Интерком как двигатель промышленной революции
История развития электросвязи

Интерком как двигатель промышленной революции

Пятьдесят лет назад началось производство систем корпоративной телефонной связи

Что считать началом эпохи современного бизнеса? Версий по этому поводу известно немало. Одни специалисты утверждают, что экономика в современном ее понимании состоялась только после того, как знаменитый Генри Форд запустил свое конвейерное производство. По мнению других, отсчет следует вести со времени внедрения научной организации труда, сформулированной корифеем менеджмента Френсисом Тейлором. Третьи подчеркивают важность международного разделения труда. Однако практически все участники дискуссии солидарны в одном: промышленная революция не могла произойти без использования корпоративной телефонной связи, проще говоря — без изобретения интеркомов. Интеркомы Ericsson Базовая станция конференц-связи образца 1945 г.

Интерком как особый вид внутренней связи для использования в офисах и на предприятиях — относительно новое устройство. Опыты по созданию таких систем начались уже вскоре после Первой мировой войны, правда, тогда инженеры предпочитали оперировать несколько иным термином — «конференц-связь». Предприниматели не могли не видеть, что использование обычного, пусть и самого совершенного, телефонного аппарата чрезвычайно ограничивает движение пользователя. Следовательно, от разработчиков требовалось такое устройство, которое позволяло бы оперативно нахо дить абонентов во внутренней сети, дозваниваться до них и поддерживать качественную связь во время разговора.

Известно, что уже в конце 1920-х — начале 1930-х годов специалисты фирмы Ericsson освоили мелкосерийное производство так называемых «громкоговорящих» телефонов, обеспечивающих достаточно быстрый вызов абонента. Отбросив несколько дорогостоящих способов модернизации новинки, в 1933 году фирма Ericsson предложила потребителям целую систему, эксплуатирующую идею «громкоговорящего» телефона. Один такой чудо-аппарат соединялся с дюжиной и более обычных телефонов. Использование микрофонов, изначально предназначенных для радиостудий, позволяло, во-первых, манипулировать этой системой без помощи рук и, во-вторых, поддерживать голосовую связь на расстоянии до пяти метров от микрофонной панели. Немаловажным явилось и другое нововведение: звонки могли передаваться подписчикам по общей телефонной сети, совершенно не мешая обычным пользователям.

Новинка оказалась настолько удачной, что Ericsson уже в 1934 го ду запустил в серийное производство несколько модификаций станции. Однако появившаяся на свет конференц-связь не могла решить другую проблему, а именно обеспечить двухстороннюю голосовую связь. Дело в том, что студийные радиомикрофоны не были предназначены для подобной процедуры. Технические же испытания усовершенствованных моделей неизменно завершались тем, что звуковые волны громкоговорителя, достигая микрофона в помещении, где была установлена принимающая аппаратура, шли в обратном направлении, начиная тем самым повторный цикл голосовой связи.

Имевшийся в распоряжении инструментарий решить эту проблему не позволял. Прорыв состоялся только в 1945 году, когда в опытном бюро Ericsson догадались опробовать специальный электроламповый усилитель. Это достаточно простое техническое решение в конечном счете позволило наладить связь внутри сети таким образом, чтобы возможность общаться получили абсолютно все абоненты станции. Чуть позже удалось «научить» систему включать в голосовой обмен звонки внешних абонентов. С некоторыми изменениями система конференц-связи просуществовала до начала семидесятых годов прошлого века.

Базовая станция конференц-связи образца 1945 г.

Но предшественник интеркома, при всем изобилии функций, так и не смог гарантировать режим оперативного общения абонентов. Ведь магистральным принципом данного вида связи во все времена оставалось использование функций обычного телефонного аппарата, пусть даже многократно расширенных. И служащие, снабженные системами конференц-связи, фактически продолжали оставаться привязанными к своему рабочему месту, не имея возможности свободно перемещаться по цеху или мастерской.

