Личность, свобода и развитие телевидения
История развития электросвязи

Личность, свобода и развитие телевидения

Жить гению в цепях не надлежит,
Великое равняется свободе,
И движется вне граней и орбит,
Не подчиняясь людям, ни природе.
Великое без Солнца не цветёт:
Происходя от солнечных истоков,
Живой огонь снопом из груди бьёт
Мыслителей, художников, пророков.
Без воздуха и смертному не жить,
А гению бывает мало неба:
Он целый мир готов в себе вместить,
Он, сын Земли, причастный к силе Феба

Александр Чижевский, 1921

Введение

Роль личности в истории общества необыкновенно велика. Одним из важных условий её расцвета является свобода, которая стимулирует возникновение в государстве творческой атмосферы, когда люди-созидатели могут оказывать решающее влияние на реализацию своих идей. Каждый человек, независимо от происхождения, несет в себе данный ему свыше творческий дар, хотя, разумеется, разные люди наделены им в большей или меньшей степени. Созидателей всегда мало. Они, как правило, альтруисты, так как творят в силу своей природы, а не для того, чтобы обрести славу, положение в обществе, богатство и т. п. Жизненный путь их часто тернист, так как новые идеи в обществе встречают нередко недоверием. Творцам приходится преодолевать многочисленные препятствия, и реализации своих идей они посвящают всю жизнь. Часто они бросают успешную карьеру и устремляются в неведомое. Некоторые подобные примеры рассмотрены в [1], где показано, что основателями основных направлений электросвязи (электромагнитного телеграфа, телефонной и радиосвязи и коммутации каналов), имеющей в современном обществе исключительное значение, являются дилетанты, которые, уже имея твердое положение в обществе, оставили свою специальность, и все силы приложили для воплощения новых идей в жизнь.

Далеко не всегда общество воздает должное таким людям. Нередко в силу разных условий они не достигают своей цели, а к тем же идеям, в другое время и в другом месте приходят более удачливые изобретатели, имена же первопроходцев, к сожалению, стираются из памяти потомков. Однако своей трудной жизнью, полной активной воли, полета и инициативы, творцы доказывают, что назначение человека – превращение судьбы в миссию.

Созидатели принадлежат к интеллектуальной элите общества, одной из важнейших задач которого является создание благоприятных условий для работы и творчества. Эти условия не сводятся только к финансовой поддержке гениев. Общество должно быть, в первую очередь, свободным. Эту мысль прекрасно выразил выдающийся российский учёный Александр Чижевский в своем стихотворении, взятом эпиграфом к данной статье. При советской власти жизнь ученого, так же как и многих его выдающихся соотечественников, сложилась трагически. Бюрократическое, а тем более, тоталитарное общество, ставит столь высокие преграды на пути творческой личности, что в нём развитие науки и культуры существенно тормозится. Это проявляется не только в многочисленных бюрократических препонах в реализации новых идей, но и в том, что в результате отсутствия свободы нарушаются контакты между творческими личностями, живущими как в данной стране, так и за её пределами. Используя административные методы управления наукой, тоталитарное государство искажает структуру научного сообщества, незаслуженно причисляя к научной элите людей, которые входят в номенклатуру. В результате в общественной жизни, науке и экономике наступает застой, постепенно исчезают отечественные научные школы, где опыт и знания пассионарии передают следующим поколениям.

Россия – не только одно из крупнейших государств мира с колоссальными природными ресурсами. Она необыкновенно богата талантливыми людьми, которые выдвигали пионерские научные идеи в XIX и XX столетиях. Именно в России были высказаны идеи создания электромагнитного телеграфа и беспроводной связи, здесь был осуществлен первый в мире запуск искусственного спутника Земли. Можно назвать множество ярких идей, предложенных отечественными учёными и инженерами, которые могли бы выдвинуть нашу страну в число мировых лидеров в области высоких технологий.

К сожалению, этого не произошло. Крупнейшие достижения наших учёных и инженеров часто не были востребованы на Родине. И сегодня известные производители телекоммуникационного оборудования, в том числе и телевизионного, работают в США, Европе, Японии, Южной Корее, в последние годы такие компании стали возникать и в Китае, мы же традиционно отстаем.

В данной статье мы ограничимся анализом ситуации только в одной области техники – телевидения, которое в XX столетии бурно развивалось, и расскажем о том, как сложились на Родине судьбы некоторых из отечественных изобретателей и учёных: изобретателя первой в мире системы цветного телевидения А. А. Полумордвинова, основоположника системы электронного телевидения Б. Л. Розинга, изобретателя чересстрочной развертки Л. С. Термена, разработчика одной из первых полностью электронных телевизионных систем Б. П. Грабовского, изобретателя первой в мире телевизионной передающей трубки с накоплением заряда А. П. Константинова и изобретателя первой в мире системы магнитной записи видеосигналов Б. А. Рчеулова.

