33, в мобильных оперативно-тактических ракетных комплексах “Точка”, “Ока”, “Бук”, “Куб”, “Волга”. Кишиневский завод ЭВМ им. 50-летия СССР выпустил более 500 образцов “Аргон-15А”. Машина разработана Савиной  А. И., Антоновым  В. И., Ефимовым  Н. Н., Клейманом  Ю. Х., Криксиным  А. А., Лемзалем  Ю. Р. Тюриным А. Я., Чурилиным  В. В. и др. под руководством главных конструкторов С. П. Соловьева и А. А. Перешивкина.

Перешивкин А. А.

Перешивкин А. А.

Монахов Г. Д.

Монахов Г. Д.

Левшин В. И.

Левшин В. И.

Штейнберг В. И.

Штейнберг В. И.

Черкесов В. Г.

Черкесов В. Г.

В 1973 г. закончена разработка бортового вычислительного комплекса “Аргон-16”, в котором впервые была использована триплексированная, синхронная структура с мультиплексированными мажоритарными каналами. БЦВК “Аргон-16” стал основным компонентом систем управления космических кораблей серии “Союз”, транспортных кораблей серии “Прогресс”, орбитальных станций “Салют”, “Алмаз”, “Мир”, “Меч-К”. Московский завод САМ изготовил более 300 БЦВК “Аргон-16”, что является рекордом для машин космического применения.

БЦВК “Аргон-16” представляет собой троированный синхронный вычислительный комплекс с восстанавливающими мажоритарными органами, работающими по выборке “два из трех”. Мажоритирование — поблочное, восьмиуровневое, связи вычислительных машин с абонентами троируются или дублируются. Система команд специализирована для решения задач управления.

Операции ввода-вывода совмещены по времени с процессом вычислений.

“Аргон-16” — вычислительный комплекс, предназначенный для длительной работы без ремонта. Исключительно высокая надежность достигнута благодаря схемно-техническим и конструктивно-технологическим решениям. За 25 лет эксплуатации более 300 образцов не было замечено ни одного функционального отказа комплекса в составе систем управления. На космической станции “Мир” БЦВК “Аргон-16” безотказно работает уже более 14 лет без профилактики и ремонта. Машина разработана под руководством главных конструкторов Н. Н. Соловьева, А. Т. Еремина, Г. Д. Монахова коллективом опытных разработчиков: Ф. С. Власовым, В. И. Румянцевым, А. В. Бондаревым, А. К. Кейлиным, Ю. Х. Клейманом, В. И. Левшиным, Р. К. Лившицем, Б. И. Юргаевым, В. И. Яковлевым и др.

Расширяющийся фронт работ по бортовым ЭВМ и мобильным вычислительным комплексам настоятельно требовал усиления руководства.

В 1974 г. в составе дирекции появилась должность заместителя главного инженера по БЦВМ и ЭВК. Эту должность занял В. И. Штейнберг, возглавивший с тех пор все дальнейшие работы по бортовой тематике.

В 1976 г. в отделении бортовых ЭВМ НИЦЭВТ был разработан вычислительный комплекс “Аргон-17”, позднее — “Аргон-17А”. Это был уникальный бортовой вычислительный комплекс для противоракеты дальнего перехвата, соединивший в себе высоконадежную структуру БЦВК “Аргон-16”, новые конструктивно-технологические решения, обеспечившие надежную работу комплекса во время длительного дежурства, старта ракеты и ее дальнейшего полета в условиях высокой радиации.

В машине реализована предложенная отделением бортовых ЭВМ оригинальная архитектура “ПОИСК” (проблемно-ориентируемая с изменяемой системой команд). Она позволяла адаптировать набор команд к специфике задач управляющей системы путем добавления к постоянной части команд специальных команд, свойственных конкретной системе. Высокая надежность достигнута благодаря троированной синхронной структуре с аппаратным мажоритированием, новым конструктивно-технологическим решениям, обеспечивающим работу машины с момента старта и высокую радиационную стойкость аппаратуры к воздействию излучения ядерного взрыва. Работоспособность БЦВК “Аргон-17А” была подтверждена испытаниями ракеты дальнего перехвата системы “Амур”. Главным конструктором БЦВК был В. Г. Черкесов. Основной вклад в разработку внесли М. С. Борисов, В. И. Алексеев, А. Ф. Богачев, Н. Н. Курахтанов, А. Я. Тюрин, А. И. Фельдшеров, В. В. Чурилин, Н. М. Щит, Б. И. Юргаев.

