60 лет регулярного электронного телевизионного вещания в Москве
История развития электросвязи

60 лет регулярного электронного телевизионного вещания в Москве

В 1999 году исполнилось 60 лет с начала регулярного электронного телевизионного (ТВ) вещания в Москве. Настоящая публикация подготовлена Л. С. Лейтесом – главным специалистом отдела технологии Телевизионного технического центра (ТТЦ), ветераном с 50-летним стажем работы на столичном телецентре, автором двух книг и более 40 статей по вопросам техники и истории телевидения. В статье, наряду с уже известными по другим публикациям материалами, приводится ряд новых, уточненных фактов, событий и имен, связанных с историей становления и развития столичного телецентра.

Официальной датой рождения отечественного телевидения считается 1 октября 1931 г., когда из Московского радиовещательного технического узла (МРТУ), вблизи Красной площади (ул. Никольская, д. 7), начались регулярные опытные передачи механического телевидения в европейском стандарте (30 строк, 12, 5 кадр/с). Передающая установка МРТУ была разработана во Всесоюзном электротехническом институте. Узкий спектр телевизионного (ТВ) сигнала (7500 Гц) позволил задействовать для распространения телепрограмм типовые радиовещательные (РВ) станции. Поэтому московские ТВ программы можно было принимать по всей стране и за рубежом.

Однако механическое телевидение имело ряд принципиальных и неустранимых недостатков:

  • низкую чувствительность телепередатчика (ТВ камеры), обусловленную принципом мгновенного действия преобразователя свет-сигнал (диск Нипкова, фотоэлемент);
  • низкую разрешающую способность системы;
  • крайне малый размер изображения в ТВ приемнике. Например, в массовом малогабаритном телевизоре "Б-2", при диаметре диска Нипкова 190 мм, размер изображения (смотрового окна) составлял всего 16х12 мм, с использованием линзы 32х24 мм. Для увеличения размера изображения требовалось существенно увеличивать диаметр диска и соответственно габариты телевизора. В годы механического ТВ шутили: "Телевизор – с почтовый ящик, изображение – с почтовую марку";
  • ограниченные программные (творческие) возможности, связанные с тем, что из-за большого акустического шума мотора вращения диска Нипкова телепередатчик не мог находиться в студии. Он размещался в аппаратной и ТВ показ осуществлялся через смотровое окно в студию. На полу студии обычно отмечался мелом контур мизерной площадки, за пределы которого актеры не должны были выходить в процессе передачи во избежание заметной расфокусировки и "выпадения" из кадра изображения.

В 1935 г. проектная контора "Радиострой" разработала проект Московского электронного телецентра (стандарт 343 строки, 25 кадр/с, чересстрочная- развертка). Строительство Московского телецентра (МТЦ) началось в 1936 г. (начальник Н. И. Богуславчик, главный инженер А. И. Лепарский). МТЦ построили на Шаболовке, 53, рядом со знаменитой башней Шухова, на которой была смонтирована передающая антенна УКВ передатчиков изображения и звука. Высота установки антенны на башне (150 м) обеспечивала уверенный прием ТВ программ МТЦ для зрителей подавляющего числа жилых зданий Москвы и Московской области. Основное ТВ оборудование для МТЦ было закуплено на фирме RCA (США).

В студии аппаратно-студийного блока (АСБ) площадью 300 кв. м была одна ТВ камера на иконоскопе. Для нормальной работы требовалось освещенность в студии порядка 5...10 тыс. люкс. Для передачи кинофильмов использовались две телекинокамеры, также на иконоскопах [1].

В проектировании и настройке МТЦ приняли участие многие ведущие специалисты (И. С. Джигит, А. И. Корчмар, Я. Б. Шапировский, Г. П. Казанский, A. M. Халфин, Р. А. Штромберг, А. И. Лунев, В. Б. Ренард и др.) [2]. Значительную работу по модернизации и развитию МТЦ провела производственная лаборатория МТЦ: была изготовлена вторая ТВ камера (Р. А. Штромберг, А. И. Корчмар), разработан компенсатор паразитного сигнала "черного пятна" иконоскопа (A. M. Халфин), впервые (1940 г.) в электронном телевидении проводились эксперименты по созданию устройств зонального микширования – спецэффектов (Р. А. Штромберг, [3]).

