Этапы становления исследований и подготовки специалистов в области радиотехники в ЭТИ-ЛЭТИ
История развития электросвязи

Этапы становления исследований и подготовки специалистов в области радиотехники в ЭТИ-ЛЭТИ

Введение. В 2009 г. Россия с небывалым размахом отмечала 150-летие со дня рождения изобретателя радио – Александра Степановича Попова (1859—1906), профессора и первого выборного директора Санкт-Петербургского электротехнического института императора Александра III (ЭТИ).

В начале XX века в ЭТИ стала формироваться радиотехническая школа. Высокий стандарт образования в области телеграфии, заданный основателем училища и первым директором ЭТИ Н.Г. Писаревским, порождал интерес к «телеграфии без проводов», как в то время называли возможность передачи сообщения с помощью электромагнитных волн.

Первый научный доклад А.С. Попова «Телеграфирование без проводов», сделанный в институте в 1897 г., свидетельствует о том, что уже в конце XIX столетия в ЭТИ сформировалась научная среда, воспринимавшая идеи электромагнетизма. Достаточно сказать, что в институте с 1886 г. курс физики читал профессор Петербургского университета О.Д. Хвольсон, а с 1893 г. преподавал профессор И.И. Боргман, оба – ярчайшие пропагандисты учения Д.К. Максвелла. В апреле 1896 г. преподаватель кафедры физики В.В. Скобельцын продемонстрировал в стенах ЭТИ передачу сигналов без проводов с помощью приборов А.С. Попова. Электротехнический институт ждал своего лидера, и в 1901 г. им стал А.С. Попов.

А. С. Попов

А. С. Попов

П. С. Осадчий

П. С. Осадчий

Н. А. Скрицкий

Н. А. Скрицкий

А. А. Петровский

А. А. Петровский

Начало исследований и подготовки специалистов в области «телеграфирования без проводов» в ЭТИ в 1901—1917 гг. С приходом А.С. Попова в ЭТИ начинает формироваться направление подготовки специалистов в области радиотехники. Уже в 1901 г. в созданной при кафедре физики научно-исследовательской лаборатории ведутся работы по беспроводной телеграфии. В 1902—1903 гг. А.С. Попов читает курс лекций по «Телеграфированию без проводов». За период 1901—1905 гг. в ЭТИ складывается первоначальная система образования в области радио. Она представляла собой соединение научно-педагогической деятельности А.С. Попова с постановкой курсов радиотелеграфирования в рамках дисциплин проводной телеграфии. В 1903 г. профессор П.С. Осадчий (1866—1943), заведующий кафедрой «Электрические телеграфы», впервые включил в учебник по проектированию телеграфных станций «Основы теории телеграфных цепей» раздел по беспроволочному телеграфу. Внезапная смерть А.С. Попова в январе 1906 г. не нарушила сложившуюся структуру радиотехнической подготовки. К этому времени уже сформировался профессорско-преподавательский коллектив, осуществлявший подготовку специалистов в области радиотелеграфии, стали появляться молодые выпускники ЭТИ, активно работавшие в области радиотехники. По учебному плану с 1906 г. в рамках специальности «Телеграфы и телефоны» П.С. Осадчий читал курс лекций по дисциплине «Беспроволочный телеграф». Практические занятия проводились на учебной «Радиотелеграфной станции», которой заведовал Н.А. Скрицкий (1878—1951).

С 1910 по 1922 гг. курс «Электромагнитные колебания и волны» читал в ЭТИ первый профессор по радиотехнике в России А.А. Петровский. В те же годы он преподавал в Военно-морской академии. В этот период в институте издаются учебные пособия по лекционным курсам и лабораторным работам. Показательно, что ещё в 1913 г. А.А. Петровский, определяя пути будущего развития радиотехники, писал: «Но передача сигналов есть лишь один из частных случаев применения электромагнитных волн. На очереди стоят уже и другие применения: передача речи, передача изображений, управление приборами на расстоянии; в будущем рисуется и передача энергии без проводов».

Однако, официально только в ноябре 1916 г. решением Ученого совета ЭТИ впервые в России была введена специальность «Радиотелеграфные станции» и начата подготовка инженеров по радиотехнике. Первым профессором в России по специальности «Радиотелеграфные станции» стал Н.А. Скрицкий. В те годы в институте работали крупнейшие учёные России в области электричества и телеграфии – профессора И.И. Боргман, А.А. Петровский, Д.А. Рожанский, С.И. Покровский. Все они были коллегами и учениками А.С. Попова. В учебно-методическом плане подготовка велась по кафедре «Электрические телеграфы», где читались теоретические и аппаратно-практические курсы.

