История создания методов и автоматизированных систем поддержки государственного управления

История создания методов и автоматизированных систем поддержки государственного управления

Аннотация

Данная статья посвящена истории создания методов и автоматизированных систем поддержки государственного управления. Рассмотрены проекты «Красная книга» и ОГАС, работы отечественных и зарубежных авторов, проекты цифрового правительства в США, в России и других странах и их влияние на развитие теории и практики цифрового государства и цифровой экономики.

Ключевые слова – цифровое государственное управление, цифровая экономика, цифровое правительство, электронное правительство, информационное общество, «Красная книга», ОГАС, цифровая платформа, Государство-как-Платформа.

I. Введение

В последние годы в мире и в России возрос интерес к цифровому государству как в научной среде, так и в среде практиков, реализующих проекты цифровой трансформации государства и различных его институтов. При этом само понятие «цифровое государство» трактуется по-разному, ведь в разных государствах различным образом организована власть, управление экономикой и социальной сферой, различается количество и структура государственных предприятий и госкорпораций. Необходимо различать понятия «электронное правительство» и «цифровое государство». «Электронное правительство – способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии»[1].

Цифровое государство предполагает новую организацию, услуги и технологии функционирования государства и его отдельных институтов, которые возникают или становятся возможными в связи с цифровой трансформацией. Цифровая трансформация предполагает преобразование предприятий, организаций, сообществ и целых государств в так называемые «цифровые структуры» и изменение их деятельности в соответствии с принципиально новыми технологическими, экономическими и социальными условиями.

Цифровая экономика – это система экономических отношений, основанных на разработке и использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. В России действует федеральная целевая программа «Информационное общество» (2011-2020), а также федеральная программа (национальный проект) «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена в 2017 г.)[2].

В основе развития цифрового государства и цифровой экономики в России находятся достижения советской науки и техники, опыт внедрения в нашей стране АСУ, отраслевых и республиканских автоматизированных систем управления (ОАСУ и РАСУ), а также проект Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления (ОГАС).В данной статье рассмотрены работы ведущих советских ученых А.И. Китова и В.М. Глушкова, а также работы ведущих советских, российских и зарубежных ученых, проекты построения цифрового государства в контексте сегодняшнего дня.

Очень важно отметить, что именно СССР был лидером в области развития теории и практики цифрового государства и цифровой экономики, а проекты «Красная книга» и ОГАС – это первые в мире проекты создания цифрового государства. В силу централизованной системы управления экономикой в Советском Союзе проекты «Красная книга» и ОГАС являются также и первыми в мире проектами в области цифровой экономики.

II. Работы А.И. Китова по применению ЭВМ в экономике. Проект «Красная книга»

Пионер советской кибернетики А.И. Китов (1920-2005)писало необходимости повсеместного использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности и, прежде всего в экономике, в книге «Электронные цифровые машины» (1956) [1].Ветеран ИТМиВТ И.М. Лисовский в своей статье [41] пишет о том, что в начале 1955 года С.А. Лебедеву и В.С. Бурцеву позвонил А.И. Китов с сообщением о том, что он завершает подготовку книги «Электронные цифровые машины», в которой «утверждает неизбежную возможность применения ЭВМ для решения задач экономики. Книга А.И. Китова «Электронные цифровые машины» была опубликована Всесоюзным издательством «Советское радио» в начале 1956 года и явилась первой книгой на данную тему…Фактически в этой книге были впервые обозначены перспективы создания на основе ЭВМ автоматизированных систем управления (АСУ) различных уровней и назначений, вплоть до общесоюзного. Хочу отметить особо, что его самоотверженный и профессиональный труд был высоко оценён академиком С.А. Лебедевым и всем коллективом ИТМиВТ. Мы радовались, что наконец-то появилась солидная позитивная монография о «лженауке кибернетике» и о признании исключительных и пока ещё скрытых колоссальных возможностях ЭВМ и, конечно, поддержали Анатолия Ивановича Китова в этом его начинании». В брошюре «Электронные вычислительные машины» (1958) [2] и в других работах [3,4] он говорит о насущной необходимости создания в СССР множества вычислительных центров (ВЦ),объединенных в Единую государственную сеть вычислительных центров (ЕГСВЦ), для экономических расчётов в масштабах всей страны. О возможном использовании ЭВМ для решения задач экономики А.И. Китов указывает в написанных им пионерских статьях [31, 32], которые были опубликованы в 1955 году. А первой в СССР статьёй о возможностях применения электронных вычислительных машин является статья А.И. Китова [30], опубликованная ещё в 1953 году.

