Первые космические системы связи (К 100-летию со дня рождения М.Р.Капланова)

Первые космические системы связи (К 100-летию со дня рождения М.Р.Капланова)

50-летие со дня вывода на высокоэллиптическую орбиту спутника связи «Молния-1», с которого началось регулярное использование искусственных спутников Земли для телевизионного вещания, отмечалось 23 апреля 2015 года

Мурад Рашидович Капланов (1915-1980 гг.)

Мурад Рашидович Капланов (1915-1980 гг.)

15 апреля 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения Мурада Рашидовича Капланова, доктора технических наук, профессора, дважды лауреата Государственных премий СССР, награжденного двумя орденами Трудового Красного Знамени и многими другими наградами. Специалист в области самолетных систем, аппаратуры радиосвязи, систем дальней космической радиосвязи и ТВвещания, он вошел в историю спутниковой связи как главный конструктор по разработке ретранслятора первого отечественного спутника связи «Молния 1».

Мурад Рашидович Капланов был благородного происхождения кумыкский князь. Родился во Владикавказе, а в 1921 г. семья переехала в Москву. После окончания школы Мурад поступил сначала в Московский институт инженеров связи (ныне МТУСИ), затем перевелся в МЭИ им. Молотова на электрофизический факультет и в 1937 г. закончил его с отличием по специальности «производство аппаратуры для установок радиосвязи» [2].

Но по специальности начал работать не скоро: после ареста как члена семьи врага народа (отца расстреляли в том же 1937 г.) новоиспеченного инженера отправили в Ухтастройлаг НКВД. Уже как вольнонаемный он работал на кинобазе в Ухте до 1943 г. С 1943 по 1944 г. служил рядовым в Красной Армии. После демобилизации в 1944 г. его командировали на п/я 241, который впоследствии стал Московским научно-исследовательским институтом радиосвязи (МНИИРС). Не прошло и полугода, как его назначили начальником лаборатории. На предприятии он проработал более 30 лет. В 1956 г. Мурад Рашидович Капланов был реабилитирован.

Первая разработка М.Р. Капланова детекторный приемник «Комсомолец», в 1947 г. ставший победителем общесоюзного конкурса на массовый детекторный радиоприемник. В огромных количествах на радиозаводах СССР он выпускался до середины 50-х гг. [3].

Далее последовали разработки нескольких радиостанций различного назначения: «Клен», «Тополь», «Кипарис», «Акация», «Дуб», «Сирень», «Пальма». По результатам этих работ в 1949 г. М.Р. Капланов награжден знаком «Почетный радист СССР». В 1953 г. в соавторстве с В.А. Левиным издал монографию «Автоматическая подстройка частоты», которая трижды переиздавалась и была переведена на несколько иностранных языков. В 1954 г. М.Р. Капланов вместе с В.А. Левиным получает первое авторское свидетельство. А всего у Мурада Рашидовича было пять авторских свидетельств.

Тема кандидатской диссертации «Особенности применения систем частотной автоподстройки самолетных связных радиостанций». С 1958 г. М.Р. Капланов преподает на кафедре конструирования и производства радиоаппаратуры во Всесоюзном заочном энергетическом институте подготовки и усовершенствования инженеров (ВЗЭИ) (ныне МГТУ МИРЭА).

С запуском в 1957 г. в СССР первого в мире искусственного спутника Земли встал вопрос об использовании космических аппаратов в качестве ретрансляторов для передачи информации на большие расстояния. Под руководством главного конструктора М.Р. Капланова разрабатываются проекты космических систем связи как гражданского, так и военного применения: серия «Молния», «Корунд», «Кулон» и др.

Разработка космической связи

Основная доля приоритетных достижений советской космонавтики периода 1961–1965 гг. принадлежит коллективам, объединившимся вокруг конструкторского бюро С.П. Королева. Работы по созданию спутника связи начались в ОКБ-1 в 1961 г. в кооперации с большим числом специалистов других организаций.

Военные не видели для себя острой необходимости в специальном спутнике связи. Они в первую очередь ориентировались на засекреченные проводные и кабельные линии кодированной многоканальной высокочастотной связи (ЗАС и ВЧ). Поддержали идею спутниковой связи ракетчики, которые крайне нуждались в надежной связи между центральным штабом и ракетными дивизиями, куда на боевое дежурство поступали десятки ракет с ядерными боезарядами [4].

Исследования начались с запуска спутников на геостационарную орбиту. Расчеты баллистиков показали, что четырехступенчатая ракета-носитель 8К78, способная вывести почти тонну полезного груза к Венере, из-за необходимости совмещения орбиты с экваториальной плоскостью не может доставить на «геостационар» более 100 кг.

Отказавшись от требования стационарности, проектанты и баллистики пришли к идее использования высокоэллиптической орбиты, обеспечивающей непрерывную видимость со спутника Москвы и Владивостока в течение 8–9 ч. На такую орбиту можно было вывести спутник массой 1600 кг.

В 1961 г. С.П. Королев поручил М.Р. Капланову разработать систему связи для всей территории СССР, в первую очередь ретранслятора. В начале 1962 г. с участием Капланова был подготовлен первый проект экспериментального спутника связи «Молния-1». В документации отмечалось, что аппаратура ретрансляции спутника позволяет вести передачу телевизионной программы (один канал) или осуществлять многоканальную телеграфную и телефонную связь (40–60 каналов).

Было принято решение создать для «Молнии-1» бортовой комплекс одновременно с наземным испытательным оборудованием. Для передачи сигналов с «борта» на все наземные пункты, находящиеся одновременно в зоне радиовидимости, требовалось разработать бортовую антенну направленного излучения на прием и передачу одновременно. Тогда впервые были созданы такие системы космической связи, как бортовой ретранслятор, система управления, остронаправленные следящие за Землей антенны, наземные станции.