Изобретатели и ученые России в области телевидения

Н ад развитием телевизионной техники в России активно и плодотворно работали многие ученые и инженеры [2, 3]. Среди крупнейших отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие телевидения в нашей стране, следует отметить: проф. Г. В. Брауде, создавшего теорию отрицательной комплексной обратной связи в усилителях, теорию противошумовой коррекции широкополосных ТВ-усилителей; сделавшего ряд важных изобретений, проф. П. В. Шмакова, создавшего совместно с П. В. Тимофеевым супериконоскоп, и заложившего основы стерео- и объёмного телевидения; проф. М. И. Кривошеева, пионера в области метрологического обеспечения ТВ-систем, многие годы руководившего в Международном Союзе Электросвязи разработкой мировых стандартов на современные ТВ-системы; проф. С. В. Новаковского, работавшего в разные годы главным инженером Московского телецентра, директором МНИТИ, одного из участников разработки проекта ТВ-стандарта на 625 строк, принятого впоследствии многими странами и др.

А. А. Полумордвинов (1874—1942 гг.)

Первая в мире механическая система цветного телевидения с диском Нипкова, предвосхитившая современные системы, основанные на теории трехкомпонентного цветового зрения, была предложена 5 января 1900 г.

А. А. Полумордвинов

А. А. Полумордвинов

Александром Апполинариевичем Полумордвиновым – лаборантом Казанского университета [4]. В том же месяце он доложил о своем изобретении на «Первом электротехническом съезде», проходившем в Петербурге. На съезде присутствовали видные отечественные ученые (А. С. Попов, П. С. Осадчий, Б. Л. Розинг, К. Д. Перский и др.), которые дали высокую оценку этому изобретению.

В Казани А. А. Полумордвинов попытался самостоятельно собрать изобретенное им устройство. Ему даже удалось получить от военного министра субсидию – 2000 руб. на его изготовление. Однако достать необходимые детали, заказав их у отечественных или зарубежных фирм, ему так и не удалось.

Английский предприниматель и ученый Д. Бэрд, долгое время занимавшийся теоретическими разработками телевидения, купил у А. А. Полумордвинова патент на систему цветного телевидения. После некоторых усовершенствований ему удалось в 1925 г. провести серию лабораторных испытаний системы передачи цветного изображения на расстояние, а в 1928 г. он организовал общественный просмотр этой системы. На Западе именно Д. Бэрд считается изобретателем цветного телевидения, хотя он сам всегда ссылался на русского изобретателя и неоднократно пытался найти А. А. Полумордвинова в России, но ему это не удалось.

Начиная с 1911 г., А. А. Полумордвинов жил в Вятке. Он занимал ответственные должности в разных отраслях народного хозяйства, был городским архитектором, принимал активное участие в составлении проектов и схем электрических установок и в других важных разработках. Однако телевидением ему больше заниматься не пришлось.

Постепенно изобретение А. А. Полумордвинова и его имя были преданы забвению. Только в 60-е годы XX в. в нашей стране появились публикации о нём, как об изобретателе системы цветного телевидения.

Б. Л. Розинг (1869—1933 гг.)

Б. Л. Розинг
Б. Л. Розинг

Крупнейшей фигурой в истории развития телевидения является преподаватель кафедры физики Петербургского технологического института Борис Львович Розинг [5]. С его именем связано начало работ по созданию электронных систем телевидения. В 1907 г. он получил “Привилегию на способ электрической передачи изображений”. В системе Б. Л. Розинга в передающем устройстве для преобразования изображения в электрический сигнал использовался диск Нипкова, а для обратного преобразования применялась электронная трубка Брауна. Б. Л. Розинг активно работал над реализацией своего изобретения и в 1911 г. создал экспериментальную установку, на которой демонстрировал передачу простых геометрических фигур, а также движения руки группе петербургских физиков, среди которых был В. К. Зворыкин – студент Технологического института, ставший впоследствии его учеником.

Работы Б. Л. Розинга получили мировое признание. Этому способствовал, в частности, В. К. Зворыкин, эмигрировавший после Октябрьской революции в США и ставший ведущим учёным в области телевидения. За пионерские работы в этой области Русское техническое общество присудило Б. Л. Розингу Золотую медаль и Премию им. К. Ф. Сименса. Однако в России, а позже в СССР его исследования финансировались очень слабо.

