Московский Технический Университет Связи и Информатики: «День открытых дверей»
История развития электросвязи

Московский Технический Университет Связи и Информатики: «День открытых дверей»

Интервью с ректором МТУСИ профессором В. В. Шахгильдяном

- Ваган Ваганович! Вы уже более 12 лет ректор самого главного в стране телекоммуникационного вуза, а как известно, именно телекоммуникации можно отнести сегодня к одной из самых динамично развивающихся областей техники. Нет сомнения в том, что и МТУСИ не стоит в стороне от этого процесса. Поэтому первый вопрос достаточно традиционный: что представляет собой современный технический университет, готовящий кадры специалистов для отрасли?

Ваган Шахгильдян

- Московский технический университет связи и информатики - это многопрофильное высшее учебное заведение. В нем готовят специалистов практически всех специальностей в области телекоммуникаций и информатики, которые сегодня no-существу сливаются в единое целое. Как современные средства связи не могут эффективно работать без развитых компьютерных технологий, так и информационные процессы немыслимы без реализации новейших телекоммуникационных решений.

Переход страны к рыночной экономике заставил нас быстро реагировать на потребности рынка и открывать новые специальности. Только за последнее время были открыты такие из них, как "Компьютерные сети", "Программные продукты", "Защита информации в телекоммуникационных сетях", "Международная экономика", "Бухгалтерский учет и аудит", "Радиофизика и электроника", "Аудиовизуальная техника" и другие - т. е. те специальности, которые наиболее востребованы рынком.

Следует отметить, что динамизм в этой сфере деятельности Университета характерен сегодня для многих вузов страны, стремящихся идти в ногу со временем, активно и эффективно работать в новых экономических условиях.

Мы перестроили всю традиционную систему образования, сделав ее многоуровневой. За первые четыре года учебы в МТУСИ студенты получают базовое образование, а затем, уже имея диплом бакалавра, могут самостоятельно выбирать, какое образование им необходимо для дальнейшей деятельности. Можно учиться еще год и получить диплом инженера, либо, при желании заниматься научной работой, - два года и получить диплом магистра.

Такая двухступенчатая система потребовала разработки новых учебных планов, программ, изменения лекционных курсов, читаемых в Университете. Причем эта объемная работа коснулась практически всех специальностей. Она проводится с тем, чтобы первые четыре года обучения в вузе действительно стали фундаментом высшего образования.

Огромные просторы России требуют новых подходов к распространению знаний с использованием новых информационных технологий. В последние годы интенсивно внедряется программа перехода заочного образования на дистанционную форму обучения. Такая форма образовательной деятельности широко распространена на Западе, где многие высшие учебные заведения создали так называемые "открытые университеты", что дало возможность значительно приблизить образовательный процесс к обучающимся.

МТУСИ имеет сегодня два филиала - в Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Именно благодаря дистанционной форме обучения, мы пытаемся приблизить образовательный процесс к рабочим местам студентов, занимающихся в этих филиалах. Широкое же использование цифровых телекоммуникационных каналов, возможностей Интернета помогает успешно решить эту задачу, сделать образовательный процесс более динамичным. В этом направлении наш Университет достиг определенных успехов.

Еще одна немаловажная сторона образовательного процесса - повышение квалификации специалистов. Как известно, именно рыночная экономика обусловливает необходимость быстрой смены профессиональной деятельности тех или иных специалистов, что заставляет их повышать свою квалификацию, в том числе - в различных учебных заведениях. И здесь роль Института повышения квалификации (ИПК) при МТУСИ, оснащенного самым современным оборудованием, трудно переоценить. Тем более, что речь идет об одной из наиболее динамично развивающихся областей техники - инфокоммуникации.

Весьма важна для развития Университета роль собственной научной базы - Научного центра, который позволяет студентам начинать исследовательскую деятельность буквально со студенческой скамьи, а нашим преподавателям - работать в нем, причем заниматься изучением вопросов и разработкой аппаратуры по самым перспективным направлениям.

Кроме того, Научный центр, благодаря своей основной деятельности, связанной с заказными работами, оказывает Университету существенную материальную поддержку.

- Какие разработки представляются Вам наиболее востребованными отраслью?

- Научный центр отвечает на запросы, которые ставит практика перед наукой. Особенно интересны разработки в области подвижной связи, защиты информации, IP-телефонии, электронного ведения бизнеса. Ведь именно уровень развития новых технологий определяет возможность интеграции телекоммуникаций страны в мировое информационное общество. Заказчиками же разработок выступают Минобороны, Минсвязи России, ФАПСИ, Ростелеком, другие организации и ведомства.

