Письмо Н.Н. Воронцова А.Л. Яншину

Письмо Н.Н. Воронцова А.Л. Яншину

Москва 10. 07 1977

Глубокоуважаемый и дорогой Александр Леонидович!

Хочу посоветоваться с Вами относительно возможности издания в возглавляемой Вами Серии биографии Алексея Андреевича Ляпунова.

Я уже написал на основе больших личных архивов самого Алексея Андреевича и всей Ляпуновской семьи Биографический очерк А.А. объемом в 120 стр. не считая фотографий. Первоначально планировалось поместить эту биографию в специальном выпуске «Проблем кибернетики» памяти А.А. вместе с тремя статьями его учеников по отд. разделам его работ (1. теория множеств, 2. мат.кибернетика 3. мат.лингвистика), тогда как мат. биология должна была войти в мой очерк. Однако объем, явно биографичный характер, большое количество фотографий, наличие ряда острых мест в разделе, посвященном борьбе А.А. за генетику и кибернетику испугали, редакцию Физмат лит-ры. Мне и самому кажется , что этот очерк рассчитан на более широкие круги читателей

Биографию читали и одобрили сверстники и друзья юношеских лет А.А. — чл.-корр АН Л. В. Крушинский (биолог), проф. Б. Ю. Левин (астроном) к.г./м н. Л. С. Вейцман-Гамбурцева, они же внесли много ценных дополнений.

Затем биографию читали ученики и сотрудники А.А. — москвичи — ныне покойный член-корр Н. П. Бусленко, ближайшие сотрудники А.А. по Институту прикладной математики в Москве. Учтены их поправки и советы.

Все говорят, что очень интересно.

Структура книги такова:

1. Истоки. Краткий анализ родословной А. А. Ляпунова. Его родственные связи с академиками А.М. и Б. М. Ляпуновыми, А. Н. Крыловым, Сеченовыми, Филатовыми, Фигнерами. Этот раздел по материалам совершенно оригинален и мог бы быть резко расширен за счет никогда не публиковавшихся или редких фотографий А.М., Б.М. Ляпуновых, А. Н. Крылова, В. Анри, И. М. Сеченова, Веры Фигнер из архивов Ляпуновых. Генеалогия рода очень интересна, она уже частично (с ошибками) публиковалась 52 года назад (без фото) в статье Ю. Филипченко, Я. Луса и Т. Лепина — Родословные членов Российской АН, написанной к 200-летию АН СССР.

2. Семья и детство. Родители А.А. и окружение дома. Родственные связи. Кратко об отце А.А. — А.Н. Ляпунове, который работал уч. секретарем у П. П. Лазарева и умер в возрасте 44 лет. Он вместе с П. П. Лазаревым и своим двоюродным братом В.Анри стоял у основания первого русского физического журнала. Отчим А.А. — академик С. С. Наметкин. Влияние на А.А. родных и друзей домаБ. М. Ляпунова, С. С. Наметкина, Н. Д. Зелинского, И.Э. Грабаря (подобраны, не публиковавшиеся фотографии из семейного архива)

3. Краткий раздел о юношеских увлечениях А.А. астрономией, работа в Московском Обществе Любителей Астрономии (МОЛА) под руководством Б.Воронцова-Вельяминова. Первые публикации А.А. были по астрономии (1928–1929г.г.).

4. Начало пути. Работа у П. П. Лазарева. Сюда включены очень интересные непубликовавшиеся воспоминания А.А. о П. П. Лазареве и его институте, где в ту пору А.А. помимо П. П. Лазарева встречался с С.И. Вавиловым, Мандельштамом, Ребиндером, Г. А. Гамбурцевым и др. Начало работ по геофизике. Все это было прервано арестом П. П. Лазарева в 1933 году. Есть фотографии П. П. Лазарева и групповое фото сотрудников П.П. Лазарева, но для этого периода фотографий мало.

5. Начало работ по математике. Математическое самообразование под руководством Н. Н. Лузина и его ученика П. С. Новикова (А.А. последний ученик знаменитой Лузинской школы). Начало работ по теории А-, В-, и R-множеств. Работа в Математическом ин-те им. Стеклова (1933–1938).

Николай Николаевич Воронцов (1934–2000)

Николай Николаевич Воронцов (1934–2000)

6. Предвоенные годы. Начало педагогической работы по математике в Пед. институте им. К. Либкнехта. Начало совместных работ с генетиками под влиянием А. Н. Колмогорова и Н. И. Вавилова (первая публикация А.А. совместно с Ю. Я. Керкисом по генетике была в ДАН в 1940).
Подготовка монографии по теории множеств ( погибла в типо-графии вовремя войны).

7. Годы войны. Эвакуация в Казань. Уход на фронт. Фронтовые годы в основном по письмам А.А. с фронта (их несколько сотен) и воспоминаниям его однополчан. Работы А.А. по теории стрельбы были теоретически начаты еще до войны под руководством А.Н. Колмогорова. В годы войны в артиллерии А.А. продолжил эти работы и работы по методам топографических расчетов, которые были опубликованы после войны в трудах Арт. Академии.

