Музей истории Московской городской телефонной сети
История развития электросвязи

Музей истории Московской городской телефонной сети

Музей истории и развития Московской городской телефонной сети (МГТС, http://www.mgts.ru) работает уже 18 лет. Он ровно на 100 лет моложе самой компании. Казалось бы, невозможно повернуть время вспять и собрать экспонаты, полно отражающие столетие развития и деятельности МГТС. Однако сотрудникам музея во многом это удалось.

Общий вид экспозиции музея

Идея создания музея возникла в конце 70-х годов у Виктора Фаддеевича Васильева, который был в то время директором Московской городской телефонной сети. Разработку концепции, сбор материалов и экспонатов он поручил опытному связисту Евгению Петровичу Дубровскому. Бывший заместитель главного инженера МГТС по эксплуатации линейных сооружений охотно переквалифицировался в директора музея. Евгений Петрович сумел сплотить вокруг себя единомышленников и за три года собрал с ними прекрасную коллекцию материальных свидетельств прошлого и настоящего телефонной связи в Москве. В день открытия музей МГТС представил более 2000 экспонатов.

Хранилище сведений о развитии Московской телефонной сети теперь уже имеет свою историю. Музей открылся 8 июля 1982 г. в старом здании Центральной телефонной станции на улице Мархлевского, через два года переехал на ул. Зорге, 27. В 1993 не стало Евгения Петровича и музей приняла Лидия Николаевна Макридина, хранителем была назначена Валентина Ивановна Голдаевская. Благодаря стараниям этих двух женщин музей не только пополнился экспонатами - на сегодняшний день их более 3000, но и приобрел новый современный вид.

Телефоный аппарат Белла - Блека

Экспозиция начинается со старейшего телефонного аппарата Белла - Блека. Его конструкция состоит из собственно телефона Белла (см. "Bell Labs: 75 лет инноваций"), который вмонтирован в трубку, звонка, индуктора и элементов Лекланше для питания микрофона Блека. Сегодня этот раритет впечатляет своей стариной, размерами и массой - 8,5 кг. А в конце XIX столетия он считался чудом техники. Продолжалось это, однако, недолго: в эксплуатации аппарат был несовершенен и неудобен. Микрофон находился на панели, что заставляло говорящего нагибаться. А во избежание проблем с рычажной системой в инструкции предлагалось, "снимая телефон с рычага, нажать последний рукой снизу вверх, чтобы убедиться, что он вполне поднят и имеет правильное положение". Такими телефонами пользовались первые московские абоненты вплоть до конца столетия.

Рядом с этим уникальным музейным экспонатом находятся две фотографии - американца Александра Грэхема Белла (1847-1922 гг.), создателя первого телефона, и полученного им в 1876 г. патента Американского патентного ведомства на изобретение "телеграфа, при помощи которого можно передавать человеческую речь". Имя Белла прочно вошло не только в мировую историю, но и в отечественную. Осенью 1881 г. его компания приступила к строительству телефонных сетей в Москве, Петербурге, Риге и Одессе.

Первая ручная телефонная станция Московской городской телефонной сети на 800 номеров была открыта в 1882 г. в доме 6 на Кузнецком мосту. В списке ее телефонных абонентов числилось 26 человек. Это были в основном богатые коммерсанты, промышленники, способные позволить себе такую роскошь.

Постепенно количество абонентов увеличивалось, а вместе с ним возрастало и число нареканий в адрес компании. В часы наибольшей нагрузки нормальная эксплуатация станции становилась невозможной из-за конструктивных недостатков коммутаторов системы Гилеланда, используемых компанией Белла. Абонентам порой приходилось ожидать в течение нескольких часов, нередкими были и ошибки в соединениях. Девушкам-телефонисткам, чтобы соединить своего абонента с коммутатором, за которым работала другая телефонистка, приходилось громко переговариваться, перекрикивая друг друга. На музейных фотографиях того времени все выглядит тихо и благополучно, однако письменные свидетельства повествуют о другом. Телефонисткам приходилось работать с большим напряжением сил.

К 1901 г. в Москве насчитывалось 2860 абонентов. Большая часть телефонов была установлена в центре города, но и немалая - за пределами Бульварного кольца, особенно к северу от него.

Особое место в музее занимают материалы о русских изобретателях телефонной техники. И среди них - Павел Михайлович Голубицкий (1845-1911 гг.). Наш соотечественник не только повторил телефон Белла, исследовал его недостатки, но и в 1880 г. создал многополюсный телефон, признанный во всем мире лучшим. Он значительно увеличивал дальность телефонирования. Павлу Михайловичу принадлежит множество изобретений. Самое значительное - система центральной батареи (ЦБ) для питания абонентских аппаратов. Ранее у каждого абонента находилась собственная, так называемая местная батарея, от которой питался микрофон его аппарата. Система Голубицкого позволила сосредоточить источники электропитания на телефонной станции. Это изобретение используется до сих пор.

Телефоны Шведско-Датско-Русского акционерного общества

Как сменяются этапы истории, так и одна музейная экспозиция сменяет другую. С момента открытия первой телефонной станции прошло 18 лет, в России завершалась эпоха компании Белла. Современники упрекали американцев в нежелании вкладывать средства в реконструкцию при том, что абонентская плата составляла огромные по тем временам деньги - 250 рублей в год. Поэтому, когда срок концессии американской компании заканчивался и Московская городская телефонная сеть была выставлена на торги, одним из главных условий конкурса стало снижение абонентской платы. В результате победило Шведско-Датско-Русское акционерное общество, указавшее в заявке тариф - 79 рублей в год. Другим условием было проведение коренной реконструкции как станционных, так и линейных сооружений МГТС, бывших к началу XX века почти сплошь воздушными.