Применение первых БЦВМ на борту авиационных, космических и наземных мобильных объектов позволило получить качественно новый уровень эффективности функционирования оборонных систем. При этом сложность задач, возлагаемых на БЦВМ, постоянно росла и к середине 70-х гг. требования к производительности, объему памяти и математическому обеспечению БЦВМ приблизились к значениям, существующим у наземных ЭВМ общего назначения. Одновременно с этим резко выросло количество БЦВМ, устанавливаемых в средствах вооружения. На этом этапе исключительно актуальными становились унификация и универсальность создаваемых моделей, обеспечение многофункциональности их использования.

Длительный цикл создания БЦВМ и необходимость одновременной поставки опытных образцов для отработки функционирования сложных систем на натурных стендах или в натурных условиях явно склоняли разработчиков к созданию БЦВМ, совместимых с наземными стационарными ЭВМ общего назначения. В этом случае можно было бы использовать наземные ЭВМ для отработки программного обеспечения. В качестве прототипа для реализации нового поколения БЦВМ был выбран ряд машин общего назначения ЕС ЭВМ-1, крупносерийное производство которого к тому времени было организовано. Архитектура ЕС ЭВМ с мощной системой программного обеспечения, универсальным набором команд, модульным принципом построения, стандартными интерфейсами была использована в БЦВМ “Аргон-30”, “Аргон-40”, “Аргон-50”, что предоставило новые возможности разработчикам оборонных АСУ.

Первой бортовой ЭВМ, (1977 г.) программно-совместимой с машинами ЕС ЭВМ, стала ЭВМ “Аргон-30” (А-30). Главным конструктором ее был В. М. Карасик, впервые обосновавший возможность создания бортовой ЭВМ авиационного назначения на архитектуре ЕС ЭВМ. Машина была реализована на многокристальных БИС серии 216, разработанной для А-30 Вильнюсским научно-производственным объединением “Вента” по заказу НИЦЭВТ.

Система команд А-30 представляла собой стандартный набор команд ЕС ЭВМ, за исключением команд десятичной арифметики и команд над операндами с плавающей запятой. Машина имела микропрограммное управление, трехуровневое совмещение операций. Система ввода-вывода состояла из двух каналов — специального и мультиплексного канала ЕС ЭВМ.

ЭВМ А-30, выпускаемая сначала Московским заводом САМ, затем Брестским электромеханическим заводом, подтвердила правильность концепции использования на борту машин, совместимых с ЕС ЭВМ, тем самым стимулировав дальнейшее развитие этого направления в бортовом отделении НИЦЭВТ. На базе ЭВМ А-30 была создана четырехмашинная система авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения. А-30 была базовой машиной в мобильном авиационном комплексе наведения и в системах раннего предупреждения о ракетном нападении.

ЭВМ А-30 была первой отечественной бортовой ЭВМ, приближающейся по своим возможностям к универсальным стационарным ЭВМ. При внедрении машины в серийное производство и связанных с этим существенных доработках главным конструктором А-30 был В. И. Штейнберг. Наибольший вклад в разработку внесли М. М. Агуреева, В. И. Алексеев, В. С. Воробьев, В. А. Гринкевич, М. Ф. Кац, А. К. Кейлин, Ю. Х. Клейман, Ю. Р. Лемзаль, П. И. Осокин, С. О. Попов, А. Я. Тюрин, В. С. Шохат.

Следующей бортовой ЭВМ, совместимой с ЕС ЭВМ, стала ЭВМ “Аргон-40” (А-40), законченная в 1978 г. Она была построена на микросхемах среднего уровня интеграции, в ней реализована полностью архитектура ЕС ЭВМ-1 с возможностью подключения дополнительных каналов ввода-вывода. Особенностью ЭВМ А-40 являлось наличие аппаратной реализации 60 операций системы команд ЭВМ “Ритм”, наряду со 144 командами ЕС ЭВМ-1. Режим работы — ЕС или “Ритм” переключался программно. Операции плавающей арифметики эмулировались программно. Совместимость ЭВМ А-40 с ЭВМ “Ритм-20” обеспечила замену ЭВМ “Ритм-20” в электронно-вычислительном комплексе “Бета-ЗМ” на БЦВМ А-40 в ходе государственных испытаний тактического звена АСУ войсками “Маневр”. В качестве базовой ЭВМ А-40 была применена в целом ряде мобильных и стационарных объектов систем вооружения. ЭВМ А-40 изготавливалась на Астраханском заводе “Прогресс”. С начала 1980 г. было изготовлено более 200 машин.