Весьма трагически сложилась судьба Б. Л. Розинга при советской власти. Хотя в СССР он, как крупнейший в мире специалист в области телевидения, несколько лет был союзным экспертом, его в 1931 г. выслали на три года в северные районы страны без права работать. Причина высылки состояла в том, что он одолжил деньги своему знакомому, обвиненному вскоре в контрреволюционной деятельности. Это было расценено, как финансирование подпольной организации, враждебной советской власти. Некоторое время ученый мыкался в Котласе, где ему удавалось читать рабочим лекции по физике, писать научно-популярные статьи в местные газеты. Позже его перевели в Архангельск, и он получил возможность продолжать свою работу. Б. А. Розинг разрабатывал прибор для ориентации слепых, думал создать прибор для записи звуков сердца (кардиограф) и передать его в местные больницы, продолжал работы по телевидению. Жил он очень скудно и в 1933 г. скончался от инсульта. В 1957 г. Б. Л. Розинг был посмертно реабилитирован, а после развала СССР его имя было внесено в список почетных граждан С.-Петербурга.

Л. С. Термен (1896—1995 гг.)

Л. С. Термен

Л. С. Термен

Крупным отечественным изобретателем являлся Лев Сергеевич Термен, получивший мировую известность как основоположник электронной музыки [6]. В середине 20-х годов XX в. он сконструировал оригинальную установку для передачи изображений, в которой им впервые была применена чересстрочная развертка, позволяющая при заданном количестве строк изображения в два раза увеличить его четкость. Такая развертка применяется сегодня во всех действующих системах телевидения. Она была очень высоко оценена современниками. Академик А. Ф. Иоффе в интервью, данном в 1926 г. журналу “Огонек”, сказал: “Открытие Л. С. Термена огромно и всеевропейского размаха. Я особенно подчеркиваю ту непомерную работу, которую проделал Л. С. Термен, кропотливо испытывающий каждую деталь своего изобретения и закончивший его за полгода”. Высоко оценил эту разработку и знаменитый изобретатель электронного телевидения Б. Л. Розинг

В 1927 г. Л. С. Термен демонстрировал свою установку советским военачальникам – Ворошилову, Тухачевскому и Буденному, которые с восторгом наблюдали на экране Сталина, идущего по кремлевскому двору. Однако, несмотря на столь высокую оценку изобретения Л. С. Термена, в нашей стране оно в те годы применения не нашло.

Изобретение засекретили, но финансирования не открыли. Поэтому позже эта идея была реализована другими (подробно о судьбе Л. С. Термена см.: Ученый и государство — удивительная судьба Л. C. Термена).

Б. П. Грабовский (1901—1966 гг.)

Б. П. Грабовский

Б. П. Грабовский

Драматическим примером трудностей, с которыми сталкивались отечественные изобретатели при попытке реализовать свои идеи на Родине, является история разработки первого в мире проекта полностью электронной ТВ-системы. Проект её был предложен лаборантом Среднеазиатского университета в Ташкенте Борисом Павловичем Грабовским [2, 7]. Телевидением он “заболел” после того, как прочел случайно попавшуюся ему брошюру Б. П. Розинга “Электронная телескопия”.

К концу 1925 г. Б. П. Грабовский, инженер В. И. Попов и преподаватель физики Н. Г. Пискунов разработали проект ТВ-системы с электронно-лучевыми трубками в передатчике и приемнике. Проект включал все основные элементы современной телевизионной системы. Свою разработку Б. П. Грабовский назвал “радиотелефот”. В экспертизе системы участвовали ведущие отечественные ученые: академики М. В. Шулейкин и А. А. Чернышев, Б. Л. Розинг и др. Проект получил одобрение, и на основе заключения экспертной комиссии было принято решение поручить изготовление действующего макета ТВ-установки Электровакуумному заводу Треста заводов слабого тока. Изобретатели заключили с заводом договор о сопровождении разработки макета. Срок договора был нереально коротким – всего три месяца, а на реализацию проекта выделена очень небольшая сумма – 1500 руб. С самого начала изобретатели столкнулись с нежеланием администрации завода работать над реализацией системы. Их попытки воздействовать на руководство завода через вышестоящие инстанции никакого успеха не имели, и, вполне естественно, через три месяца действующий макет системы создать не удалось. Несмотря на то, что специалисты и, в частности, Б. Л. Розинг заявляли, что изобретателям надо предоставить дополнительное время на завершение работ, они были прекращены.

Энтузиазм Б. П. Грабовского и его коллег позволил им добиться в Узбекистане возможности продолжить свою работу. В 1927 г. они смогли, наконец, продемонстрировать специалистам действующий макет системы. Демонстрация была успешной: впервые было принято движущееся изображение человека, а также трамвая.

Правда, качество изображения на данном этапе работ было невысоким.