Первая пробная передача из студии состоялась 9 марта 1938 г. [4]. Первая опытная передача – кинофильма "Великий гражданин" – прошла 25 марта 1938 г. Экспериментальные и опытные передачи продолжались почти целый год [5]. В эксплуатацию телецентр приняли 31 декабря 1938 г.

Регулярное ТВ вешание МТЦ (четыре раза в неделю по два часа) началось 10 марта 1939 г. Эту дату и следует, по мнению автора статьи, считать началом телевизионного вешания в Москве. Первую юбилейную дату начала регулярного электронного ТВ вещания в Москве (25 лет) торжественно отмечали 26 мая 1964 г. в Колонном зале Дома Союзов [6].

Наличие в Москве в предвоенные годы небольшого парка телевизоров, значительная часть которых использовалась для коллективного просмотра ТВ программ, определяло тогда в основном культурно-просветительное значение ТВ передач. Понимая огромное будущее электронного телевидения, советские специалисты в этой области еще до войны прорабатывали планы дальнейшего развития ТВ вещания. Так, в декабре 1940 г. в СССР был утвержден ТВ стандарт на 441 строку (ГОСТ 60-40).

В начале 1941 г. уже приступили к реконструкции МТЦ по этому новому стандарту, но Великая Отечественная война внесла существенные коррективы. ТВ вещание прекратилось, ТВ оборудование было эвакуировано, а звуковое оборудование использовалось для иновещания из телестудии, в основном для радиопередач Антифашистского комитета "Свободная Германия".

Еще во время войны (1944 г.) ТВ оборудование возвратили из эвакуации и началось возрождение МТЦ. 7 мая 1945 г. (за день до подписания акта о капитуляции фашистской Германии) МТЦ первым в Европе возобновил ТВ передачи. Необходимо также отметить, что, наряду с работами по восстановлению МТЦ, в 1944 г. советские специалисты разработали проект ТВ стандарта на 625 строк, что было выше самого высокого в те годы американского (525).

Одним из ведущих разработчиков проекта ТВ стандарта на 625 строк был Ю. И. Казначеев, автор обоснования выбора ТВ стандарта СССР [7]. На основе его исследований и других источников по этому вопросу в 1944 г. Межведомственная комиссия, в составе которой были Ф. И. Большаков (председатель) и члены комиссии С. И. Катаев, И. С. Джигит, Ю. И. Казначеев, А. Я. Брейтбарт, В. Н. Горшунов, А. А. Расплетин, С. В. Новаковский, разработала "Обоснование и проект нового телевизионного стандарта СССР" (взамен ГОСТ 60-40).

В октябре 1945 г. правительство СССР приняло Постановление о реконструкции МТЦ на новый ТВ стандарт. Проект стандарта на 625 строк был утвержден в 1946 г. в качестве Межведомственной нормали. В соответствии с ней и ТЗ, реконструкцию МТЦ по временной схеме осуществили сотрудники Специального конструкторского бюро (СКБ) в подмосковном поселке Фрязино (начальник бюро А. А. Федоров, ведущие специалисты Я. А. Шапиро, Е. И. Фарбер, И. Я. Бутлицкий, Е. А. Горнов, А. Г. Козлова и др.), совместно со специалистами из Германии (руководитель И. Гюнтер). В этой разработке активное участие принял начальник АСБ МТЦ М. И. Кривошеее [8]. 3 сентября 1948 г. состоялась первая передача в эфир, а с 4 ноября 1948 г. начались регулярные опытные передачи из временной аппаратной.