Главными конструкторами А-40 на разных этапах были Пронин  Е. Г. и Штейнберг В. И.; основные разработчики: Беркович  В. П., Тужилин  В. И., Монахов  В. И., Алексеев  В. И., Айнштейн  Г. И., Зыков  Н. А., Максаков  Ю. Н., Осокин  П. И., Сальман  А. С., Тюнис  С. М., Штейнгард  Н. Б., Юргаев  Б. И.

Постоянно возрастающий объем работ в НИЦЭВТ и в том числе бортовом отделении потребовал проведения реорганизации института. С 1982 г. в структуре института появились четыре комплексных отделения, обеспечивающие основные направления деятельности. В бортовое комплексное отделение были объединены коллективы, работающие по бортовой тематике. Возглавил комплексное отделение заместитель главного инженера В. И. Штейнберг. Во второй половине 70-х был организован Кишиневский филиал НИЦЭВТ, работавший по бортовой тематике. В начале восьмидесятых годов был организован Дальневосточный филиал, специализировавшийся также по бортовой тематике.

Положительный опыт использования БЦВМ А-30 и А-40 в системах военного назначения создал предпосылки для разработки новой базовой БЦВМ “Аргон-50” (А-50), значительно превосходящей по основным техническим характеристикам своих предшественниц. Использование появившейся к этому времени элементной базы (СИС и БИС памяти) и новых схемотехнических решений позволило резко увеличить производительность модели и объем ее оперативной памяти, а количество каналов ввода-вывода довести до четырех. БЦВМ А-50 (1985 г.) выполнена в двух вариантах: с емкостью оперативной памяти 4 и 16 Мб. Введение в БЦВМ А-50 оперативной памяти повышенной емкости (до 16 Мб) обеспечило работу модифицированной операционной системы ОС 6.1 ЕС ЭВМ с псевдодисками, расположенными в оперативной памяти. В базовых конструктивах БЦВМ А-50 был введен набор внешних устройств, в том числе накопители на магнитных лентах и цилиндрических магнитных доменах.

А-50 — старшая модель из ряда унифицированных высокопроизводительных 32-разрядных бортовых ЦВМ архитектуры ЕС ЭВМ. Она изготавливалась на Астраханском заводе “Прогресс” и Брестском электромеханическом заводе. Было выпущено более 1000 машин.

Базовые средства БЦВМ А-50 легли в основу одно- и двух-машинных вычислительных комплексов восьми модификаций для авиационных и мобильных систем управления важнейшими оборонными объектами. Модификации БЦВМ А-50 использовались в воздушных командных пунктах, разведывательно-ударных комплексах и других системах и объектах Министерства обороны. А-50 явилась первой базовой бортовой ЭВМ межвидового применения, соответствующей нескольким группам военных стандартов для мобильных, авиационных и стационарных объектов.

Машина создавалась под руководством главного конструктора В. И. Штейнберга коллективами разработчиков бортового отделения НИЦЭВТ, возглавляемыми М. А. Терещенко, В. П. Берковичем, В. И. Тужилиным, В. И. Алексеевым, В. Б. Ивановым, В. И. Картавцом, Ю. Х. Клейманом, А. А. Криксиным, Ю. Р. Лемзалем.

В 1979-1980 гг. была завершена разработка и начато изготовление бортового вычислительного комплекса “Бета-3М”. Комплекс “Бета-3М” предназначен для тактического звена управления войсками и осуществлял сбор, обработку и представление информации в удобном для принятия решений виде и передачи ее потребителям по каналам связи.

В состав комплекса входят система вычислительных средств, аппаратура передачи данных для радио- и телефонной связи, средства жизнеобеспечения и агрегат электропитания. Система вычислительных средств включает бортовую ЭВМ А-40, пульт управления, устройство управления внешними устройствами, устройства внешней памяти и переферийное оборудование.

Разработка проведена главными конструкторами Е. Г. Прониным и В. И. Штейнбергом. Специализированные подразделения разработчиков возглавляли Н. И. Дементьев, В. В. Дроздов, В. И. Алексеев, В. А. Белов, В. И. Брыксин, А. С. Сальман.