А.И. Китов 07.01.1959 г. обращается с письмом к руководителю СССР Н.С. Хрущёву, в котором предлагает перестроить систему управления советской экономикой на основе использования экономико-математических методов и ЭВМ, поэтапно объединяемых в ЕГСВЦ. Предложение А.И. Китова о создании национальной компьютерной сети в масштабах огромной страны (прообраза современного Интернета) было первым в мире.

Проект “Создание национальной сети вычислительных центров для совершенствования управления в Вооруженных Силах и народном хозяйстве” (проект “Красная книга”), в котором предлагалось создать в СССР Единую государственную сеть вычислительных центров “двойного” назначения (для управления экономикой и Вооруженными Силами) А.И. Китов послал вместе со вторым письмом Н.С. Хрущёву осенью 1959 г. История этого проекта печальна – он не был принят, а Анатолий Иванович был уволен из ВЦ №1 Министерства обороны и исключен из КПСС.

В статье “Кибернетика и управление народным хозяйством”(1961) ученый предлагает создать региональные ВЦ для управления экономикой и объединить их в общенациональную сеть для “создания единой централизованной автоматизированной системой управления народным хозяйством всей страны”.

В 1960/61 гг. выходят его основополагающие статьи об управлении экономикой страны на основе широко масштабного использования ЭВМ [36, 37]. А.И. Китов разрабатывает метод “Ассоциативное программирование”, создает новый алгоритмический язык АЛГЭМ для программирования экономических задач, который использовался на сотнях предприятий Советского Союза и социалистических стран. Им опубликованы книги “Программирование информационно-логических задач” (1967 г.) и “Программирование экономических и управленческих задач” (1971),“Система автоматизации программирования АЛГЭМ” (1970 г.).

А.И. Китов был главным конструктором ОАСУ Министерства радиопромышленности, ставшей типовой отраслевой АСУ для всех девяти оборонных министерств СССР. А.И. Китов – пионер информатики, он разработал и внедрил первые в стране автоматизированные системы обработки информации и управления для Министерства Обороны СССР, а также для медицины и здравоохранения, опубликовал книги “Автоматизация обработки информации и управления в здравоохранении” (1976), “Введение в медицинскую кибернетику” (1977) и «Медицинская кибернетика» (1983). Работы А.И. Китова и его роль в развитии научных и практических аспектов цифрового государства отражены в источниках [10-16].

III. В.М. Глушков – идеолог и научный руководитель индустрии асу в советском союзе, теоретик информационного общества и цифрового государства. Проект ОГАС

С 1960-х гг. В.М. Глушков являлся главным идеологом и одним из основных создателей индустрии автоматизированных систем управления (АСУ) в СССР. В.М. Глушков и его ученики разрабатывали автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП) процессами в металлургии, химической промышленности, микроэлектронике, судостроении; системы автоматизации научных исследований и испытаний сложных промышленных объектов; автоматизированные системы организационного управления промышленными предприятиями (АСУП), отраслевые (ОАСУ) и республиканские АСУ (РАСУ).