Изобретатели решили привезти действующую систему в Москву с тем, чтобы, продемонстрировав её специалистам, добиться продолжения работ по её совершенствованию. К сожалению, во время перевозки аппаратуры в Москву были разбиты некоторые её узлы, и восстановить её не удалось. Такая система была создана только в 1930 г. эмигрантом из России В. К. Зворыкиным.

После пережитого Б. П. Грабовский тяжело заболел, а выздоровев, переехал с семьей в Бишкек. Но к работам, связанным с телевидением, изобретатель больше не возвращался. Продолжая активно работать, он получил 12 авторских свидетельств, некоторые из них нашли практическое применение.

В 1961 г. Б. П. Грабовскому случайно попалась книга Митчела Уилсона “Брат мой, враг мой”, в которой романист приписал американцам конкретное изобретение, запатентованное Борисом Павловичем ранее. Он написал в американскую газету письмо, в котором рассказал о своих давних экспериментах. Вскоре известие об этом появилось в газетах Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Токио. С признанием приоритета Б. П. Грабовского на изобретение электронного телевидения выступил президент Международной ассоциации прессы по радиотехнике и электронике Е. Айсберг. Во французском журнале “Телевисион” за 1965 г. он написал: “Фактически стопроцентная телевизионная система, которая использует трубки с катодными лучами, была предложена ещё в 1925 году российскими изобретателями Б. Грабовским, В. Поповым, Н. Пискуновым. Затем Б. Грабовскому удалось смонтировать и окончательно доработать “телефот” и в 1928 г. успешно завершить свои опыты. К сожалению, прекрасное изобретение не было достойно оценено в годы, когда господствовали механические системы телевидения...”.

Так через 40 лет ранние работы Б. П. Грабовского получили, наконец, общественное признание. Академия наук СССР и специализированная организация ООН по вопросам науки, образования, культуры – ЮНЕСКО высоко оценили вклад Б. П. Грабовского и его коллег в развитие электронного телевидения. В 1965 г. Б. П. Грабовскому было присвоено почетное звание “Заслуженный изобретатель”.

А. П. Константинов (1895—1937 гг.)

А. П. Константинов

А. П. Константинов

Очень печальна судьба крупного отечественного изобретателя в области телевидения Александра Павловича Константинова. В 1930 г. он независимо от В. К. Зворыкина изобрел первую в мире электронную передающую трубку с накоплением заряда [8, 9]. А. П. Константинов был авторитетным специалистом в области телевидения. В Ленинградском физическом институте он принимал участие в разработке системы телевидения Л. С. Термена, который был женат на его сестре.

В 1935 г. был создан ВНИИТ (Всесоюзный НИИ телевидения). Его директор старался собрать у себя всех высококвалифицированных специалистов, перешел в этот институт и А. П. Константинов. Ему было поручено руководство работами, связанными с созданием оборудования для Ленинградского телецентра. В 1936 г. он должен был в составе советской делегации выехать в США для ознакомления с разработками в области электронного телевидения крупнейшей в мире фирмы RCA (Американская радиокорпорация). Однако незадолго до поездки его арестовали. Позже были арестованы и другие специалисты института, среди которых следует назвать одного из крупнейших отечественных специалистов проф. Я. А. Рыфтина. Всех арестованных обвиняли во вредительской деятельности, а А. П. Константинову было предъявлено обвинение в попытке изготовить сейсмическую бомбу для убийства Сталина. В 1939 г. дело было закрыто, и все специалисты были освобождены, кроме А. П. Константинова, который был расстрелян в 1937 г. Реабилитировали его только после смерти И. В. Сталина в 1956 г.

Б. А. Рчеулов (1899—1942 гг.)

Б. А. Рчеулов

Б. А. Рчеулов

Русские ученые были первыми изобретателями крайне необходимых для телевизионной техники устройств – видеомагнитофонов. Один из них – Борис Александрович Рчеулов жил и работал в СССР, а другой – A . M . Понятов, после окончания гражданской войны эмигрировал в США [10]. Б. А. Рчеулов родился в Тифлисе – в семье офицера царской армии. Его крестным отцом был сам Ф. И. Шаляпин. Б. А. Рчеулов окончил Технологический институт и был призван в Красную Армию. Заведуя фотокинематографическим бюро, Б. А. Рчеулов занимался проблемами звукового кино и телевидения. В 1922—1924 гг. им был сделан ряд изобретений, которые позволили записывать и воспроизводить визуальные и звуковые сигналы. Об этих изобретениях высоко отзывались ведущие отечественные специалисты: академики П. П. Лазарев, А. Ф. Иоффе, Н. Д. Папалекси, А. И. Берг, профессора И. Г. Фрейман, А. А. Петровский, Н. Н. Циклинский, А. Ф. Шорин. Об одном изобретении Б. А. Рчеулова, которое он назвал “ультра-телеоптикон”, академик А. Ф. Иоффе дал в 1923 г. такой отзыв: “Задачу передачи изображений на расстояние я считаю вполне осуществимой при современном состоянии техники при помощи тех методов (фотоэлемента и усилителя), которые предлагает в своем “ультрателеоптиконе” Б. А. Рчеулов. Исключительная энергия и изобретательность, проявленная Б. А. Рчеуловым, и научная помощь проф. А. А. Петровского позволяют думать, что эта задача может быть ими разрешена. Ввиду большого значения изобретения я считал бы необходимым предоставить для разработки прибора необходимые средства и создать благоприятные условия для успешного и быстрого осуществления поставленной задачи”. Некоторое время Б. А. Рчеулов работал над реализацией своего проекта в институте проф. А. А. Петровского. Однако из-за отсутствия финансирования эти работы вскоре были приостановлены. Б. А. Рчеулов стал думать о зарубежном инвесторе.