А. Г. Аронов – первый главный телеоператор МТЦ

А. Г. Аронов – первый главный телеоператор МТЦ

Наряду с вещанием МТЦ в новом стандарте, Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (ВНИИТ) разрабатывал первый промышленный образец для столичного телецентра. Комплекс нового оборудования МТЦ разработки ВНИИТ был принят в эксплуатацию 16 июня 1949 г. Первый в мире телецентр в стандарте 625 строк имел пять студийных камер и четыре телекинокамеры. Звуковое оборудование было разработано в Институте радиоприема и акустики (ИРПА). "За создание новой высококачественной телевизионной передающей системы высокой четкости" группа ведущих специалистов – В. Л. Крейцер (руководитель работы), А. В. Воронов, П. Е. Кодесс, Н. С. Куприянов, В. И. Мигачев, А. И. Лебедев-Карманов, Б. В. Брауде, Р. В. Ванатовский, Г. П. Казанский, С. В. Новаковский – была удостоена Государственной премии СССР первой степени за 1949 г.

В 1948 г. на МТЦ началась подготовка к созданию первой в мире передвижной ТВ станции (ПТС) в стандарте 625 строк на базе приобретенной у фирмы RCA портативной установки (ПТУ) с двумя камерами на суперортиконах. Высокая чувствительность суперортиконов позволяла проводить внестудийные передачи не только с открытых площадок при дневном освещении, но и из закрытых помещений при освещенности, на порядок меньшей, чем в ТВ студиях. Для того чтобы превратить ПТУ в ПТС, на МТЦ потребовалось решить две главные задачи:

1. Разработать портативную, мобильную радиолинию (РЛ) для передачи и приема ТВ сигнала от ПТС до телецентра (звук с места трансляции передавался по проводным линиям).

2. Приобрести большой пассажирский автобус и переоборудовать его для эксплуатационно удобного размещения аппаратуры ПТС.

Наиболее сложной была разработка РЛ [9]. Указанное оборудование в трехсантиметровом диапазоне волн было сконструировано лабораторией МТЦ, в составе которой были: A. M. Варбанский (руководитель), B. C. Красулин, Д. Ф. Булле, B. C. Ястребов, Ю. Б. Груздев и др. Вопросами конструирования, размещения и монтажа оборудования в пассажирском автобусе занимались Л. И. Бухман (Минц), Е. Л. Шор, Л. С. Львов, автор статьи и др. В создании первой в мире ПТС-МТЦ в стандарте 625 строк и организации внестудийного ТВ вещания в столице особо следует отметить ведущую роль инициатора создания ПТС-МТЦ – главного инженера МТЦ С. В. Новаковского. ПТС-МТЦ официально была принята в эксплуатацию в марте 1950 г., хотя регулярные пробные трансляции футбола с Центрального стадиона "Динамо" начались со 2 мая 1949 г. из временно оборудованного на стадионе стационарного трансляционного пункта, смонтированного на базе ПТУ фирмы RCA. Для передачи ТВ сигнала со стадиона на телецентр было временно задействовано радиопередающее оборудование в дециметровом диапазоне волн. Небезынтересно отметить, что первые внестудийные ТВ передачи футбола со стадиона "Динамо" начали проводить ровно через 20 лег после начала радиотрансляций футбольных соревнований [4]. В мае этого года на ТТЦ торжественно отмечали 50-летие начала регулярного внестудийного ТВ вещания в СССР в стандарте 625 строк [10].

Первая отечественная ПТС в стандарте 625 строк (опытный образец ПТС-52) была изготовлена в Ленинграде во ВНИИТ (ведущие разработчики А. А. Сапожников, Б. А. Берлин и др.) совместно с ИРПА. Станция ПТС-52 была передана Киевскому телецентру в 1954 г. Из хронологии начала регулярных внестудийных передач в Москве и дат изготовления первой ПТС-52 следует, что внестудийное ТВ вещание в Москве, благодаря вводу в эксплуатацию ПТС-МТЦ, началось по крайней мере на пять лет раньше. Первую ПТС типа ПТС-52 на МТЦ ввели в строй в последних числах апреля 1956 г. 1 мая того же года ПТС-МТЦ и ПТС-52 провели впервые трансляцию парада и демонстрации с Красной площади.