Уже при начальных опытах по радиосвязи на море в 1897—1900 гг. применение простейших схем передатчиков и приемников, излучавших и принимавших сигнал в широком спектре частот, выявило проблему обеспечения одновременной работы нескольких радиостанций. Остроту проблемы частично удалось снять к началу XX века благодаря работам К.Ф. Брауна, О. Лоджа, Г. Маркони и А. Слаби, позволившим повысить частотную избирательность средств радиосвязи путем использования колебательного контура. В этом же направлении проводил опыты по исследованию «сложных схем» и А.С. Попов. Тогда же в научной среде получает распространение понятие «избирательного телеграфирования», под которым специалистами понимается возможность «... посылать известия только на определенную станцию, настроенную на ту же длину волны, как и отправительная станция».

Как свидетельствуют документы, наиболее остро проблема ЭМС проявилась на военно-морских флотах: на относительно ограниченной территории совместно работало большое число однотипных радиостанций, размещенных на кораблях. Так, на 2-й Тихоокеанской эскадре под командованием вице-адмирала 3.П. Рожественского имелось в общей сложности около 40 станций беспроволочного телеграфа производства фирм «Телефункен», «Маркони» и Кронштадтской мастерской. Аналогичная ситуация складывалась и на флотах Англии, Германии, Франции, Японии и других развитых стран. Следствием этого стала опережающая (по сравнению с другими учреждениями и ведомствами) проработка вопросов ЭМС именно в морских ведомствах.

В мае 1905 г. на специальном совещании в Морском техническом комитете (МТК) было утверждено единое для русского флота разделение судовых радиостанций по типам и длинам волн в зависимости от их назначения и места установки. Предусматривалось иметь на вооружении кораблей флота радиостанции трех типов: первый – с дальностью действия до 100 миль и более, второй – до 25 миль, третий – до 5 миль. Указанные типы радиостанций должны были работать соответственно на длинах волн: 360 м, 120 м и менее 100 м.

Следует отметить, что в ЭТИ возник интерес к проблемам ЭМС в современном понимании. В 1910 г. было организовано временное Междуведомственное совещание, а в 1912 г. создан Междуведомственный радиотелеграфный комитет (МРК), в состав которого вошли представители 11 министерств и ведомств. Председателем МРК был назначен профессор ЭТИ П.С. Осадчий, делопроизводителем – Н.А. Скрицкий, его помощником – только что получивший в ЭТИ диплом инженера-электрика И.Г. Фрейман (1890—1929). Комитет занимался вопросами разработки рекомендаций по назначению радиочастот и уровней мощности станций в зависимости от дальности связи, управлению временным режимом работы и позывными, а также выработкой рекомендаций по размещению станций на кораблях, разработкой требований к аппаратуре связи для кораблей. В 1913—1914 гг. А.А. Петровским и Н.А. Скрицким были разработаны методики расчета взаимных помех в радиосвязи. Таким образом, решение вопросов ЭМС в России началось еще в начале XX века под руководством и при участии профессоров ЭТИ.

И. Г. Фрейман

И. Г. Фрейман

Подготовка радиоинженеров и исследования в области радиотехники в ЛЭТИ в 1917—1940 гг. Большой вклад в организацию радиотехнической подготовки не только в ЭТИ, но и в России внёс выпускник ЭТИ (1913 г.) И.Г. Фрейман, который в декабре 1917 г. возглавил кафедру радиотехнгики и был руководителем радиотехнической специальности вплоть до своей смерти в 1929 г. В 1922 г. он также возглавил кафедру радиотехники в Военно-морской академии, в эти же годы читал курс радиотехники в Академии связи. С 1924 г. по 1927 г. Имант Георгиевич был первым председателем секции связи Научно-технического комитета РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии), став, по признанию современников, непосредственным продолжателем дела А.С. Попова. Ещё в 1917 г. выходит в свет его первая небольшая книга по радиотехнике «Краткий очерк основ радиотехники», содержащая начальные сведения об электронной лампе; в 1924 г. издается «Курс радиотехники». Уже в первом издании все разделы курса включают методики анализа и расчета радиотехнических устройств, в том числе методики расчёта ламповых генераторов.

В 1928 г. выходит второе, значительно переработанное и дополненное издание «Курса радиотехники», опередившего, по словам чл. -корр. АН СССР Д.А. Рожанского, «многие иностранные книги своим строго выдержанным научно-инженерным подходом к рассматриваемым вопросам радиотехники». В этом курсе были заложены основы научно-инженерного подхода к решению многих задач радиотехники, и вплоть до 40-х гг. он являлся настольной книгой инженеров.