Разработка систем организационного управления предприятиями была начата ученым в 1963-1964 гг., а в 1967 г. была создана первая в стране АСУП для предприятия с массовым производством «Львов» на львовском телевизионном заводе «Электрон». После нее была создана типовая АСУП для машино- и приборостроительных предприятий (система «Кунцево» для Кунцевского радиозавода). Монография «Введение в АСУ» (1972) [5] посвящена изложению результатов, полученных В. М. Глушковым в 1964-1968 гг. в области построения АСУ, а также задачам управление в макроэкономике и принципам построения общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки экономической информации.

В 1970-х годах В.М. Глушков был научным руководителем и консультантом многих проектов крупных отраслевых автоматизированных систем управления (ОАСУ). Он являлся научным руководителем Межведомственного комитета (МВК) и Совета директоров головных институтов (СДГИ) девяти оборонных отраслей по управлению, экономике и информатике.

Работу над проектом Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления (ОГАС) В.М. Глушков начал в 1962 г. по заданию А.Н. Косыгина. Он предложил концепцию ОГАС как единой системы сбора отчетной информации по народному хозяйству, планирования и управления народным хозяйством, информационной базы для моделирования различных вариантов развития экономики. ОГАС был построена на принципах программно-целевого управления с использованием системы математических моделей управления экономикой, а ее техническую основу должна была составить Единая сеть вычислительных центров (ЕГСВЦ).

В книге «Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС»(1975) [6] В.М. Глушков описал взаимосвязанную систему макроэкономических моделей управления народным хозяйством и способы совершенствования приемов государственного управления на основе ЭВМ.

По результатам доклада В.М. Глушкова о проекте ЕГСВЦ в 1964 г. на заседании Президиума Совмина СССР было решено поручить его доработку ЦСУ СССР и Министерству радиопромышленности. После известия о том, что в США в 1969 г. должны запустить сеть ARPANET, работу над ОГАС возобновили, но на несколько уровней ниже, чем предлагал В. М. Глушков: вместо создания Госкомитета по совершенствованию управления – Главное управление по вычислительной технике при ГКНТ, вместо научного центра из десятка НИИ – ВНИИПОУ. Задача свелась к созданию Государственной сети вычислительных центров, а вопросы экономики, макроэкономического моделирования и программно-целевого управления государством для ОГАС были уменьшены [21].

Эскизный проект ОГАС (1980), выполненный на основании научно–технической программы ГКНТ на 1980–1985 гг. под руководством В.М. Глушкова, состоит из введения и 22 глав[3] [21]. Центральным компонентом ОГАС являлась Автоматизированная система плановых расчетов (АСПР) для разработки и корректировки перспективных, долгосрочных, среднесрочных (пятилетних) и текущих (годовых) планов, реализующая программно-целевое управление с использованием сценарного моделирования. Прототипом АСПР был ДИСПЛАН (диалоговая система плановых расчетов), созданный командой под руководством В.М. Глушкова и внедренный в рамках республиканской АСУ в УССР [7]. ЕГСВЦ оставался технической базой ОГАС.

Хотя задача создания ОГАС нашла отражение в решениях XXIV съезда КПСС (1971) [9] и других документах партии и советского правительства, на практике проект реализован не был. Причинами стали некомпетентность и незаинтересованность руководства СССР, нежелание среднего звена работать под контролем компьютеров, противодействие со стороны ряда ученых-экономистов, несовершенство ЭВМ и средств связи того времени. Для реализации проекта ОГАС к управлению Советским Союзом необходимо было допустить молодых технократов, что противоречило интересам властной верхушки. Враги СССР тоже не дремали: при Л. Джонсоне в США была создана комиссия с целью «остановить Глушкова», появились публикации о том, что Глушков собирается компьютером заменить Политбюро, и тогда «перфокарта будет управлять Кремлем». Но Глушков до конца своей жизни боролся за ОГАС, опубликовал более 250 статей научно-популярных и общественных изданиях, регулярно читал циклы лекций для руководителей страны и общественности.