Накануне ввода ПТС-52 в эксплуатацию. Приемная комиссия заседает на Красной площади.

Накануне ввода ПТС-52 в эксплуатацию. Приемная комиссия заседает на Красной площади. Члены комиссии (слева направо): начальник ПТС Л. С. Лейтес, главный инженер МТЦ A. M. Варбанский, ведущий специалист ВНИИТ В. А. Давлианидзе, начальник отдела телевидения Минсвязи СССР М. И. Кривошеев.

Технические службы МТЦ (студийные и внестудийные) с каждым годом реконструировались и расширялись. С 1956 г. началось вещание по второй программе в третьем частотном канале с использованием антенны на 110-метровой башне, установленной вблизи башни Шухова. Эта антенна первоначально предназначалась для проведения опытных передач по несовместимой системе цветного телевидения (525 строк с последовательной передачей 150 цветных полей в секунду). Опытные передачи проводились непродолжительное время в 1955 г.

В конце 50-х гг. на МТЦ началось внедрение технических средств видеозаписи, что кардинально расширило технические и технологические возможности Телецентра. В первые годы на МТЦ использовались видеомагнитофоны (ВМ) фирм Ampex (США) и Bosch (ФРГ). В начальный период внедрения отечественной техники видеозаписи применялись ВМ "Кадр-1" и "КМЗИ", а затем – только ВМ типа "Кадр" разных модификаций. Впервые в стране с помощью макета ВМ "Кадр-1" разработки Всесоюзного научно-исследовательского института акустики и звукозаписи (ВНИАЗ) 20 февраля 1960 г. состоялись запись и повторная выдача в эфир по Центральному телевидению концерта из Дома звукозаписи [11].

В 1967 г. в промышленно развитых странах Европы, в том числе в СССР, началось ТВ вещание по совместимым системам цветного телевидения. С 1 октября 1967 г. МТЦ начал проводить регулярные цветные передачи по советско-французской системе SECAM.

Со второй половины 60-х гг. наиболее актуальными для МТЦ были модернизация и расширение состава технических средств для перехода на многопрограммное ТВ вещание. В 1965 г. МТЦ начал регулярные передачи по третьей (учебной) программе путем перераспределения сетки вещания для второй и третьей программ в третьем частотном канале. Башни Шухова и 110-метровая не давали перспектив для дальнейшего развертывания на МТЦ многопрограммного вещания. Шуховская башня по допустимым механическим нагрузкам не позволяла устанавливать дополнительные антенны. Существующие антенны обеспечивали уверенный прием ТВ программ в радиусе порядка 60 км, а антенна на 110-метровой башне – еще меньше.

Для многопрограммного ТВ вещания, кроме решения вопроса о размещении многих антенн " расширения дальности приема ТВ программ, требовалось построить десятки аппаратно-студийных (АСБ) и аппаратно-программных (АПБ) блоков не только для увеличения числа программ, но и для формирования хотя бы одной-двух программ в качестве общесоюзных для передачи в регионы страны (с учетом поясного времени). Сложилось также крайне сложное положение с размещением и ремонтно-профилактическим обслуживанием возраставшего с каждым годом большого парка ПТС. В общем назрела необходимость создания новых технических комплексов вне территории Шаболовки.

Во время первой видеозаписи и повторной выдачи в эфир концерта из Дома звукозаписи с помощью макета видеомагнитофона "Кадр-1". В центре В. И. Пархоменко – главный инженер ВНАИЗ.

Встреча ветеранов МГЦ, приуроченная к столетию радио 10 марта 1995 г. Сидят, слева направо: A. M. Волкова, Е. Т. Скворцова, С. Б. Альховская, Е. В. Василевская, Л. Н. Шверник, А. Н. Степанов, А. Х. Старкова, О. А. Евдокимова. Стоят, слева направо: О. И. Гудков, Р. А. Штромберг, В. С. Красулин, В. А. Бнсикалов, Л. С. Львов, С. В. Новаковский, Л. И. Бухмав, М. И. Кривошеев, В. В. Макарцев, Ф. В. Самойлов, Ю. В. Фокин, С. Д. Буневич, Л. С. Лейтес, A. M. Варбанский, Ю. С. Бухман, В. А. Евдокимов.