Второй период истории Московской городской телефонной сети - шведско-датско-русский - начался 1 ноября 1901 г. К 1903 г. емкость сети увеличилась до 4650 номеров за счет временной вспомогательной станции. А в Милютинском переулке полным ходом шло строительство многоэтажного здания Центральной телефонной станции (ЦТС) емкостью 60 тысяч номеров. Это была сложнейшая техническая задача. При создании проекта станции специалисты шведской фирмы "Л. М. Эриксон" использовали опыт строительства аналогичной станции в Стокгольме. Она считалась наилучшей по оборудованию. Но московская превзошла ее. В 1904 г. закончился монтаж первой очереди (зала "А") на 12 000 номеров.

Одновременно с реконструкцией станционных сооружений Шведско-Датско-Русское акционерное общество усовершенствовало и линейные сооружения: строились подземные кабельные линии. На магистральных направлениях прокладывались многоотверстные бетонные трубы. Об этом ярко свидетельствуют не только фотографии тех лет, но и… наши современники, связисты-кабельщики. Кое-где сооружения не только сохранились, но и находятся в рабочем состоянии.

В центре зала музея истории и развития МГТС стоит мюльтипльный (соединительный) коммутатор - предмет, отдаленно напоминающий пианино. В момент открытия зала "А" на Центральной станции таких "музыкальных инструментов" вдоль стен стояло 112. И за каждым из них сидела барышня с гарнитурой - комплектом из наушника и микрофона.

Девушкам не разрешалось не только покидать зал без разрешения администрации, но и выходить замуж.

Требования, предъявляемые к телефонисткам администрацией Шведско-Датско-Русского общества, были чрезвычайно строгими. Девушкам не разрешалось не только покидать зал без разрешения администрации, но и выходить замуж. При огромной ежедневной нагрузке выходной полагался всего раз в месяц. Один из экспонатов музея - сборник "Правил обслуживания абонентов". В нем жестко оговорены не только технические действия телефонисток, но и правила общения с абонентами. Например, девушкам запрещалось отвечать абонентам: "Я вас не разъединяла", поскольку "абонента не касается, кто именно его разъединил". Если абоненту пришлось немного подождать, в ответ на его раздражение телефонистка была обязана сказать: "Извините, какой желаете номер", а не объяснять: "Я отвечала на первый сигнал". Вероятно, абоненту ни в коем случае не хотели дать понять, что таких, как он, много, а телефонистка одна. И еще одно обязательное правило: "Телефонистка должна говорить столь выразительной интонацией голоса, чтобы абонент невольно прислушивался к тому, что она повторяет".

Ручной коммутатор малой емкости

В 1910 г. на каждую телефонистку в среднем приходилось 160-170 соединений в час, не считая ответов "занято". А общее число разговоров за 1910 г. составило 194 764 127. Численность абонентов в этом году достигла цифры 27 370, а к началу 1917 года - превысила 60 000.

Революционные события отразились на Центральной телефонной станции самым печальным образом. Опытные инженеры-строители были убеждены, что в результате ожесточенных боев за захват станции она пришла в состояние, не подлежащее восстановлению. Однако через девять лет ни что на ЦТС не напоминало о многочисленных повреждениях. А к 1930 г. в Москве были введены в строй 14 подстанций при емкости каждой от 100 до 1000 номеров.

Особое место в музее МГТС занимает фрагмент автоматической телефонной станции машинного типа. Она - не просто "старушка", а мировая знаменитость - первой такого типа в Москве построена в 1930 г. и последней в мире демонтирована. В 1998 г., в период демонтажа, эта станция под индексом 231 была занесена в Лондонскую книгу рекордов Гиннеса за самый долгий трудовой стаж - почти 68 лет. Поразительно, но она работает до сих пор, теперь уже в музее.

Фрагмент первой машинной телефонной станции, смонтированной в 1930 г.

"Долгожительница" - одна из трех представленных здесь станций. В экспозиции рядом с ней установлена АТС декадно-шаговой системы (АТСШ). Первая такая станция на 2000 номеров была введена в строй в 1949 г. А в 1968 г. начала работу первая координатная АТС (АТСК) емкостью 10 000 номеров. В музее истории МГТС на фоне двух своих предшественниц она выглядит "белым лебедем". Светлая, чистая, малозвучная. Внедрение на МГТС станций координатной системы изменило сложившиеся пропорции между ростом емкости и численностью обслуживающего персонала. Благодаря большей надежности они требуют меньшего объема профилактических работ. К 1982 г. на Московской городской телефонной сети функционировали уже 153 координатных станции.

АТС координатной системы. Такие станции составляют сейчас основу станционных сооружений МГТС

А затем наступило время электронных АТС. Освоение их началось в 1987 г. По качеству связи, быстроте обслуживания они намного превосходят своих предшественниц, не требуют большого количества персонала, позволяют предоставлять множество новейших услуг: от будильника, переадресации вызовов до конференц-связи. Постепенно на электронные (или цифровые) станции заменяются старые, декадно-шаговые и координатные.

МГТС модернизируется, развивается. В настоящее время на ней действуют 573 АТС с общим числом линий 4 039 927. Сеть обслуживает более 4 млн. абонентов и является одной из крупнейших местных телефонных сетей мира.