Задача построения цифрового государства в СССР, поставленная В.М. Глушковым более 50 лет назад в рамках создания ОГАС, была реализуемой и могла бы спасти страну от разрушения. К сожалению, не были приняты соответствующие решения ЦК КПСС и Правительства.

В.М. Глушков был теоретиком кибернетики и информационного общества, автором работ по философии научного познания и искусственному интеллекту. Разработанные под руководством В.М. Глушковым компьютеры с инновационной архитектурой, системы принятия решений, принципиально новые подходы, методы и модели для систем обработки информации внесли большой вклад в развитие информатикии информационного общества. В.М. Глушков является автором более 800 трудов по цифровому государству и информационному обществу, информатике, кибернетике, философии, алгебре, десятков патентов на изобретения, создателем нескольких научных школ в области проектирования ЭВМ и искусственного интеллекта, программирования, автоматизированных систем управления, он награжден многими правительственными орденами и медалями СССР, Болгарии, ГДР, а также медалью «Computer Pioneer»международной организации IEEE Computer Society.

В последней книге ученого «Основы безбумажной информатики» (1982) [8] были описаны математический аппарат и комплекс идей, относящихся к проблемам информатизации всех сторон жизни и перехода к цифровому государству и информационному обществу. Более 50 лет тому назад он говорил о цифровом бессмертии человека. Концепция ОГАС во многом предвосхитила современные идеи цифрового государства, электронного правительства и цифровой экономики в мире и в России. Работы и проекты В.М. Глушковав области построения цифрового государства, информационного общества и автоматизации различных отраслей экономики получили признание в нашей стране и за рубежом, их место и роль отражены в источниках [10-12, 17-20].

IV. Работы отечественных и зарубежных учёных в области развития цифрового государства. Современные проекты цифрового государства в России и за рубежом

В конце 1950-х и в 1960-х гг. советские ученые А.И. Берг, А.А. Ляпунов и С.Л. Соболев в соавторстве с А.И. Китовым опубликовали ряд научных работ по использованию компьютеров в народном хозяйстве [31, 35, 38]. Первый директор Института электронных управляющих машин (ИНЭУМ) АН СССР, компьютерный пионер И.С. Брук внес большой вклад в создание, разработку теории, принципов построения малых управляющих машин и их применения для решения экономических задач [33, 34].К сожалению, руководство Госплана СССР выступило с резкой критикой его деятельности и в 1964 году И.С. Брук был вынужден уйти с поста директора ИНЭУМ.

Вопросами разработки АСУ и создания ОГАС занимались ученики и соратники В.М. Глушкова: В.И. Скурихин, А.А. Стогний, З.Л. Рабинович, В.В. Шкурба и другие.

В США в 1960-х появились первые научные работы и проекты внедрения информационных систем в государственном управлении. Одной из первых работ в этой области является статья Хорварда Гэммона (W. Howard Gammon) «Автоматизация документооборота на предприятии» (1954).В начале 1970-х годах в Европе, в частности, в Германии и в Австрии, появились первые проекты в сфере цифровизации госуправления [22]. История научных работ по теме цифрового государства изложена в статье «Information Technology and Government Research: A Brief History» [23]. США с середины 1990-х гг. начали работу по созданию электронного правительства, создав для этого правовую базу. В 1999 года президент США У. Клинтон опубликовал два меморандума по созданию электронного правительства[4], администрация Дж. Буша в 2001 г. поставила вопрос о создании «Расширенного правительства» (Extended Government), направленного на обеспечение доступа к электронному правительству через единый портал, в 2002 года была опубликована «Стратегия создания электронного правительства».