В 1926 г. ему удалось выехать в Англию, где он почти год работал над реализацией своих идей. Неожиданно финансовую помощь ему оказал знаменитый скрипач Яша Хейфец. За девять месяцев пребывания в Англии Б. А. Рчеулов получил патенты на свою систему телевидения с магнитной записью сигналов в Англии, США, Франции и Германии. Благодаря спонсорской помощи Я. Хейфеца ему удалось выполнить крупные экспериментальные работы.

В 1927 г. были разорваны дипломатические отношения между СССР и Великобританией, и учёному отказали в продлении визы. Он вернулся на Родину, где ему, как сыну царского полковника, не доверяли. Б. А. Рчеулов некоторое время преподавал физику в военной школе, позже, после увольнения в запас, занялся разработкой телевизионной системы. Его попытки заинтересовать своим изобретением государственные органы успеха не имели. В 1929 г. ради заработка он поступил на телефонный завод “Красная Заря” в качестве конструктора. Им были сделаны несколько изобретений в области автоматической телефонной связи, оптики, фотографии, аэрофотосъемки.

Начиная с 1931 г., он часто меняет работу, не задерживаясь на одном предприятии более года. Чаще всего поводом для увольнения служило сокращение штата, хотя с каждого места работы он получал прекрасную характеристику. Причина его увольнений состояла в том, что в 1931 г. его отец был репрессирован, и отделы кадров предприятий, получив об этом информацию, избавлялись от “нежелательного элемента”. Ни одно из его изобретений не было воплощено в жизнь. Выдающийся ученый и изобретатель скончался в блокадном Ленинграде в 1942 г. Пионерские идеи записи и консервации телевизионных сигналов были реализованы только много лет спустя, после его смерти.

• • •

Следует отметить, что, хотя телевидение было одним из приоритетных направлений развития техники в нашей стране, финансирование его велось крайне нерегулярно и далеко не в том объёме, который был утверждён правительством. Изобретатели не искали неправительственные источники финансирования своих разработок в области телевидения, так как таких в стране просто не существовало. Поэтому им редко удавалось воплотить свои идеи на Родине. Только государственная поддержка, которой удавалось добиться немногим, давала изобретателям единственный шанс реализации своих идей. В те же годы за рубежом подобные идеи независимо от наших ученых разрабатывались другими специалистами, среди которых немало было выходцев из России. Новая телевизионная техника в нашу страну чаще всего завозилась из-за рубежа.

Роль отечественных изобретателей и ученых,
оказавшихся за рубежом, в развитии телевидения

Г ораздо более счастливо сложилась судьба отечественных изобретателей, которые в силу разных причин оказались в странах, где интеллект, высокая квалификация и предприимчивость признавались весьма ценным качеством личности. Рассмотрим судьбы четырех выдающихся выходцев из России, которые смогли, оказавшись вдали от Родины и преодолев многие жизненные препятствия, внести огромный вклад в развитие телевидения и заслужить мировое признание.

В. К. Зворыкин (1889—1982 гг.)

В. К. Зворыкин

В. К. Зворыкин

Владимир Козьмич Зворыкин – ученик Б. Л. Розинга, в 1919 г. из-за гражданской войны в России эмигрировал в США [8]. Много лет спустя этого человека директор исследовательской лаборатории всемирно известной компании RCA назвал “лучшим подарком, который Россия сделала Америке”. Оказавшись в чужой стране, не зная языка, он искал работу, рассылая в разные фирмы свои резюме. Ему повезло – в фирме “ Westing - house Electric and Manufacturing Co .” ученому предоставили работу в исследовательской лаборатории в Питтсбурге. В. К. Зворыкину поручили заниматься совершенствованием технологии изготовления приёмно-усилительных ламп. После года работы он стал искать новое место, так как его не устраивала зарплата в этой компании. Он нашел себе новую работу, где требовался специалист, хорошо знающий высокочастотную технику.