В последние годы в Университете получили развитие новые образовательные формы. В партнерстве с крупнейшими, наиболее авторитетными в мире фирмами, производящими телекоммуникационное оборудование, такими как Alcatel, Italtel, NEC, Ericsson, Cisco Systems и др., создан целый ряд учебных центров. Сегодня их уже семь. Следует отметить, что перечисленные фирмы активно работают на российском рынке и заинтересованы в продвижении своей продукции в регионы. этих центрах, оснащенных новейшим оборудованием, не только повышают квалификацию специалисты российских компаний-операторов, закупающих оборудование у вышеназванных фирм, но и обучаются студенты, причем и те и другие получают доступ к самым современным технологиям. Эти центры успешно поддерживают имидж Университета как крупнейшего высшего учебного заведения Российской Федерации в области телекоммуникаций и информатики.

Надо сказать, что для Университета характерны и другие виды деятельности, например с использованием земной станции спутниковой связи. Станция установлена на подмосковном полигоне и является собственностью Университета. Важно, что она используется как для обучения студентов, преподавателей, стажеров Университета, так и в коммерческих целях, для связи со странами Европы и США.

Уже несколько лет Университет занимается и сертификационной деятельностью. При МТУСИ открыты два сертификационных центра, в которых осуществляются испытания оборудования, закупаемого операторами для оснащения сетей связи. Работа в центрах ведется под контролем Управления сертификации Минсвязи России.

- Известно, что многие центры сертификации испытывают трудности с измерительной аппаратурой, особенно с приборами, предназначенными для оценки специфических параметров. Ведь в случае, если измерительная база центров не соответствует требуемому уровню, они не имеют права на сертификационную деятельность. Как Вам удается решать эти проблемы?

- Действительно, сегодня это серьезная проблема для многих структур, занимающихся сертификационной работой. Что касается наших центров, то оснащение их соответствующей измерительной аппаратурой осуществляется нами не без поддержки наших партнеров, бизнес которых развивается в России, в основном тех фирм, которые создавали наши учебные центры. Именно благодаря партнерам, которые оснащали эти центры современным оборудованием, мы и поддерживаем на должном уровне наши сертификационные службы, т. е. опираемся на зарубежную измерительную технику. В результате в сертификационные центры при МТУСИ можно обращаться по вопросам испытаний оборудования практически всех видов электросвязи.

- И все-таки какие учебно-методические работы МТУСИ на Ваш взгляд наиболее значимы сегодня?

- Сейчас силами профессорско-преподавательского состава Университета ведется большая, напряженная работа, связанная с коренным изменением учебных планов и программ. Ведь Университет является головным вузом в ряду 28 учебных заведений России, где имеются телекоммуникационные специальности, и осуществляет координационную деятельность. В рамках учебно-методического объединения (УМО), с учетом потребностей отрасли, мы разрабатываем учебные планы и программы, которые затем рекомендуются другим вузам, координируем издательскую деятельность.

Остановимся на вопросах интеграции среднего специального и высшего образования. Это очень интересное направление. Оно характерно не только для нашего университета. Как известно, при МТУСИ работает Колледж связи (ранее - техникум), и надо, чтобы окончившие его ребята, т. е. те, кто получил среднее образование, могли обучаться в вузе по ускоренной программе. Вот ее и необходимо постоянно совершенствовать, т. е. при подготовке специалистов высшей квалификации мы стремимся наиболее полно использовать тот фундамент знаний, который студенты приобрели в колледже. Этой цели и служат новые учебные планы, соответствующие такому интегрированному образованию.

- Ваган Ваганович! Перечисляя основные виды образовательной деятельности, Вы упомянули о дистанционной форме обучения. Расскажите подробнее о том, каким образом она будет развиваться и находит ли поддержку в Минсвязи России?

- Как я уже говорил, более трех лет Университет серьезно занимается разработкой программ дистанционного образования. Создан весь пакет методической литературы, лекционных материалов, адаптированных к новой технологии обучения. Ведь лекция, читаемая "у доски", отличается от читаемой перед невидимой аудиторией и передаваемой затем по телекоммуникационным каналам.

Надо сказать, что эта работа поддержана руководством Регионального содружества в области связи как весьма важная для совершенствования телекоммуникационного образования в странах СНГ. Создана Программа единого дистанционного образования для стран СНГ, получившая поддержку Международного союза электросвязи. МСЭ выделил определенные средства, и вот уже мы все вместе работаем над созданием корпоративной сети дистанционного образования. При поддержке Исполкома РСС мы провели несколько семинаров, несколько пробных сеансов связи. Эта работа была с интересом воспринята не только специалистами в области телекоммуникационного образования, но и всеми, кто приветствует новые технологии в образовательном процессе.