8. Послевоенные годы. (1945–1953). Работа в Артакадемии — оттуда первые ученики А.А. Докторантура в Стекловском институте. Семинары у П. С. Новикова. Защита докторской диссертации и монография по теории множеств. Работа в Геофизическом институте, статья по математической обработке геофизических данных. Первое знакомство с ЭВМ (1951–55 г.) и первые публикации по теории программирования. Переход из Артакадемии в отд. прикладной математики (к Келдышу) и в МГУ на кафедру вычислительной математики к С. Л. Соболеву.

9. Борьба за кибернетику и генетику (1954–1961). Этот раздел получается самым острым. Но думаю, что с умным редактором можно обо всем договориться, поскольку все это уже дело прошлое. Здесь: организация первого кибернетического семинара в стране (МГУ, 1954-1955), организация издания «Проблем кибернетики» и «Кибернетических сборников». Одновременно стремление к реформе математического образования, издание сборников «Математическое просвещение». Подробно, с документами, роль А.А. в организации помощи генетикам со стороны физиков и математиков, публикация генетических статей в «Проблемах кибернетики» после разгона Ботанического журнала и запрета публикаций генетики в Бюлл. МОИП(это уже отмечается с удивлением в американской книге L.Grahaqm — Science and Philosophy in the Soviet Union, N.Y. 1974 с.245 и др.), что после разгрома «Бот.журн.» генетики (И. И. Шмальгаузен, Н. В. Тимофеев-Ресовский, А. А. Малиновский, В. П. Эфроимсон, Л. В. Крушинский и др.) до 1964 г. публиковались практически ТОЛЬКО в «Проблемах кибернетики».

10. Новосибирский период (1961–1973). Вы его знаете не буду пересказывать. Здесь и о педагогической деятельности А.А. в ФМШ, в НГУ, создание в Новосибирске кибернетической школы.
Здесь же подробный анализ последних работ А.А. по мат. биологии.
Такова структура работы.

* * *

Теперь вопросы и проблемы

1. Я не математик. т.о. в рукописи говорится по математ. части что делал, а не что сделал А.А. Но при уникальном спектре интересов А.А. трудно было бы и математику охватить нематематические стороны деятельности А.А.
Я старался подчеркнуть энциклопедичность знаний А.А., его эрудицию, его гражданственность, его активность, его роль в воспитании молодежи.

2. Я не знаю ни одной из книг биографической серии АН о математиках. Можно было бы пригласить кого-то из математиков в соавторы, но и здесь проблемы — по теории множеств сейчас осталось полтора специалиста в СССР и они далеки от теории программирования и математической кибернетики, т.е. надо искать соавтором математика широкого профиля, что не просто.
Тут есть опасность засушить книгу формулами.

3. Можно ли издать такую книжку в Вашей серии. Что Вы посоветуете?
Если такая возможность есть, то искать ли соавтора-математика или ограничиться только жизнеописанием и творческой биографией?
Разумеется всюду по тексту даются в виде подстрочных сносок указания на основные публикации Ал. Андр.

4. Какие формальные шаги надо предпринять, чтобы включить книжку в план «Науки»? Я без труда смогу увеличить объем до 10 а.л., а если привлечь соавтора математика, то м.б. до 14–15 а.л. (больше не стоит, т.к. иначе она будет труднодоступной для широкого читателя).

5. Мне хотелось бы расширить 1 отдел (все заверяют, что он получился наиболее интересным). Можно было бы дать множество оригинальных материалов по истории рода с начала ХIХ века, давшего или связанного родственными узами со многими замечательными деятелями русской культуры (астроном М. В. Ляпунов; врачи Н.Ф. и В. П. Филатовы; биологи И. М. Сеченов и Д. П. Филатов; матеатики, механики, физики А. М. Ляпунов, А. Н. Крылов, В. Анри, П. Л. Капица; композиторы С. М. Ляпунов, А. А. Касьянов; революционерки В. Н. Фигнер, Л.П. Куприянова). Здесь много интересного можно дописать о Теплом Стане, откуда идут Ляпуновы, Сеченовы, Крыловы и Филатовы, где бывали Боткины, откуда идет атмосфера тургеневских «Отцов и детей».

* * *

С 1 мая мы с Еленой Алексеевной работаем в Москве в Институте биологии развития АН СССР (ныне имени Н. К. Кольцова) К сожалению, я больше месяца лежу в больнице АН после не тяжелого, но все же инфаркта. Это принуждает меня, с одной стороны, писать Вам письмо от руки (простите, что утомляю Вас длинным письмом и неразборчивым почерком), а с другой стороны следует поторопиться, пока вполне работоспособен с изданием книги об Алексее Андреевиче, которого я близко знал и с которым прожил последние 20 лет его жизни.

Я был бы очень признателен Вам либо за краткий ответ, либо за сообщение о возможности встречи в Москве.

Желаю Вам доброго здоровья и всего самого лучшего

Искренне Ваш,

Ник. Воронцов

Из книги «Алексей Андреевич Ляпунов. Очерк жизни и творчества. Окружение и личность.»
Дополнительно смотрите именной указатель.
Опубликовано в издательстве «Новый хронограф» в виде книги (объемом 240 стр.) в 2011 г.
Помещена в музей с разрешения правообладателя 29 апреля 2014