Такие комплексы технических средств ТВ вещания были созданы в 1967 г. В Останкино была сооружена самая высокая в мире (до 1976 г.) железобетонная башня высотой 540 м с передающими антеннами (начиная с отметки 385 м) и 13-этажный ТВ комплекс; во Владыкино – центр передвижных технических средств телевидения (ЦПТСТ). Внутри Останкинской башни разместили мощные ТВ и звуковые передатчики, приемные аппаратные (для внестудийных передач) и приемопередающие аппаратные (для междугородных). ТВ комплекс в Останкино, как главная техническая база созданного Общесоюзного телецентра, переименованного в 1970 г. в Телевизионный технический центр (ТТЦ), стал именоваться аппаратно-студийным комплексом АСК-1, а ТВ комплекс на Шаболовке (бывший МТЦ) – АСК-2. О масштабах АСК-1 красноречиво говорят такие цифры: объем – свыше 1 млн. куб. м, полезная площадь – 154 тыс. кв. м, протяженность фасада – 420 м. Технология ТВ вещания предусматривала специализацию на этапах создания, записи, монтажа и выдачи программ в эфир. К 4 ноября 1967 г. была введена в эксплуатацию первая очередь АСК, включавшего:

  • десять АСБ со студиями (одна – площадью 1000 кв. м, четыре – по 600 кв. м и пять – по 150 кв. м), одна из них для цветного вещания;
  • восемь АПБ со студиями по 60 кв. м каждая;
  • централизованные аппаратные видеозаписи (30 постов);
  • централизованную аппаратную телекино (шесть постов для пленки 35 мм);
  • центральную аппаратную (АЦ);
  • кинопроизводство и ряд других технических подразделений.

Ввод в эксплуатацию Останкинского ТВ комплекса был ознаменован рядом событий; главные из них:

  • первая программа стала Общесоюзной и, кроме Москвы, принималась по спутниковым, радиорелейным и кабельным каналам Минсвязи СССР во многих удаленных регионах страны;
  • в Москве началось вещание по четвертой программе;
  • эфирное вещание через Останкинскую башню обеспечило уверенный прием ТВ программ в радиусе 100-130 км (в зависимости от частотного канала).

Значительно улучшилось положение с внестудийной службой. В ЦПТСТ стали базироваться все передвижные технические средства МТЦ (раньше часть их размещалась на открытых площадках). В специальных боксах стоянки спецмашин были созданы технологические места подключения и настройки аппаратуры. ЦПТСТ сначала функционировал как самостоятельное предприятие, с 1970 г. – в составе ТТЦ.

В последующие годы в ТТЦ произошли коренные изменения. Отметим главные из них:

