70 лет Санкт-Петербургскому Государственному Университету телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича
История развития электросвязи

70 лет Санкт-Петербургскому Государственному Университету телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича

13 октября 1930 г. Совет народных комиссаров СССР постановил организовать при Народном комиссариате почт и телеграфов Ленинградский институт инженеров связи (ЛИИС). Базой для него стали Высшие курсы связи, в помещении которых и сейчас находится Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича.

В том же 1930 г. при ЛИИС были организованы рабочий факультет и техникум связи, вместе с институтом составившие затем единую структуру, названную Ленинградским учебным комбинатом связи (ЛУКС). Последний просуществовал до 1938 г., когда институт выделился в самостоятельное высшее учебное заведение - Ленинградский электротехнический институт связи (ЛЭИС). 8 июня 1940 г. ему было присвоено имя профессора Михаила Александровича Бонч-Бруевича, внесшего огромный вклад в становление и развитие отечественной радиотехники и электросвязи, в том числе в подготовку кадров связистов. В частности, с 1931 по 1940 г. Михаил Александрович вел педагогическую работу: сначала в ЛИИС, где с 1931 по 1935 г. руководил кафедрой общей радиотехники, а затем в ЛЭИС - здесь он с 1934 по 1935 г. был заведующим радиофакультетом. Но и после назначения его в 1935 г. на должность заместителя директора по научной части Государственного научно-исследовательского института № 9 Народного комиссариата оборонной промышленности СССР М. А. Бонч-Бруевич до самой своей смерти (март 1940 г.) оставался профессором кафедры радиотехники.

Первый выпуск инженеров связи, тогда еще в ЛУКСе, состоялся в 1932 г., причем из 74 выпускников 15 были оставлены в институте для подготовки к научной и педагогической деятельности. В последующие годы институт значительно увеличил количество абитуриентов. В целом за 1934-1941 гг. в нем было подготовлено 2155 специалистов в области проводной связи, радиосвязи и радиовещания, экономики и конструирования. За это время 16 преподавателей защитили кандидатские и 6 - докторские диссертации.

В августе 1941 г., когда город оказался в осаде, все кафедры ЛЭИС перестроились на работу по защите отечества, а его учебно-производственные мастерские освоили выпуск 85-миллиметровых снарядов для Военно-Морского Флота. В это же время были организованы курсы радистов-операторов, которые подготовили 290 специалистов. Чуть позже, в октябре, институт взял шефство над военным госпиталем № 991.

В марте 1942 г. ЛЭИС был эвакуирован сначала в Кисловодск, а затем - в Тбилиси, где с 1942 по 1944 г. обучалось около 500 студентов, из которых 17 успешно защитили дипломные проекты.

В августе 1944 г. начались работы по возвращению института в Ленинград, которые успешно завершились весной 1945 г. К 1950 г. была полностью восстановлена лабораторно-техническая база ЛЭИС, что позволило начать подготовку специалистов на факультетах радиосвязи и радиовещания, а также проводной связи, причем не только на дневном, но и на вечернем отделении.

С 1956 г. при институте начали действовать подготовительные курсы.

Вторая половина 50-х и начало 60-х годов характеризуются расширением всех сторон деятельности ЛЭИС - началась подготовка инженеров по новым специальностям, увеличилось количество аспирантов, значительно возрос объем научных исследований. Кроме того, в 1960 г. был организован радиотехнический факультет, а в 1963 - филиал института "Завод-ВТУЗ" при НПО им. Коминтерна. В результате за 1961-1966 гг. 89 человек защитили кандидатские диссертации.

Свое 50-летие, а было это в 1980 г., ЛЭИС отметил внушительными результатами: на семи факультетах обучалось свыше 8,5 тыс. студентов, в том числе более 300 иностранных из 52 стран мира. Подготовка специалистов велась на 35 кафедрах по пяти направлениям: многоканальная электросвязь, автоматическая электросвязь, радиосвязь, радиовещание и телевидение, радиотехника и радиоконструирование.