Сегодня Цифровое государство представляет собой комплексный набор организационных, регулирующих и технологических мер, который включает в себя как цифровые, так и аналоговые элементы. К цифровым элементам относятся цифровые данные и базы данных, цифровые платформы, системы цифровой идентификации, цифровые каналы взаимодействия, порталы услуг, отраслевые решения, системы обеспечения безопасности и т.п, а аналоговые включают в себя законодательство и нормативные документы, государственную политику и стратегическое планирование, НИОКР и инновации, деловую среду, лидерство и институты, человеческий капитал. Концепция «государство как платформа» успешно внедряется в России, Великобритании [28] и США [29]. Отечественный Центр стратегических разработок представил проект «Государство как платформа» (Кибергосударство для цифровой экономики. Цифровая трансформация)[27].

Россия смогла улучшить свою относительные позиции в мировом рейтинге прежде всего по показателю вовлеченности в цифровую экономику и по показателям электронного правительства. В Индексе развития электронного правительства 2018 года[5] по версии ООН Россия впервые вошла в группу стран с «очень высоким» (Very High) индексом развития электронного правительства (более 0,75 при максимальном значении 1). Москва заняла первое место в 2018 году в рейтинге ООН по индексам оказания электронных услуг.

V. Заключение

Развитие теории и практики цифрового государства опирается на мощный фундамент, заложенный советскими учеными, в первом ряду которых стоят А.И. Китов и В.М. Глушков. Их проекты «Красная книга» и ОГАС, работы по теории и практике создания ЭВМ, программированию, математическому моделированию и применению ЭВМ в разных сферах деятельности, заложили основы развития цифрового государства и цифровой экономики и обеспечили лидерство СССР в этой области.

Концепция цифрового государства постоянно развивается и дополняется учеными и практиками. Создание цифрового государства в России и других странах продолжается на новых технологических основах с использованием новых и нарождающихся цифровых технологий, таких как искусственный интеллект и машинное обучение, большие данные, блокчейн, новые производственные технологии, интернет вещей и промышленный интернет, виртуальная и дополненная реальность, нейротехнологии, робототехника, сенсорика, беспроводная связь, квантовые технологии.

Источники финансирования и благодарности

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания в сфере научной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ на тему «Разработка методологии и программной платформы для построения цифровых двойников, интеллектуального анализа и прогнозирования сложных экономических систем», номер проекта FSSW-2020-0008. 

Примечания

1. А.В. Сиренко. Правовое регулирование оказания юридических услуг через Интернет // Право и экономика. 2010. №1.

2. http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

3. 1. Эскизный проект ОГАС: 1. Основание для разработки. Назначение эскизного проекта ОГАС; 2. Назначение и цели создания ОГАС; 3. Объект автоматизации и управления; 4. Задачи, решаемые ОГАС. Функциональные звенья ОГАС; 5. Обеспечение процессов социально–экономического и научно–технического прогнозирования и управления научно–техническим прогрессом в условиях ОГАС; 6. Автоматизированный комплекс планирования в условиях ОГАС; 7. Оперативное управление в ОГАС; 8. Организационно–функциональная структура ОГАС; 9. Система сбора, хранения и агрегирования данных ОГАС; 10. Техническая база ОГАС; 11. Программное обеспечение ОГАС; 12. Государственный фонд алгоритмов и программ; 13. Типизация, унификация и стандартизация ОГАС; 14. Правовое обеспечение ОГАС; 15. Эффективность ОГАС; 16. Социально–экономические предпосылки создания ОГАС; 17 Совершенствование управления народным хозяйством в условиях использования АСУ и средств вычислительной техники; 18. Организация системы совершенствования управления народным хозяйством; 19. Организация разработки и создания ОГАС; 20 Приложение (таблица 1); 21 Литература; 22. Список приложений.