Капланов предвидел, что нарушение связи по вине ретранслятора грозит скомпрометировать саму идею системы космической связи. Он обосновал выбор только одной частоты по линии «земля»–«борт» порядка 800 МГц и по линии «борт»–«земля» около 1000 МГц. Передатчики трех ретрансляторов, установленные на «Молнии-1», обладали мощностью излучения по 40 Вт каждый. На случай нехватки электроэнергии ретранслятор имел еще два передатчика мощностью по 20 Вт.

Капланов поддержал предложение разработчиков антенн сделать для «Молнии-1» конструкцию в виде двух параболических антенн, резервирующих друг друга, диаметром по 1,4 м. Они устанавливались на специальных штангах и управлялись электрическим приводом.

Для питания основного потребителя ретранслятора, а также прочих служебных систем за время сеанса связи заново была создана бортовая электростанция система электропитания. Капланов поддержал идею перехода на новый, единый для всех на «борту» и «земле» стандарт – 27 В, который позволял в два раза снизить массу бортовой кабельной сети в космических объектах.

Эскизный проект «Молнии-1» был закончен в 1962 г. На этапе летных испытаний проект передали в ОКБ-10 (АО «ИСС»), где коллектив под руководством М.Ф. Решетнёва доработал космический аппарат и поставил его на серийное производство.

Первая попытка запуска КА «Молния-1» осуществлялась с космодрома Байконур 4 июня 1964 г.

К тому времени еще не было полной ясности по структуре наземных средств первой спутниковой системы связи для «Молнии-1». Основная работа в этом направлении проводилась под руководством Мурада Рашидовича. Было предложено использовать комплекс наземных станций «Сатурн», которые использовались в системах контроля траекторий ракет, орбит космических аппаратов и передачи команд, переоборудовав его для выполнения новых задач.

В 1966 г. спутник «Молния-1» обеспечивал первый в мире космический телемост Москва Владивосток. Работами руководил М.Р. Капланов.

Для сопряжения спутниковых каналов с магистральными междугородными линиями телефонной связи Капланов разработал многоканальную систему уплотнения и кодирования «Ручей». Несколько позднее ученый создал спутниковую систему «Корунд» для управления войсками. Это была первая космическая линия с цифровой передачей информации [5].

В 1965 г. при участии М.Р. Капланова началась работа над новым перспективным проектом спутниковой системы связи «Молния-2». Основное отличие «Молнии-2» от предшественницы состояло в использовании сантиметрового диапазона волн. Это давало возможность увеличить пропускную способность, совместить передачу телевидения с многоканальным телефоном и применить антенны узкой направленности, освещая не всю видимую со спутника территорию, а выборочно, по временным поясам.

Кроме ретрансляции ТВпередач, в том числе цветных, спутники серии «Молния» предназначались для многоканальной телефонно-телеграфной и других видов связи между Москвой и Владивостоком.

Космический спутник связи «Молния-1»

Космический спутник связи «Молния-1»

Спутник «Молния-1» положил начало космической платформе КАУР-2. За «Молнией-2» последовала «Молния-3», «Молния1Т», «Молния-3К». На их базе была создана первая в мире спутниковая телевизионная распределительная сеть «Орбита». В качестве средства связи со спутником на них впервые использовалась система цифровой связи. С 2006 г. на смену спутникам «Молния» стали приходить более совершенные аппараты «Меридиан».

***

Коллеги и друзья, хорошо знавшие Мурада Рашидовича, высоко ценили его не только как блестящего специалиста, но и как прекрасного, интеллигентного, остроумного и доброжелательного человека. «Капланов относился к категории людей, которым веришь с первой встречи. Это сродни чувству “любовь с первого взгляда”… Таланта, энтузиазма, оптимизма и доброжелательности ему было не занимать». В жизни, шутил ученый, его выручали цитаты из классиков марксизма-ленинизма. В ответ на замечания начальства он цитировал Маркса: «В науке нет широкой столбовой дороги, и лишь тот сможет достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по каменистым тропам» [6].

Жизненный путь Мурада Рашидовича Капланова, начавшийся с изобретения детекторного приемника «Комсомолец», был непростым, но наполненным выдающимися победами. Талант, упорство, трудолюбие помогли ему выйти на космическую высоту, стать крупным ученым и выдающимся организатором. Он умел добиваться принятия решений, необходимых для успешной работы, оставаясь всегда добрым и отзывчивым человеком.

В процессе работы над статьей авторы получили много полезной информации о М.Р. Капланове от М.С. Немировского и М.А. Быховского, которым выражают свою искреннюю благодарность.

Список литературы.

  1. Каганов В.И. Капланов Мурад Рашидович. Новые биографические данные. – URL: http://ra3dhl.livejournal.com/2014/07/07
  2. Личное дело М.Р. Капланова. – М., № 954, на 128 листах.
  3. Бартенев В.Г. Последний промышленный детекторный приемник из СССР /Сб. докл. Международной конференции RES-2013, посвященной Дню Радио. – М.: РНТОРЭС им. Попова, 2013.
  4. Черток Б.Е. Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны. – 2-е изд. – М.: Машиностроение, 1999. – 448 с.
  5. М.А. Быховский. Развитие спутниковых телекоммуникационных систем. – М.: Горячая линия-Телеком, 2014.
  6. Рашид Мурадович Капланов. Труды. Интервью. Воспоминания. –М.: 2010.

Статья опубликована в журнале «Электросвязь: история и современность» № 12 2015 г.
Помещена в музей с разрешения редакции 27 мая 2014