В 1930-е годы американские радиотехники небезуспешно пытались замыкать акустические круги, чтобы предотвратить помехи при двухстороннем общении абонентов. Однако и они не смогли продвинуться дальше так называемых симплексных систем (название заимствовали из практики телеграфного общения, когда одна из сторон определяет режим данного этапа разговора: прием или передача).

Интеркомы Ericsson

Свое слово в модернизации симплексных систем сказали и инженеры Ericsson. На этот раз техническое решение состоялось благодаря тому, что громкоговоритель был одновременно и микрофоном, а двухсторонний разговор поддерживался уже апробированным электроламповым усилителем.

Конечно, интерком первого поколения, запущенный в производство в 1948 году, сильно проигрывал в сравнении с тогдашними системами конференц-связи: усилители производили слишком много тепловой энергии, к тому же они требовали отдельного громоздкого корпуса, изоляции от другой техники и т. д. Однако непрезентабельные внешне станции оказались очень удобными в применении, что очень быстро оценили абоненты: в конце 1940-х годов базовая модель интеркома от Ericsson — «F-sales» — пользовалась повышенным спросом.

Поскольку инженерам удалось наконец разрешить проблему внутренних помех при разговоре, станции теперь могли свободно располагаться даже в смежных помещениях. Производители поместили усилители в обычные для продукции Ericsson зеленые алюминиевые корпуса (в них традиционно выпускались бытовые и промышленные счетчики электроэнергии), и этот дизайн стал на многие годы «фирменным» для корпоративных телефонных систем.

Каждая мастер-станция данной модели располагала двумя десятками подчиненных, однако разговор по одной линии немедленно блокировал возможность связи на остальных, и на панелях «дочерних» станций загоралась красная лампочка. С точки зрения корпоративной дисциплины — это было даже неплохо, однако последующее переключение линий означало дополнительные потери времени.

Тем не менее модель высоко ценилась и за скорость связи, и за отсутствие помех, и, что немаловажно, за надежную защиту разговора от прослушивания на мастер-станции. Второе поколение интеркомов работало уже на базе вновь изобретенной транзисторной техники, что позволило не только многократно увеличить количество дочерних станций, но и обеспечить голосовое переключение линий. Новые системы немедленно получили наименование «дуплексных» — опять же по аналогии с телеграфными.

Впрочем, завоевать доверие потребителей удалось далеко не сразу. Каждая станция могла работать только при наличии мини-коммутатора, а соединение с последним требовало четырех параллельных проводов. Поэтому нередко офис предприятия, оборудованного интеркомовской связью второго поколения, оказывался опутан кабелями, как паутиной. Однако разработчики смогли превратить этот недоста ок в своеобразное преимущество, «спрятав» громоздкие усилители в один корпус с коммутатором. (Для параллельного разговора по одной линии интерком-связи требовалась своя пара усилителей.) Более поздние модели дуплексных интеркомов догадались снабжать миниатюрными микрофонными усилителями, чтобы увеличить громкость исходящей речи.

На этом этапе Ericsson обзавелся вполне удачливыми отечественными конкурентами: две шведские фирмы, AB Gylling & Co. и Svenska Relaefabriken AB, рискнули объединить в своих моделях — соответственно «Центрум» и «Синус» — громкоговоритель, направленный микрофон и панель с контрольными кнопками в одном модуле. Тем самым удалось максимально приблизить габариты мастер-станции к потребностям корпоративных служащих. Поскольку интеркомы — теперь уже третьего поколения — были значительно дешевле своих предшественников и гораздо проще в эксплуатации и обслуживании, нежели системы конференц-связи, расширился круг потребителей: отныне интерком-связью стали пользоваться не только в офисах крупных корпораций, но и в школах, больницах, складских помещениях. Простота управления позволяла эксплуатировать изобретение Ericsson людям с минимальной технической подготовкой.

Статья опубликована в ITnews № 06(55) от 21.03.2006 г., стр. 22.
Статья помещена в музей 4.04.2006 года