В. К. Зворыкину поручили исследовать возможности ускорения крекинга нефти под воздействием токов высокой частоты. Исследования ученого не увенчались успехом, и менее чем через год его лабораторию закрыли. Тем временем фирма Westinghouse приступила к исследованиям в области телевидения, и В. К. Зворыкин начал работу в этой области. В Westinghouse В. К. Зворыкин проработал шесть лет и добился больших успехов в создании полностью электронной ТВ-системы.

Его имя приобретало известность среди специалистов, и в 1928 г. В. К. Зворыкина командировали в Европу для изучения разработок в области телевидения. Он получил право самостоятельно выбирать тематику своих исследований и привлекать к ним других специалистов. Однако активной поддержки проводимых исследований по созданию электронной ТВ-системы руководство фирмы Westinghouse не оказывало.

Учёный считал, что настала пора переходить от экспериментальных исследований к опытно-промышленному производству. Для этого нужны были капиталовложения, которые мог бы сделать бизнесмен, уверенный, что такая разработка имеет будущее. Таким бизнесменом стал другой эмигрант из России – Давид Сарнов. Узнав о работах В. К. Зворыкина, он встретился с ним и спросил: “Что нужно, чтобы сделать из вашей разработки действующую систему ТВ-вещания для массовой аудитории?”. В. К. Зворыкин ответил: “100 тысяч долларов и два года работы” (позже Д. Сарнов отмечал, что реальные расходы фирмы на создание электронного ТВ оказались, по крайней мере, в 40 раз больше.) Тут же В. К. Зворыкину была предложена должность директора исследовательской лаборатории фирмы RCA - Victor . В течение многих лет ученый работал в этой фирме, обеспечив ей ключевые позиции на мировом рынке телевизионных систем.

В 1933 г. В. К. Зворыкин был приглашен в СССР, и между фирмой RCA и Наркоматом электропромышленности был заключен договор о поставках оборудования для Московского телецентра, разработанного В. К. Зворыкиным. В 1938 г. телевизионная программа этого центра вышла в эфир.

В. К. Зворыкин всей душой стремился на Родину, где жили его родные братья и сестры, и одно время даже серьёзно думал о возвращении. Однако после усиления в 1936 г. в нашей стране репрессий, от которых погиб один из его братьев, в течение более 20 лет изобретатель воздерживался от посещения Родины.

Заслуги В. К. Зворыкина получили широкое признание в США и во всем мире. Он был награжден Золотой медалью им. Фарадея Британского института инженеров-электриков, а в 1966 г. президент США Л. Джонсон вручил ему Национальную медаль науки “за большой вклад в развитие научных инструментов, инженерного дела и телевидения, а также за применение инженерно-технических достижений в медицине”. Учёный был удостоен Почётной Золотой Пластины Американской академии достижений, а также многих других американских и международных наград.

Д. Сарнов (1891—1971 гг.)

Д. Сарнов

Д. Сарнов

Всемирную известность получил также другой выходец из России – Давид Сарнов [11]. В США он начал разносчиком газет. Однако ум и предпринимательский талант помогли ему сделать головокружительную карьеру. Д. Сарнов стал президентом RCA – одной из крупнейших в мире компаний, бригадным генералом, состоял советником у 10 президентов США по вопросам телекоммуникаций. Исключительно велика его роль в развитии звукового и телевизионного вещания не только в США, но и во всем мире.

Увлекшись радиотехникой, он в 15 лет поступил оператором в небольшую компанию беспроволочного телеграфа Г. Маркони. В 1912 г. произошло трагическое крушение корабля “Титаник”. Д. Сарнов первым принял сигналы бедствия. Он не отходил от телеграфного аппарата несколько дней, поддерживая связь с судами, поспешившими на помощь “Титанику”.

Портреты молодого Д. Сарнова обошли первые полосы всех газет мира. После этой трагедии отношение к радио в обществе резко изменилось, и началось бурное развитие радиопромышленности. Конгресс США принял специальный закон, обязывающий все суда, перевозившие более 50 пассажиров, иметь радиоаппаратуру.

В 1915 г. Д. Сарнов публикует статью, в которой выдвигает идею создания музыкального радиовещания. Вскоре он занимает видный пост в RCA , и в значительной степени благодаря его личным усилиям компания становится одним из ведущих в мире производителей оборудования для радио- и телевещания, космических и иных информационных систем, вычислительной, записывающей и другой электронной техники. В компании широким фронтом велись крупные научные исследования. К ним были привлечены ведущие специалисты – Э. Армстронг, В. К. Зворыкин и др. В последующие годы Д. Сарнов стал председателем Совета директоров RCA .

