Компьютерные музеи России

Компьютерные музеи России

Аннотация: В статье описано состояние музейного дела в области вычислительной техники, дана классификация компьютерных музеев. Описаны все публичные музеи страны, а также несколько характерных непубличных. Информация взята из интернета и личного общения с музеями.

Ключевые слова: музей, компьютер, калькулятор, арифмометр, комптометр, ЭВМ, классификация музеев.

1. Введение

«МУЗЕ́Й (от греч. μουσεῖον – храм муз), исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством кото­рого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфических групп культурных и природных объектов (му­зейных предметов), осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение.» (Большая российская энциклопедия).

Это определение скорее вопрос, чем ответ. Правда, лучше хоть что-то, чем ничего.

Итак, вопросы на примере компьютерных музеев.

Первое. Что относить к объектам в случае компьютерных музеев? С какого возраста, например, электронный компьютер становится историческим артефактом? 50 лет (для электроники это громадный срок, несколько поколений)? 10 лет? 1 год?

Второе. С какого количества коллекция становится музеем? 10 артефактов – музей? У меня есть знакомый историограф компьютерной истории – так он вообще продвигает идею музея одного экспоната. В принципе – Бородинская панорама, Блетчли-парк (Энигма) до некоторой степени музеи одного экспоната.

То есть, обобщая эти два пункта, встает вопрос – где уровень отсечки для понятия музей по качественному и количественному уровню? Что можно отнести к понятию коллекция?

Третье. Что такое общественная потребность? Как оценить количество заинтересованных участников? А вообще знающих о существовании данной потребности? Приведу пример «воронки продаж». Из всего населения РФ вопросами компьютерной истории интересуется, предположим, 1% (примерно 1,5 миллиона человек). Сразу скажу – цифры абстрактные и к реальной жизни имеющие слабое отношение. Из них 30% (450 тысяч человек) имеют желание посетить соответствующие музеи. Однако в силу разных причин (занятость, удалённость, незнание) из них до конкретного музея доходит 30% (примерно 150 тысяч). Полагаю, для некоторых музеев эта цифра близка к истине.

Компьютерные музеи являются частью технических музеев, которые входят в общее множество музеев и коллекций вообще. В стране музеи объединяет Министерство культуры (государственные музеи), Ассоциация содействия развитию частных музеев (АЧМ, около 600 членов) и Союз музеев и коллекционеров (СМК, данных о количестве участников нет). Есть также некоторое количество форумов музейщиков и коллекционеров.

Ассоциация издает каталог с перечнем участников в бумажном и электронном виде. Однако музеев всего несколько больше, т. к. не все входят в Ассоциацию. Точное количество частных музеев неизвестно, к тому же постоянно происходит движение – одни открываются, другие закрываются.

Из 600 её участников около 80 являются техническими, из них только 5 – компьютерные.

В статье компьютерные музеи освещены с двух сторон – общего системного подхода и частной истории моего музея.

2. Классификация музеев вычислительной техники.

Предлагается 7 вариантов классификации коллекций.

  1. По тематике:

    • Механические и электромеханические устройства. Постоянно мониторя рынок вычислительной техники и общаясь с коллегами, периодически сталкиваюсь с продажами таких коллекций.

    • Электронные компьютеры. В основном это миникомпьютеры и ноутбуки с 80-х годов. Мэйнфреймов кроме политехнического всерьез нигде нет. В нескольких музеях присутствуют только корпуса (начинка давно ушла в драгмет и металлолом) и отдельные блоки и периферия (принтеры, плоттеры, читалки перфолент и т.д.).

    • Микрокалькуляторы.

    • Игровые приставки.

    • Смешанные коллекции,

    • Ценители определенной марки. Есть сообщества любителей БК, Корветов, БЭСМ-6, Sinclair, НР, Sun (последние гордо называют себя сантехниками) и ряда других. Групп этих много, в каждую входят сотни и тысячи участников, судя по форумам. Здесь надо как-то обозначить уровень участия – от активных собирателей артефактов и «богатых» коллекционеров до просто интересующихся. По оценкам форумов, к первой категории в стране можно отнести 2-3 тысячи человек, всего же участников на порядок больше.

    • Виртуальные.

    • Отдельно надо выделить Политехнический музей – это смешанная коллекция как часть общего фонда. В свою очередь, отдел вычислительной техники имеет своё тематическое деление коллекции.