4. «Меморандум об электронном правительстве» (Electronic Government) и «Меморандум об использовании информационной технологии на пользу общества» (Use of Information Technology to Improve Our Society)

5. https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2018

Список литературы

  1. Китов А.И.: Электронные цифровые машины // M.: Советское радио, 1956. // http: // www.computer-museum.ru/books/kitov_ecm.htm

  2. Китов А.И.: Электронные вычислительные машины // M.: ЗНАНИЕ, 1958 // https://www.computer-museum.ru/books/evm_kitov_1958_2.pdf

  3. Берг A.И., Китов А.И., Ляпунов A.A.О возможностях автоматизации управления народным хозяйством / / Проблемы кибернетики, Вып.6. ФИЗМАТГИЗ, стр. 83-100. М., (1961). Доклад, прочитанный А.И. Китовым в 1959 г. на секции кибернетики Всесоюзной конференции по вычислительной математике и информатике //http://computer-museum.ru/books/kitov_asu.htm

  4. Китов А.И.: Кибернетика и управление народным хозяйством / / Кибернетику – на службу коммунизму. Сборник статей под ред. А.И. Берга. Т. 1. M.-Л.: Госэнерглиздат, 1961. Стр. 203-218. // https://www.computer-museum.ru/books/Kitov_kibernetika_i_upravlenie.pdf

  5. Глушков В.М. Введение в АСУ. Киев: Техника, 1972. 312 с.

  6. Глушков В.М.. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС. М.: Статистика, 1975. 160 с. 

  7. Глушков В.М. ДИСПЛАН – новая технология планирования. // Управляющие системы и машины. – 1980. №6. С. 5–11.

  8. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М: Наука, 1982. 552 с.

  9. Косыгин А.Н.Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы / XXIV съезд КПСС. М.: Политиздат, 1971. 80 с.

  10. Kitova O.V. and Kitov V.A. Anatoly Kitov and Victor Glushkov: Pioneers of Russian Digital Economy and Informatics. IFIP Advances in Information and Communication Technology, vol 549, Histories of Computing in Eastern EuropeIFIP WG 9.7 International Workshop on the History of Computing, HC 2018 Held at the 24th IFIP World Computer Congress, WCC 2018 Poznań, Poland, September 19–21, 2018 Revised Selected Papers. p. 99-117.

  11. Gerovitch S. InterNyet: Why the Soviet Union Did Not Build a Nationwide Computer Network // History and Technology. 2008. Vol. 24. P. 335-350.

  12. Peters Benjamin. How Not to Network a Nation: The Uneasy History of the Soviet Internet (Information Policy). – Massachusets Institute of Technology. MIT Press, 2016. 

  13. Harrel Y.: La Cyber Strategie Russe. Navis, Paris.2013.

  14. Kitov V.A., Shilov V.V., Silantiev S.A.: Trenteansou la vie d’un scientifique. IFIP Advances in Information and Communication Technology, vol. 487, pp. 186-202 (2016).

  15. Kitov V.A., Shilov V.V., Silantiev S.A.: Anatoly Kitov and ALGEM algorithmic language. In: AISB/IACAP World Congress 2012: Symposium on the History and Philosophy of Programming, Part of Alan Turing Year 2012 (2012).

  16. Kitov V.A., Shilov V.V.: Anatoly Kitov – Pioneer of Russian Informatics. IFIP Advances in Information and Communication Technology, vol 325, p.80-88 (2010).

  17. Малиновский Б.Н. Академик Виктор Глушков. Страницы жизни и творчества. Киев: Наукова думка,2003.https://www.computer-museum.ru/galglory/glushkov_book.htm

  18. Малиновский Б.Н. История вычислительной техники в лицах. Киев: «КИТ», 1995. 383 с.

  19. Капитонова Ю.В., Летичевский А.А. Парадигмы и идеи академика В.М.Глушкова. Киев: Наукова думка, 454 с.

  20. Академик В.М. Глушков – пионер кибернетики //Составитель В.П. Деркач. Киев: Издательство Юниор. 2003. 384 с.

  21. Морозов А.А., Глушкова В.В., Жабин С.А. Научные и организационные принципы информационного общества в проекте ОГАС 1980 г. // "Гилея" №71. С. 921-926.