Профессора ЛЭТИ И.Г. Фреймана по праву можно считать создателем крупнейшей в нашей стране научной радиотехнической школы, давшей мощный импульс развитию практически всем основным разделам этой науки. Имена выдающихся отечественных учёных, его учеников, работавших в ЛЭТИ, широко известны. Это – академик АН СССР А.И. Берг, внесший большой вклад в развитие методов расчёта мощных усилительных трактов, крупный организатор науки, основатель Военно-Морского НИИ связи (НИМИСТ), Института радиотехники и электроники (ИРЭ) АН СССР; академик АН СССР А.А. Харкевич – специалист в области электроакустики, радиотехники и теории связи, основатель Института проблем передачи информации (ИППИ) АН СССР; академик АН СССР А.Н. Щукин – выдающийся учёный в области распространения радиоволн, организатор военной науки; чл.-корр. АН СССР С.Я. Соколов – крупнейший учёный в области акустики, гидроакустики, получивший мировое признание в области методов неразрушающего контроля; чл.-корр. АН СССР В.И. Сифоров – выдающийся учёный в области радиоприёмной техники и теории связи; проф. Б.П. Асеев – автор фундаментальных курсов по радиотехнике; проф. М.И. Конторович – крупный специалист в области теории электрических цепей; Н.С. Бесчастнов – проф. Академии связи им. С.М. Буденного, воспитатель целого поколения военных радиоспециалистов; Е.Г. Момот – известный учёный в области радиоприемной техники, один из пионеров создания устройств синхронного приёма сигналов; проф. В.Н. Лепешинская – видный специалист в области эмиссионной электроники. Эти традиции были продолжены в последующие годы. ЛЭТИ всегда был и остается одним из ведущих в стране высших учебных и научных заведений в области подготовки высококвалифицированных инженерных кадров.

В 1925 г. кафедра радиотехники разделилась: образуется кафедра общего курса радиотехники (заведующий – проф. Н.А. Скрицкий), а кафедра И.Г. Фреймана переименовывается в кафедру специального курса радиотехники. Кроме специальных, будущим инженерам в области радио читались курсы: «Электромагнитные поля и волны» (проф. Петровский А.А. ), «Машины высокой частоты» (проф. В.П. Вологдин), «Электронные приборы», «Конструкции приборов высокой частоты» (проф. Е.Я. Щеголев), «Основы проектирования радиосвязи» (проф. А.Ф. Шорин), «Радиоизмерения» (проф. С.Я. Соколов), «Расчёты по специальному курсу радиотехники» (проф. А.И. Берг).

В 1949 г. группе разработчиков радиосистемы связи ВМФ «Победа» завода им. Козицкого во главе с главным инженером завода выпускником ЛЭТИ Б.В. Войцеховичем была присуждена Сталинская премия. Это была третья система радиосвязи ВМФ после систем «Блокада I» и «Блокада II». Система была построена на принципах, разработанных ещё И. Г Фрейманом и заложенных им в первую комплексную систему радиовооружения «Блокада I». Среди лауреатов Сталинской премии 1949 г. большинство были выпускниками ЛЭТИ, работали на заводе им. Козицкого и участвовали в разработке первых комплексных систем радиосвязи для ВМФ.

И с позиций сегодняшнего дня не может не вызвать уважения научная прозорливость тех, кто стоял у истоков радиотехники и радиотехнического образования в России. Спустя многие десятилетия созданная ими структура радиотехнического образования в ЭТИ — ЛЭТИ была воспроизведена в вузах страны, организованных в 30-е гг. прошлого столетия. ЛЭТИ принимал участие в организации, становлении и развитии многих родственных высших учебных заведений в нашей стране. К ним, прежде всего, следует отнести Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича, Рязанскую радиотехническую академию, Новгородский государственный университет имени Я. Мудрого, Пензенский политехнический университет, а также многие радиотехнические кафедры в вузах технического профиля. В них сотрудниками ЛЭТИ были созданы свои научно-педагогические школы.

Таким образом, ученые и преподаватели ЛЭТИ оказали существенное влияние на развитие радиотехники в нашей стране, создали ряд ведущих научно-педагогических школ, многие из которых получили мировое признание.

Заключение. В течение 1912— 1991 гг. защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук в области радиотехники более 400 выпускников ЭТИ— ЛЭТИ—СПбГЭТУ, многие из которых занимают сегодня ведущие позиции в руководстве промышленностью, научных учреждений, высших учебных заведений России и стран СНГ.

Примечание

[1] 1886—1891 – Техническое училище почтово-телеграфного ведомства России
1891—1899 – Санкт-Петербургский электротехнический институт (ЭТИ)
1899—1914 – Санкт-Петербургский электротехнический институт императора Александра III
1914—1917 – Петроградский электротехнический институт императора Александра III
1918—1924 – Петроградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина)
1924—1991 – Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина)
1991—1992 – Санкт-Петербургский государственный электротехнический институт им. В, И. Ульянова (Ленина)
1992 – по настоящее время – Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)

Литература

  1. Из истории изобретения и начального периода развития радиосвязи//Сб. документов и материалов/Сост. Золотинкина Л.И., Лавренко Ю.Е., Пестриков В.М. /Под ред. В. Н. Ушакова. –СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2008.
  2. Золотинкина Л.И., Партала М.А., Урвалов В.А. Летопись жизни и деятельности Александра Степановича Попова/Под ред. Ю.В. Гуляева. –СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2008.
  3. Факультету радиотехники и телекоммуникаций 60 лет/Под ред. Н.В. Лысенко. –СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2005.

Статья опубликована в журнале «ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ», № 6, 2010, с. 54—56.
Помещена в музей 24.07.2011 с разрешения редакции.