Опираясь на эти наработки, мы выдвинули идею создания "виртуального университета", а затем - "виртуального города" знаний - более высокой ступени технологического цикла. Причем, если "виртуальный университет" - это по существу "распределенный" университет, где собраны все курсы и программы вузов, которые работают в области телекоммуникаций, то "виртуальный город" можно расценивать уже как "город знаний", где будут улица математики, площадь физики, проспект медицины и пр., куда с использованием новых технологий можно "зайти" и получить необходимые образовательные услуги.

- Вы упомянули о корпоративной сети: как она строится? Вернее, как процесс дистанционного обучения реализуется на практике?

- Дистанционное обучение можно осуществить с использованием трех форм. Одна из них, так называемая "кейсовая форма", заключается в том, что студент получает чемодан, в котором находится вся необходимая литература, проработав которую он сдает экзамен. Это простая форма, она близка к хорошо известной традиционной заочной форме обучения.

Вторая - широкое использование сети "Интернет", которая сегодня достаточно интенсивно развивается и в России. Но Интернет не позволяет все-таки сделать образовательную деятельность столь же эффективной, как при непосредственном общении студента и преподавателя, т. е. обеспечить реальный диалог.

Поэтому наиболее привлекательной представляется третья форма - с использованием ISDN-каналов. При наличии у студента соответствующего терминала лектор как бы "приходит" к студенту в дом.

Однако самая целесообразная и эффективная, на мой взгляд, - коллективная форма дистанционного обучения, когда группа студентов собирается в аудитории, оборудованной современной цифровой аппаратурой, обеспечивающей интерактивный канал с Университетом. Для такой аудитории могут читаться лекции, проводиться лабораторный практикум. При этом возможен такой же диалог с лектором или преподавателем, как при непосредственном общении с ним в стенах Университета. Показательные сеансы таких коллективных занятий в присутствии большого числа ректоров Москвы мы провели с Тулой, Новосибирском, Нижним Новгородом. И, надо сказать, первые лица вузов с интересом восприняли и поддержали идею создания "города знаний".

- Можно ли количественно оценить востребованность такого вида образования? Может быть, речь идет лишь о единичных показательных сеансах?

- Сегодня мы уже занимаемся ежедневной рутинной работой, предлагая заочникам (а их около 3000) две формы образования на выбор - либо традиционную, при которой заочник вынужден несколько раз выезжать в Москву, отрываясь от основной работы и дома, что кстати сегодня весьма дорого, либо альтернативную - с использованием новой технологии. Однако мы не преследуем цели перевести всех заочников на новую форму обучения, хотя сегодня более 40 человек занимаются у нас в интерактивном режиме. Но я уверен, что в будущем число студентов, предпочитающих дистанционную форму обучения, непременно возрастет.

- И еще. Хотелось бы коснуться защиты диссертаций - и докторских и кандидатских. Ведь их числом всегда гордилась отечественная наука.

- Сегодня конкурс в аспирантуру в 2-2, 5 раза превышает конкурсы предыдущих лет. Это говорит о том, что происходит некая "переоценка ценностей" даже в условиях рынка. А что касается диссертаций, то, на мой взгляд (а я многие годы возглавляю Специализированный совет), их число по-прежнему велико.

Заканчивая нашу беседу, хочу отметить, что Университет находится на подъеме, но имеются и трудности, как, впрочем, и в любом учебном заведении. Они, в первую очередь, связаны с государственным финансированием. Средств, выделяемых государством на образование сегодня, недостаточно. И, тем не менее, профессорско-преподавательский состав нашего Университета делает все возможное, чтобы образование в МТУСИ качественно соответствовало интересам отрасли связи и информатики, потребностям страны и целям вхождения России в постиндустриальное общество.

Беседовала И. Ковалева

28 февраля ректору Московского технического университета связи и информатики доктору технических наук, академику Российской инженерной академии и ряда отраслевых академий, профессору Вагану Вагановичу Шахгильдяну исполнилось 65 лет. Редколлегия нашего журнала, в которой Ваган Ваганович работает уже более четверти века, сердечно поздравляет юбиляра и желает ему здоровья, творческих успехов, а руководимому им вузу - дальнейшего процветания.

Статья опубликована в журнале "Электросвязь" №3, 2000 г., стр. 4.
Перепечатывается с разрешения редакции.