Наряду с созданием ряда бортовых ЭВМ, совместимых с ЕС ЭВМ-1, использовавшихся в мощных информационно-вычислительных системах, бортовое отделение НИЦЭВТ с 1976 г. приступило к разработке нового поколения бортовых управляющих машин. Бурными темпами стал развиваться проект А-2009, предусматривавший создание БЦВМ для систем вооружения истребителей МИГ-29, СУ-27, ЯК-41. В основу проекта был положен научно-технический задел по бортовому вычислительному комплексу А-2005, накопленный в процессе работ в рамках несостоявшейся космической программы исследования Марса. Для БЦВМ этого класса была предложена и реализована оригинальная архитектура “Поиск” с проблемно-ориентированной изменяемой системой команд. Эффективность этой архитектуры при реализации определенных классов задач была многократно подтверждена проведенными исследованиями, показавшими прямой выигрыш в производительности и в объемах памяти (до 30% ) по сравнению с другими известными архитектурами. Достичь требуемых массо-габаритных характеристик таких БЦВМ с заданными производительностью и объемами памяти на имеющейся элементной базе при других вариантах архитектуры не представлялось возможным.

В рекордно короткие сроки проект А-2009 был реализован и БЦВМ с шифром Ц-100 запущена в серийное производство. Параллельно с реализацией проекта А-2009, основной элементной базой которого являлись микросхемы со средним уровнем интеграции, институт получил задание на проектирование перспективных БЦВМ для модификаций самолетов МИГ-29 и CУ-27. В проекте А-2009 БИС, ориентированном на использование микропроцессорных комплексов БИС, был учтен положительный опыт предыдущего проекта, применено несколько базовых моделей БЦВМ для всех агрегатов и систем самолета с мультиплексными каналами информационного обмена. Разработанные и запущенные с середины 80-х годов в серийное производство базовые модели БЦВМ Ц-101, Ц-102, Ц-104 стали реальным и существенным вкладом НИИ “Аргон” в создание лучших в мире истребителей МИГ-29, CУ-27 и их многочисленных модификаций.

БЦВМ с архитектурой “Поиск” изготовлялись крупной серией на заводе ГППО “Октябрь” (Каменск-Уральский). Всего изготовлено более 4000 машин.

Главный конструктор этой системы ЭВМ — А. А. Соловьев. Основные разработчики: Курбатов  Б. Ю., Брехов  В. М., Левшин  В. И., Горшенин  Ю. С., Алексеев  В. И., Чижов  А. А., Юргаев  Б. И.

Помимо конкретных разработок бортовых ЭВМ и комплексов НИЦЭВТ в качестве головного по БЦВМ в радиопромышленности с 1978 г. возглавил научно-координационную работу среди предприятий оборонного комплекса в рамках Межведомственного координационного совета по БЦВМ. Основной задачей Совета являлась выработка концепции унификации создаваемых в стране средств бортовой вычислительной техники и резкое сокращение номенклатуры разрабатываемых изделий.

В 1986 г. в целях кардинального усиления работ по БЦВМ и специальным системам на их основе приказом Министра радиопромышленности был образован НИИ бортовых ЭВМ — НИИ “Аргон”. В него вошло комплексное отделение бортовых ЭВМ и все обслуживавшие его службы НИЦЭВТ. Вновь образованный институт стал тематическим правопреемником всех работ, которые велись в СКБ-245, НИЭМ и бортовом отделении НИЦЭВТ. Директором НИИ “Аргон” был назначен Терещенко  М. А., а первым заместителем директора по научной работе — главным инженером Штейнберг  В. И., которые выполняют эти обязанности и в настоящее время (2000 г.).

В 1986 г. на государственном уровне была утверждена программа создания унифицированных базовых моделей семейств бортовых ЭВМ (СБ ЭВМ ), включавшая в себя 16 базовых моделей перспективных БЦВМ общего назначения, которые обеспечили бы по основным техническим характеристикам требования создаваемых в оборонном комплексе систем и объектов. Параллельно были приняты государственные программы разработки основной элементной базы для СБ ЭВМ и периферийного оборудования для бортовых вычислительных комплексов. В качестве основной элементной базы для моделей СБ ЭВМ планировалось использовать микропроцессорные комплекты БИС и матричные БИС, научно-техническим заделом по которым располагала к этому времени отечественная микроэлектроника.