В значительной степени благодаря компании RCA в Америке уже в конце 1923 г. было построено 523 радиостанции, ведущие музыкальные передачи, у граждан было 2,5 млн. радиоприемников. По инициативе Д. Сарнова в 1920-е годы компания активно начала разработку систем телевидения. Уже в 1948 г. в США было 750 тыс. телевизоров и 127 телестудий. В 1930-е годы руководимая Д. Сарновым RCA финансирует работы по созданию цветного телевидения. Затраты компании на исследование и опытные образцы телевизионных систем составили 500 млн. долл. С 1930 по 1949 гг. Д. Сарнов был президентом RCA .

Во время Второй мировой войны генерал Д. Сарнов руководил сетью вещания США, включая передачи на оккупированные немцами и японцами страны. В 1943 г. он направил в правительство США меморандум, в котором обосновал необходимость создания радиостанции “Голос Америки”. Он писал: “... появятся и будут развиваться новые идеологии, и всё же будет продолжаться борьба демократии против тоталитаризма. Наша цель – донести до людей свои идеи и отвергнуть иные; будет необходимо помочь всем понять наши мотивы, принять их или отвергнуть”. В первые послевоенные годы Д. Сарнов пытался добиться от ООН провозглашения принципа свободы слушания как неотъемлемого права человека, аналогичного принципам свободы слова и свободы печати. Он предлагает создать радиостанцию “Голос ООН”. Советский Союз выступал категорически против идей Д. Сарнова о создании на Земле единого информационного пространства.

В 1950-е годы Д. Сарнов активно участвовал в разработке систем космической связи с применением спутников на геостационарных орбитах и компьютеризации страны. Он был весьма популярной и авторитетной фигурой в политическом и деловом истеблишменте, к мнению которого внимательно прислушивались.

Д. Сарнов был также убежденным противником коммунистической идеологии и предвидел крах СССР. В 1956 г. в одном из своих выступлений он сказал: “В последующие двадцать лет советский коммунизм разрушится вследствие экономических заблуждений, политического безрассудства и упорного давления недовольного народа. Это давление будет возрастать с ростом и расширением образования среди населения России. Свободным миром будут найдены пути и средства, как проникнуть сквозь железный занавес и донести до русского народа факты и правду. Советская империя рухнет, как только страны-сателлиты одна за другой приобретут собственную свободу”.

И. Ю. Шенберг (1880--1967 гг. )

И. Ю. Шенберг

И. Ю. Шенберг

Развитие телевидения в Англии связано с именем нашего соотечественника Исаака Юльевича Шенберга [9, 12]. Он родился в Пинске (Белоруссия). После окончания в 1904 г. Киевского политехнического института молодой человек приехал в Петербург и на протяжении десяти лет (1905—1914 гг.) работал главным инженером Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ) в Петербурге. Это общество имело партнерские связи с английской фирмой Г. Маркони.

Побывав в 1911 г. по делам РОБТиТ в Англии, И. Ю. Шенберг решил с семьей переехать туда, надеясь серьезно заняться математикой. Он планировал прожить в этой стране всего несколько лет. Однако вскоре началась Первая мировая война, а затем в России произошли революция и гражданская война, и семья осталась в Великобритании.

И. Ю. Шенберг некоторое время испытывал серьезные материальные затруднения, но затем ему удалось устроиться начальником патентного отдела компании Г. Маркони. Вскоре его пригласили возглавить патентную службу фирмы “Коламбиа Компании”, которая вначале создавала и выпускала аппаратуру звукозаписи, а затем занялась разработкой первых телевизионных систем.

В начале 1930-х годов И. Ю. Шенберг сделал ряд оригинальных изобретений в области телевизионной техники. Он стал автором передающей трубки – эмитрона, придумал способ компенсации паразитных сигналов передающих трубок. В 1936 г. впервые в мире он разработал и внедрил многострочную (405 строк разложения) систему электронного телевидения, которая функционировала в Англии до середины 1980-х годов. Вместе со своей группой И. Ю. Шенберг разработал новую передающую трубку – суперэмитрон, которая имела чувствительность в 10 раз большую, чем её предшественница. С помощью этой трубки впервые в Великобритании была осуществлена внестудийная передача.

Телевизионная система И. Ю. Шенберга была серьёзным техническим и технологическим достижением своего времени. Заслуги изобретателя получили признание не только в Англии, но и в США, Франции, Италии и других странах. В 1954 г. И. Ю. Шенберг получил престижную медаль Фарадея. Его научные достижения были отмечены английской королевой, и он получил право именоваться сэром.

