Введен в эксплуатацию усовершенствованный российский AWACS
История развития электросвязи

Введен в эксплуатацию усовершенствованный российский AWACS

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50

В конце октября в одной из авиационных частей ВВС России был принят в эксплуатацию первый модернизированный авиационный комплекс А-50У дальнего радиолокационного обнаружения и управления (АК ДРЛОиУ, в английской транскрипции AWACS — Airborne early Warning and Control System). Головным разработчиком комплекса является концерн “Вега”. В усовершенствованной версии АК ДРЛОиУ применены новые бортовые ЭВМ, улучшены технические характеристики и функциональность комплекса, увеличено количество одновременно сопровождаемых целей и повышена дальность обнаружения объектов.

По заказу Министерства обороны России проведена глубокая модернизация радиотехнического комплекса. В частности, на А-50У установлена новая бортовая вычислительная система, построенная на современных компьютерах с большей производительностью и быстродействием, что позволило нарастить возможности функционального ПО.

За счет введения сквозного канала цифровой обработки радиолокационной информации, модернизации приемного и передающего устройств, а также применения новых аппаратных и программных средств улучшены технические характеристики радиолокационной станции (РЛС). Значительно повышена надежность работы и улучшены характеристики аппаратуры спутниковой связи в части увеличения скорости, объема и качества информационного обмена.

По сообщению центра корпоративных коммуникаций концерна “Вега” и Медиа-агентства систем управления, в модернизированном радиотехническом комплексе используется современная элементная база, что позволило значительно снизить энергопотребление, габариты и массу аппаратуры. Это дало возможность существенно уменьшить общий вес комплекса и облегчить самолет. Как следствие, появилась возможность брать на борт больше топлива при том же взлетном весе машины. Соответственно, увеличивается дальность полета и время выполнения боевой задачи на заданном рубеже.

Модернизации подвергнута и система отображения на рабочих местах операторов. Кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолета. На А-50У вместо старых аппаратных стоек на основе электронно-лучевых трубок установлены универсальные средства отображения на основе дисплейных ЖК-комплектов большого размера и разрешения. В составе пилотажно-навигационного комплекса имеется спутниковая навигационная система, что значительно повышает точность самолетовождения.

По мнению военных специалистов, в результате проведенных в рамках модернизации работ значительно возросли функциональные возможности авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У: увеличено количество одновременно сопровождаемых целей и одновременно наводимых истребителей, повышена дальность обнаружения различных летательных аппаратов, в том числе и принципиально новых типов.

Полвека назад причиной появления первого воздушного комплекса раннего обнаружения в Советском Союзе стала необходимость контролировать состояние границ СССР в северном направлении. Установка стационарных РЛС была проблематична из-за суровых погодных условий и большой протяженности территории, которую необходимо было контролировать. Основной потенциальной угрозой являлись стратегические бомбардировщики стран НАТО с ядерным оружием на борту. Для их своевременного обнаружения и был запущен проект по созданию отечественного самолета ДРЛОиУ. Первый образец советского AWACS получил наименование Ту-126 и был поднят в небо в 1961 г.

Отличительной особенностью всех самолетов ДРЛОиУ является наличие специфической антенны радионавигационного комплекса (РНК), которая имеет форму гриба и устанавливается сверху на задней части фюзеляжа. Для обеспечения беспрерывного долгосрочного несения воздушного дежурства самолеты были оборудованы системой дозаправки в воздухе. Самолеты Ту-126 находились на вооружении до середины 80-х годов, пока их не заменили новыми советскими AWACS А-50. Они были созданы на базе лайнера Ил-76 и стали главными самолетами ДРЛО России.

РНК “Шмель”, который был разработан для А-50, имеет возможность обнаруживать летящие объекты на расстоянии до 650 км. Количество одновременно сопровождаемых целей было поднято до 300. Самолет способен одновременно управлять действиями 12 истребителей и предоставлять информацию для самостоятельного наведения еще 60 самолетам. В настоящее время на вооружении ВВС России находятся 19 самолетов ДРЛО типа А-50. Все они являются современными воздушными командными пунктами, способными эффективно контролировать и управлять ситуацией в воздушном пространстве. Самолеты А-50 поставлялись и на внешний рынок. В частности — для ВВС Китая и Индии.

Статья опубликована в журнале «PC Week/RE» 2011 г.
Перепечатывается с разрешения автора и редакции.
Статья помещена в музей 09.11.2011