    • Кроме того, в воздухе витает идея виртуального сверхмузея – создание общего каталога по всем музеям и коллекциям. Задача крайне интересная и, несомненно, полезная, и вместе с тем крайне сложная. На сегодня из компьютерных музеев, насколько мне известно, только у Inter и Сергея Фролова (калькуляторы). То есть каждому музею надо создать каталог и поддерживать его в актуальном состоянии, что есть серьёзный труд. Далее надо произвести согласование каталогов, ибо 2 музея с одинаковыми экспонатами могут выставить разные описания артефактов. Полагаю, при реализации проекта возникнут и другие вопросы.

  2. По форме собственности:

    • Государственные,

    • Частные,

    • Ведомственные,

    • Корпоративные.

  3. По публичности:

    • Публичные (можно зайти с улицы в рабочее время),

    • Непубличные (можно посетить по договоренности),

    • Закрытые коллекции (только для избранных).

  4. По режиму работы:

    • Постоянно действующие. Здесь можно выделить две категории – собственное помещение и аренда. В качестве собственных помещений выступают земельные участки, дома, квартиры, а также коммерческая недвижимость, где под экспозицию владельца выделяется некоторая площадь.

    • Временные экспозиции,

    • Постоянно действующие музеи с временными выездными экспозициями.

  5. По организационной форме:

    • НКО (АНО, ЧУК) – вершина, до которой добираются далеко не все ввиду наибольшей сложности работы. Однако это даёт и некоторые преимущества. Господдержка, возможность получения грантов, имидж и так далее.

    • ООО – весьма распространенный вариант. Также позволяет претендовать на некоторые преференции.

    • ИП – так же часто встречается.

    • Самозанятые. Как человек, за четверть века имевший несколько десятков разных юрлиц, испытываю просто счастье от отсутствия бухгалтерии, дешевизны и простоты обслуживания процесса. Один из минусов – невозможность перепродажи чужих товаров – сувениры, напитки с едой. Чисто самозанятых, по моей оценке, немного.

    • В некоторых музеях присутствует несколько форм для оптимизации работы. Это большие музеи с хорошей выручкой, позволяющей окупать более сложную организационную форму. Таких, по моим оценкам, весьма немного.

    • Бывают и музеи вообще без форм – как физические лица, собирающие пожертвования. Таких я лично знал один, возможно, есть ещё.

  6. По причине возникновения.

    • Хобби. Коллекции, возникшие «на пустом месте». Человек (или группа лиц, организация) по какой-то причине (например, профессиональная деятельность) начали собирать предметы, руководствуясь определенной логикой отбора коллекционера. Часто в этом процессе происходит расширение рамок. Так, например, моя коллекция вычислительной техники пополнилась телефонами, кино, фото, видео и аудиотехникой. Дом-музей самолета (Боровск) за два года перерос в аэрокосмический музей, у него появился ещё один самолёт и вертолёт, космическая экспозиция.

    • Профессиональная деятельность. Музей Apple возник из ремонтной мастерской одноименной марки. Антимузей Екатиринбурга – на базе старых компьютеров игрового клуба. На мой взгляд, эти музеи придерживаются более консервативной политике в подборе экспонатов. По крайней мере, в выставляемой экспозиции.

  7. По интерактивности. Здесь, видимо, надо применять нечёткую логику. Есть две абстрактные крайности:

    • Полностью интерактивный музей – на любом выставленном экспонате можно поработать или посмотреть, как это делает экскурсовод. Такое встречается в музеях типа «технических театров» как я их называю. Более научно – антимузей. В нём все можно потрогать. Яркие примеры – Экпериментариум, Эйнштейниум, Музей тишины, Безумная лаборатория Калуга и другие. В полном смысле слова они не являются музеями, ибо там нет старинных артефактов. Или весьма немного, и они являются небольшим довескам к моделям современным, к тому же периодически заменяемым ввиду износа.

    • Музей «руками не трогать». Яркий пример – картинные галереи, краеведческие музеи и ряд других направлений. Хотя и в них порой бывают элементы взаимодействия посетителя с экспонатами, как правило, современного производства. Есть также государственные музеи такого типа – Морской музей и музей ледокола «Красин» в Санкт-Петербурге.
    • Музеи смешанного типа. В них исторические артефакты «не трогать» соседствуют с рабочими экспонатами. Это могут быть как восстановленные исторические артефакты, так и модели машин или процессов. К этой категории относятся все 5 публичных компьютерных музеев. По своему опыту знаю, как велико искушение посетителя нажать на кнопочку аппарата, стоящего не под стеклом. Однако если электроника это более-менее переносит, то механика, как правило, ломается. Кроме того, идёт процесс деградации материалов, особенно пластмассы. Кроме того, весёлые посетители меняют кнопки на клавиатуре, меняют настройки и пароли, устанавливают и удаляют программы. Это неустранимое зло, не лечится никакими надписями и инструктажами. Поэтому – периодическое восстановление или замена экспоната.