  • в конце 1977 Г. все ТВ вещание осуществлялось только в цвете;
  • в конце 70-х Центральное ТВ стало функционировать в режиме круглосуточного вещания;
  • к "Олимпиаде-80" напротив АСК-1, вблизи Останкинской башни, был построен и введен в строй Телерадиокомплекс (АСК-3) на базе отечественного оборудования цветного телевидения "Перспектива ЦТ" и аппаратуры видеозаписи на ВМ "Кадр-ЗПМ". Электронные коммутаторы видео- и звуковых каналов для Центральной аппаратной, звуковое оборудование АПБ и РВ аппаратных были изготовлены ведущими зарубежными фирмами;
  • кардинально изменился состав внестудийных средств ТТЦ. Большинство ПТС было укомплектовано портативными ВМ. Новым в технологии стало использование передвижных звуковых станций (ПЗС), что обеспечило нормальные условия работы звукорежиссеров. Широкое распространение получили тележурналистские комплекты (ТЖК). И, наконец, существенные изменения произошли в оснащенности каналов передачи ТВ и звуковых сигналов с места трансляции на телецентр: ТТЦ получил передвижные радиорелейные станции (ПРС) в диапазоне 7230... 7750 МГц, двухканальные (дуплексные);
  • в начале 70-х годов внестудийные технические средства ТТЦ стали проводить международные передачи, используя перевозимый радиопередающий комплекс "Марс" (разработки НИИР) для подачи сигналов с места трансляции на ИСЗ системы "Орбита". Первая серия таких передач проводилась из Дели в ноябре 1973 г., затем из Гаваны и Улан-Батора. По аналогичной схеме 24 августа 1994 г. впервые в мире состоялся прямой ТВ репортаж с Северного полюса, когда сигналы с камер ПТС, установленной на атомном ледоколе "Ямал", и репортажной камеры на вертолете передавались через малогабаритный радиопередающий комплекс "Полюс" на ИСЗ системы "Орбита";
  • в начале 90-х гг. введено в эксплуатацию несколько аппаратных комплексов фирмы BTS для информационных программ в АСК-3 ("Время", "Новости") и в АСК-1 (для художественных программ);
  • в последние годы введены в строй несколько полностью цифровых АСБ фирм Panasonic и Sony;
  • внедрен комплекс АПБ с автоматизированной выдачей программ в эфир (для основной программы ОРТ и ее четырех дублей для регионов);
  • стали широко внедряться новые технические средства, основанные на применении цифровой и компьютерной технологии.

В заключение необходимо отметить, что с начала 90-х гг. из ТТЦ стали выделяться отдельные структурные подразделения. Например, в 1991 г. в состав Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК) вошел АСК-2 на Шаболовке, а в АСК-1 непрерывно создаются уже не принадлежащие ТТЦ новые аппаратно-студийные комплексы (в компаниях НТВ, ТВ-6, ТВ-Центр и др.). Сегодня ТТЦ обеспечивает на своей технической базе производство программ более чем 80 телекомпаний.

Перспективными планами, несмотря на финансовые трудности ТТЦ, предусматривается внедрение новых технических средств и новейших технологий. Весьма актуальным становится вопрос подготовки Телецентра к внедрению цифрового ТВ вещания высокой четкости.

Литература

  1. Корчмар А. И. Московский телевизионный центр // Техника связи. – 1938. – № 9-10. – с. 6-10.
  2. Новаковский С. В. Московский телецентр на Шаболовке и развитие электронного телевидения в СССР // Электросвязь. – 1991. – №10. – с. 17-19.
  3. Штромберг Р. Л. Телевидение в народном хозяйстве // Радио. -1955. -№3: – с. 45-47.
  4. Бурлянд В. А., Володарская В. Е., Яроцкий А. В. Советская радиотехника и электросвязь в датах. – М.: Связь, 1975. – 189 с.
  5. Телевидение и радиовещание СССР. – М.: Искусство, 1979. – 295 с.
  6. Гаврилова И. Четверть века спустя // Советское радио и телевидение. – 1964. – № 6. – с. 4-5.
  7. Казначеев Ю. И. Обоснование проекта телевизионного стандарта СССР. – М.: 1944, рукопись, 64 с.
  8. Чирков Е. Л. Телевидение и только телевидение // Техника кино и телевидения. – 1991. – № 10. – с. 3-11.
  9. Варбанский А. М. Радиорелейные линии передвижных телевизионных станций // Вестник связи. – 1953. – № 4. – с. 12-14.
  10. Лейтес Л. С., Львов Л. С. К 50-летию внестудийного ТВ вещания в стандарте 625 строк // Техника кино и телевидения. – 1999. – № 8. – с. 84-87.
  11. Гончаров А. В., Лишин Л. Г., Мкртумов А. С., Пархоменко В. И. Развитие видеозаписи в СССР // Радиотехника. – 1991. – № 9. – с. 42-47.

Статья опубликована в журнале "Электросвязь" №12, 1999 г., стр. 42.
Перепечатывается с разрешения редакции.