A. M. Понятов (1892—1980 гг.)

A. M. Понятов

A. M. Понятов

Очень интересна судьба выдающегося русского изобретателя, основателя крупнейшей в мире фирмы по производству студийных аудио- и видеомагнитофонов Александра Матвеевича Понятова (на фото – справа) [10]. Он родился под Казанью в семье крестьянина. В 1909 г. поступил на физико-математический факультет Казанского университета, затем перешел в МВТУ на механический факультет, а в 1911 г. уехал продолжать образование в Германию. В 1913 г. A . M . Понятов был призван в российскую армию. Во время Первой мировой войны служил офицером в авиации, воевал в Белой армии, а затем осел в Китае. В 1927 г. A . M . Понятов прибывает в Америку. В 1944 г. в Калифорнии он собрал группу молодых инженеров и основал свою фирму “Ампекс” (первые три буквы – инициалы основателя), которая после окончания войны приступила к производству профессиональных магнитофонов и магнитных лент. Первый в мире видеомагнитофон VR -1000 был создан этой фирмой в 1956 г.

Новое чудо техники в корне изменило процесс создания телевизионных передач, так как появилась возможность готовить передачи задолго до показа, записывая их на видеопленку. Это привело к резкому росту качества телепрограмм.

Заслуги A . M . Понятова в области техники видеозаписи были высоко оценены в США и мире. Он был избран действительным членом Института инженеров электротехники и электроники, в его честь Американское общество инженеров кино и телевидения в 1982 г. учредило Золотую медаль им. Александра Понятова, которая ежегодно присуждается за большие заслуги в области магнитной записи сигналов.

Заключение

В ыше рассмотрены судьбы выдающихся россиян, выдвигавших в первой половине XX века пионерские идеи по созданию новой телевизионной техники. В СССР они жили в условиях тоталитарного режима, когда без административной поддержки было невозможно добиться реализации своих идей. Но и такой поддержки часто оказывалось недостаточно, так как неповоротливая бюрократическая тоталитарная система не всегда выполняла своевременные государственные решения по развитию новой техники.

То, что во время советской власти была создана мощная отечественная радиопромышленность, и страна обеспечивала себя в том числе и телевизионной техникой, не может изменить постулат, что только в свободном обществе возможно полное раскрытие потенциала личности, только там возможен прогресс общества, науки и культуры. В данной статье мы постарались обосновать этот вывод примерами из истории развития телевидения. Но таких примеров в нашей истории очень много.

Будем надеяться, что в новой России будет обеспечена свобода творчества, и будут созданы условия для воплощения идей наших ученых и изобретателей. В обществе возродятся традиции, когда общественного признания и высоких наград за достижения в области науки и техники будут удостаиваться лишь истинные творцы, а коллективные присуждения лауреатских званий окончательно уйдут в прошлое.

Литература

  1. Быховский М. А. Гениальные дилетанты и их выдающаяся роль в развитии электросвязи // Электросвязь: история и современность. – 2005. – № 3.
  2. Урвалов В. А. Очерки истории телевидения. – М.: Наука, 1980.
  3. Лейтес Л. С. Развитие техники ТВвещания в России (справочник). – М.: ИД “Святогор”, 2005.
  4. Антонина Орлова. Полумордвинов. http://www.rtrs.ru/anniversar-y.asp?c=2&view=13294.
  5. Чачин П. Борис Львович Розинг. www.computer-museum.ru
  6. Быховский М. А. Ученый и государство (Об удивительной судьбе Льва Сергеевича Термена) // Электросвязь: история и современность. – 2006. – № 1.
  7. Мащенко И. Творец электронной музы, 26 мая 2001г. – 100 лет со дня рождения Б. Грабовского, http://www.zerkalo-ne-deli.com/nn/show/344/31112/
  8. Борисов В. П. Владимир Козьмич Зворыкин. – М.: Наука, 2004.
  9. Гоголь А. А., Урвалов В. А. Павел Васильевич Шмаков. – М.: Наука, 2002.
  10. Дунаевская Н. В., Урвалов В. А., Шульман М. Г. Из истории магнитной видеозаписи (Вклады Бориса Рчеулова и Александра Понятова) // Электросвязь. – 1999. – № 12.
  11. Давид Сарнов. http://russians.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?a=fa&;i-dr=12&;id=508&;page-0.
  12. Иоффе Э. Сэр из Пинска (Слава чужой родины), (о Шенберге), http://bdg.press.net.by/1999/1999_02_19.552/ev-rei.shtml.
  13. Сифоров В. И. Тангенс выживания. Размышления о моей судьбе. – М.: Изд-во МЭИ, 1991.

Статья опубликована в журнале «Электросвязь: История и современность», №2/2006, с. 8—15
Перепечатывается с разрешения редакции.
Статья помещена в музей 21.12.2007