  8. По способам пополнения. Когда меня спрашивают об этом, я говорю: «Три П: помойка, подарки, покупка».

Далее в статье речь пойдет только о постоянно действующих публичных музеях вычислительной техники. Отмечу несколько особенностей, замеченных мною при написании статьи.

Все мои коллеги считают только крупные цельные экспонаты – десктоп, ноутбук, телефон, принтер и т. д. Никто не считает старое программное обеспечение, например MS DOS 3.1 или аутентичный «Тетрис» Пажитнова. Кроме меня из публичных музеев не считает техническую литературу, «мелочевку» (отдельные детали и блоки). Самый яркий пример в этом плане – Яндекс, у него считаются только рабочие экспонаты. Хотя, скажу честно, и у меня учёт весьма приблизительный.

2. Публичные музеи вычислительной техники.

Кибер-музей. Муром, площадь Крестьянина, 6 «В». Старейший компьютерный музей в РФ, основан в 1997 г. Более 4К экспонатов. У Виктора Куприянова, основателя музея, единственно из публичных музеев сохранились блоки советских мэйнфреймов – многопользовательских компьютеров, занимавших сотни квадратных метров. Большая коллекция домашних и учебных ноутбуков.

Музей Apple. Москва, улица Складочная, д. 3, стр. 1. Что показывает Андрей Антонов, сразу понятно из названия. Работает с 2012 г. Очень широкая коллекция по времени и моделям, практически всё на ходу и можно поработать. В гости неоднократно приезжал Стив Возняк, один из основателей Apple.

Музей Яндекса. Имеет 5 площадок – две в Москве (ул. Тимура Фрунзе, д. 11, с. 13, БЦ «Аврора», ул. Садовническая, д. 82, с. 2), по одной в Санкт-Петербурге (Невский проспект, д. 68А), Белграде (Сербия) и Астане (Казахстан). Самая старая площадка (на Тимура Фрунзе) открылась в 2012 году для сотрудников, в 2013 – для всех. Общее количество экспонатов неизвестно, предложено считать интерактивные экспонаты в количестве 55 на флагманской площадке.

Музей компьютеров Боровска. Боровск, улица Коммунистическая, д. 2. Я начал собирать коллекцию с 2000 г. Около 40К экспонатов. Было несколько выставок, в этом помещении музей открылся в 2019 г. Единственный из музеев с большой коллекцией механических и электромеханических устройств начиная с 1912 г. В этом плане из известных мне коллекций шире только коллекция Политехнического музея. Также – единственная аналоговая вычислительная ламповая машина СССР в свободном обозрении.

Музей компьютеров и игр.  г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 2. Более 1000 экспонатов. Открыт 2013 г.

Использованные источники:

bigenc.ru - Большая российская энциклопедия.

computer-museum.ru – Виртуальный компьютерный музей.

archive.org – Крупнейший в мире архив Интернета Брюстера Кейла (1996 г., Сан-Франциско, США)

частныемузеи.рф – Ассоциация частных и народных музеев.

souzmuzeev.ru – Союз частных музеев и коллекционеров.

155la3.ru – Музей электронных раритетов.

leningrad.su – Музей калькуляторов Сергея Фролова.

agatcomp.ru – Сайт любителей Агата.

Публичные музеи:

museum.computer – Кибер-музей (Муром).

apple-museum.ru – Музей Apple.

museum.yandex.ru – Музей Яндекса.

1comp.tilda.ws – Музей компьютеров Боровска.

cyber-museum.ru – Музей компьютеров и игр.

Непубличные музеи:

polymus.ru – Политехнический музей.

retro-computer.ru - музей ретро компьютеров Андрея Чудина.

Об авторе: Владимир Юрьевич Архипов
кандидат экономических наук, доцент, основатель Музея компьютеров Боровска
a1408787@gmail.com
Боровск, Российская Федерация
 
Дубовицкая Диана Валентиновна
волонтёр Музея компьютеров Боровска
Боровск, Российская Федерация.
Помещена в музей с разрешения авторов 23 декабря 2024