Четыре базовые модели СБ ЭВМ разрабатывались в НИИ “Аргон”. В развитие ряда БЦВМ А-30, А-40, А-50 было согласовано задание на межвидовую БЦВМ СБ 1180, совместимую с моделями ЕС ЭВМ-2. С архитектурой “Поиск” разрабатывались БЦВМ СБ 5580 — одноплатный встраиваемый вариант, СБ 5540 — четырехпроцессорный вычислительный комплекс для авиационных и корабельных АСУ; с архитектурой СМ ЭВМ — БЦВМ СБ 3580 для мобильных систем. К сожалению, ни одна из названных моделей не была запущена в производство. Основной причиной такого положения явилась высокая стоимость изготовления заказных БИС на основе матричных базовых кристаллов на заводах электронной промышленности при незначительном объеме их производства, что связано с многократным сокращением государственного оборонного заказа.

В условиях общего кризиса экономики страны наибольший ущерб был нанесен электронной промышленности, что привело к дальнейшему отставанию в создании современной элементной базы. Это повлекло за собой кризис отечественной вычислительной техники общего назначения, развившийся к началу 90-х гг. Связанный с этим массовый и неконтролируемый государством ввоз в страну средств вычислительной техники зарубежного производства поставил перед коллективами — создателями ЭВМ военного назначения ряд дополнительных проблем. К середине 90-х годов основная часть организаций, разрабатывавших БЦВМ, вынуждена была перейти на широкое использование компонентной базы импортного производства, включая узлы и блоки, а также программное обеспечение, в том числе операционные системы реального времени и автоматизированные системы проектирования. В условиях ограниченного финансирования новых разработок только такое решение позволило обеспечить вновь создаваемые и модернизируемые системы военного назначения средствами вычислительной техники с приемлемыми характеристиками.

В последние годы в НИИ “Аргон” проведен комплекс НИОКР по разработке единого ряда межвидовых БЦВМ ЕА 2164, ЕА 2165, ЕА 2166, совместимых по архитектуре и системе команд с IВМ РС и микро-РС, получившими в стране массовое распространение. Создан научно-технический задел по БЦВМ на микропроцессорах с RISC-архитектурой R 3000. Разработан комплекс встраиваемых вычислительных средств для связных терминалов авиационных, наземных и корабельных систем на компонентной базе TMS фирмы ТI.

Разработан, изготовлен и успешно прошел предварительные испытания в декабре 1999 г. комплекс встраиваемых вычислительных средств (КВВС) для авиационного связного терминала 2-го класса (АТ-2). Эта работа выполняется по техническому заданию НПО “Полет” (г. Н.Новгород). Главный конструктор Попов  С. О. Основные разработчики: Литвиненко  Н. И., Румянцев  В. И., Соколова  Е. С., Чижов  А. А.

Разработан и освоен в производстве с использованием отечественной и импортной элементной базы унифицированный ряд модулей для вычислительных систем связных спутников пятого поколения “Ямал” и модулей международной космической программы “Альфа”.

Для решения задачи создания аппаратуры для нового поколения аэрокосмических систем, отличительной чертой которых является длительный срок активного существования (15-17 лет) и установка аппаратуры вне герметизированных отсеков космических аппаратов, была предложена технология разработки и изготовления долговечной, отказоустойчивой и радиационностойкой аппаратуры специального применения (ДОРА).

При ее создании был использован 35-летний опыт НИИ “Аргон” по разработке бортовых вычислительных средств аэрокосмического назначения, передовые технологии и средства проектирования современных БИС и радиоэлектронных приборов НТЦ “Модуль”, аттестованное производство “Рубикон”, базирующееся на оригинальной отечественной технологии и материалах, сертификационный центр и испытательная база РКК “Энергия”. В основе технологии ДОРА лежит надежностно-ориентированное проектирование с применением унифицированной базовой несущей конструкции, сертифицированной высоконадежной элементной базе, единых схемотехнических и системотехнических решений, системы бездефектного проектирования и испытаний, отработанных методов и средств контроля качества изготовления.

В 1996-1999 гг. по технологии ДОРА было разработано семейство устройств связи для международной космической станции (МКС) “Альфа” и спутников связи “Ямал” и выпущено более 100 приборов пяти модификаций. С октября 1998 г. проводятся летные испытания на модуле “Заря” МКС “АЛЬФА”. 20 ноября 1998 г. запущен первый сегмент МКС “Альфа”. 6 сентября 1999 г. выведен на геостационарную орбиту спутник связи “Ямал-100”, который успешно функционирует и в настоящее время (2000 год).

Система “Ямал” способна обеспечивать непрерывную полнодоступную связь (телефон, факс, передача цифровых данных) со стационарными абонентами через наземные станции типа VSAT с антеннами диаметром 1,5-2 м.

Главный конструктор Власов  Ф. С. Основные разработчики: Черников  О. И., Крылов  С. А., Власов  С. Ф., Жалейко  В. Б.