  22. «Цифровые государства»: с чего все началось. https://habr.com/ru/company/1cloud/blog/349902/ (Обращение 5 июля 2020 г.)

  23. Bannister Frank, Grönlund Åke / Information Technology and Government Research: A Brief History// Proceedings of the 50th Hawaii International Conference on System Sciences. 2017. P. 2943- 2952.

  24. Дрожжинов В.И., Куприяновский В.П., Евтушенко С.Н., Намиот Д.Е. Стратегический подход к формированию цифрового правительства США. International Journal of Open InformationTechnologies ISSN: 2307-8162 vol. 5, no.4, 2017.

  25. Хохлов Ю.Е. Оценка уровня развития цифровой экономики в России. Материалы Ломоносовских чтений, 2018. https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=46780&p=attachment (Обращение 5 июля 2020 г.).

  26. Di Maio Andrea, Mechling Jerry and Howard Rick. Digital Government Is a Journey Toward Digital Business. Gartner, April 22, 2014. https://www.gartner.com/doc/2715517/digital-government-journey-digital-business ) (Обращение 5 июля 2020 г.).

  27. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа (Кибергосударство для цифровой экономики. Цифровая трансформация) (Обращение 5 июля 2020 г.): https://www.csr.ru/upload/iblock/313/3132b2de9ccef0db1eecd56071b98f5f.pdf

  28. Brown A., Fishenden J., Thompson M., Venters W. Appraising the impact and role of platform models and Government as a Platform (GaaP) in UK Government public service reform: Towards a Platform Assessment Framework (PAF) // Government Information Quarterly. 2017. Vol. 34. No. 2. P. 167–182. URL: https://doi.org/10.1016/j.giq.2017.03.003 (дата обращения: 30.07.2019).

  29. US Government. Digital government: Building a 21st century platform to better serve the American people. 2012.

  30. Китов А.И. Применение электронных вычислительных машин // Известия артиллерийской академии имени Дзержинского, 1953. 30 с.

  31. Соболев С.Л., Китов А.И., Ляпунов А.А. Основные черты кибернетики // Вопросы философии. 1955. № 4. С. 136–148 // https://www.computer-museum.ru/books/cybernetics.htm

  32. Китов А.И. Техническая кибернетика // Радио. 1955. № 11. С. 42–44 // https://www.computer-museum.ru/books/archiv/tech_kiber.pdf

  33. Брук И.С. Об управляющих машинах// «Природа», 1955. № 5.

  34. Брук И.С.Перспективы применения управляющих машин в автоматизации//1956: https://www.computer-museum.ru/articles/galglory_ru/278/

  35. Берг А.И., Китов А.И., Ляпунов А.А. Радиоэлектронику – на службу управления народным хозяйством // Коммунист. 1960. № 9. С. 21–28.

  36. Китов А.И. Вычислительная техника – помощник в каждом деле // Известия. 1960. 12 июля. С. 4.

  37. Китов А.И. Кибернетика в управлении хозяйством // Экономическая газета. 1961. 28 августа. С. 9–11. 36.

  38. Китов А.И., Ляпунов А.А. Кибернетика в технике и экономике // Вопросы философии. 1961. № 9. С. 79–88.

  39. Анатолий Иванович Китов // под редакцией В.В. Шилова и В.А. Китова // Москва, МАКС-Пресс МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020: https://www.computer-museum.ru/books/Shilov_Kitov_2020.pdf

  40. Д.ф. «Интернет полковника Китова» // телеканал «Культура», 2015:http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/59074

  41. Лисовский И.М. Воспоминания о встречах с пионерами кибернетики // Труды конференции ИИЕТ имени С.И. Вавилова РАН, с. 791-794.Москва, РТСофт, 2012


Об авторе: РЭУ имени Г.В. Плеханова,
kitova.ov@rea.ru,
kitov.va@rea.ru

Материалы международной конференции Sorucom 2020
Помещена в музей с разрешения автора 11 декабря 2021