Ряд подразделений института в последние годы успешно выполнял разработки по так называемой конверсионной тематике. В результате проведенных исследований появились: цифровой измерительный комплекс “Эхолот” для измерения и расчета параметров в глубинно-насосных скважинах на нефтяных промыслах; учрежденческая АТС на 64 абонента; электронный регистратор параметров тепловых электростанций; 12-канальный кардиограф и энцефалограф для медицинских учреждений.

Нетрадиционным направлением работ для коллектива института в последние годы стали исследования опыта зарубежных компаний в области новых информационных технологий и их приложений к решению задач как обороны страны, так и управления народнохозяйственными объектами. Научно-технический задел, полученный в этой области, лег в основу комплекса работ, проводимых НИИ “Аргон” по заказам правительства Москвы, по внедрению новых информационных технологий в управление городом. Планируется организация в институте производственного участка поузловой сборки ассортимента современных вычислительных средств, созданных известными зарубежными фирмами, с образованием учебно-методического и сервисного центров, что позволит сократить затраты и сроки внедрения аппаратно-программных средств в новые информационные системы.

В рамках научных программ Российской академии наук НИИ “Аргон” в качестве головного института ведет научно-исследовательскую экспериментальную работу по созданию трехмерного оптоэлектронного молекулярного запоминающего устройства на базе полупроводниковой СБИС. Успешное выполнение этой программы позволит внедрить новые технологии обработки информации на молекулярном уровне.

Мэр Москвы Ю. М. Лужков на выставке в НИИ «Аргон»

Мэр Москвы Ю. М. Лужков на выставке в НИИ “Аргон”

Среди специалистов, внесших свой неоценимый вклад в создание каждого из перечисленных выше изделий, известные в стране и за рубежом ученые в области вычислительной техники и выдающиеся специалисты, работающие в “оборонке”, имена которых по понятным соображениям не афишировались в открытой печати. Практически все основные разработки, выполненные в разные годы НИИ “Аргон”, освещались в статьях отраслевых научно-технических сборников радиопромышленности “Вопросы радиоэлектроники” и “Вопросы специальной радиоэлектроники”, в других изданиях оборонных отраслей промышленности и Минобороны, в научно-технических отчетах и в диссертациях сотрудников института. Значительная часть научных достижений отражена в авторских свидетельствах и патентах на изобретения. Большая группа создателей бортовых ЭВМ и комплексов в разные годы отмечена высокими государственными наградами и почетными званиями СССР и России, в том числе Государственными премиями и Премией Ленинского комсомола в области науки и техники. Пробелы в открытой научно-технической литературе по разработкам ЭВМ военного назначения, по-видимому, в ближайшее время будут ликвидированы подготавливаемыми материалами по конкретным разработкам для размещения в информационных блоках сети Интернет и в открытых изданиях по истории развития отечественной вычислительной техники.

Каждая из удачных разработок, внедренная в производство и принятая в штатную эксплуатацию, — это плод напряженного творческого труда десятков и сотен специалистов — инженеров и ученых, техников и рабочих, по крупице наращивающих бесценный опыт коллектива в одной из самых сложных отраслей науки и техники, во многом определивший научно-технический потенциал государства. В институте до сегодняшнего дня активно работают несколько сотрудников — пионеров отечественной вычислительной техники, трудовой путь которых начинался еще в СКБ-245. Они бережно хранят основные традиции коллектива — постоянный поиск новых идей и решений, создание изделий с предельно возможными характеристиками, напряженный и бескорыстный труд при выполнении государственных заданий, комфортный для человека морально-психологический климат в подразделениях института. Замечательные традиции, переходящие из поколения в поколение, наиболее ярко проявились в последние, очень трудные для института и кризисные для всего оборонного комплекса годы. Несмотря на значительные кадровые потери (институт сохранил на сегодня около 30% доперестроечной численности), коллектив института напряженно трудится, находя и открывая для себя новые ниши и области применения своих разработок, искренне веря в будущее своего “Аргона”, обеспечивавшего в течение многих лет паритет нашей страны с ведущими мировыми державами в области бортовой вычислительной техники.

Литература

  1. Терещенко М. А. Знакомьтесь: “Аргон”. Военный парад. М., июль — август 1997.
  2. Терещенко М. А., Кондрашев  А. Ф., Штейнберг  В. И. Вехи полувекового пути НИИ “Аргон”. Проблемы информатизации. Вып. 3-4. М., 1998.
Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2014