К началу 90-х годов было принято решение использовать новые методы и технические средства для достижения поставленных перед высшим образованием целей, связанных с кардинальными изменениями в области связи: переходом от аналоговых принципов построения систем связи к цифровым, внедрением оптических технологий, развитием мобильных сетей и Интернет, конвергенцией телефонных сетей и сетей передачи данных, фиксированных и мобильных сетей и т. д.

В августе 1992 г. вуз получил статус технического университета.

Лаборатории университета оснащены новейшим оборудованием

Лаборатории университета оснащены новейшим оборудованием

Свое 70-летие Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (ГУТ) встречает как комплексное учебное заведение, в структуру которого входят профильный лицей, три колледжа (Санкт-Петербургский колледж телекоммуникаций, колледжи в Архангельске и Смоленске в статусе филиалов), факультет повышения квалификации и переподготовки инженерно-педагогических кадров, Учебный центр телекоммуникаций и бизнеса, аспирантура и докторантура. Университет является соучредителем Санкт-Петербургского центра электросвязи - отраслевого учебного заведения дополнительного образования. Сейчас ГУТ осуществляет подготовку младших инженеров, бакалавров (два направления), специалистов по 16 специальностям, магистров (пять направлений), кандидатов (14 направлений) и докторов технических наук (6 направлений). Всего в университете обучается более 7 тысяч студентов.

Профессорско-преподавательский состав университета - около 600 человек, среди которых 76 докторов (профессоров) и 290 кандидатов (доцентов) технических наук.

Сейчас университет - учебное заведение, уровень обучения в котором соответствует современным требованиям развития телекоммуникаций. Достаточно сказать, что в учебном процессе используется уникальный программно-аппаратный комплекс с 34 компьютерными рабочими местами, обеспечивающий доступ к информационным ресурсам сети Интернет, а также возможность использовать современные информационные и сетевые технологии при выборе оптимальных решений в сфере управления и экономики.

В ГУТ действует современный Центр цифровой обработки сигналов, в котором разработаны новейшие технологии обработки речевых сигналов и другие передовые цифровые технологии. В 1998 г. в ГУТ организована Проблемная лаборатория по радиоконтролю и электромагнитной совместимости, занимающаяся созданием современного оборудования по радиомониторингу. На кафедре линий связи разработан и при дистанционном обучении используется цикл виртуальных лабораторных работ.

В результате сотрудничества Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций с Исполкомом Регионального содружества в области связи по программе создания сети дистанционного обучения для стран СНГ, в котором участвуют операторы связи Северо-Западного региона России, Финляндии и Швеции, начал действовать Центр дистанционного обучения.

Все вместе взятое позволило университету занять лидирующее положение среди вузов связи страны, о чем свидетельствует его официальный рейтинг (по данным 1998 г., первое место среди отраслевых учебных вузов).

Высокий уровень теоретической и практической подготовки в ГУТ подтверждает и тот факт, что ряд его выпускников занимал и занимает должности министров и заместителей министров связи в России, Белоруссии, Грузии, Латвии, Литве, Эстонии, Узбекистане, Алжире, Китае, Бенине и др. В 1979 г. ЛЭИС закончил и нынешний министр Российской Федерации по связи и информатизации Л. Д. Рейман. Среди профессоров ряда университетов мира также немало выпускников СПбГУТ.

Достижения ГУТ в учебной, научной и международной деятельности, в подготовке менеджеров для зарубежной стажировки по президентской программе известны не только в России, но и за рубежом.

К успехам в международной деятельности можно отнести три дипломных проекта петербуржских выпускников, которые были отмечены премиями на конкурсе в Германии. Успешно проведен ряд совместных учебных проектов - в Лейпциге заканчивают обучение 10 студентов по программе "Два диплома".

Вступая в XXI век, университет гордится тем, что принимаем активное участие в информационной революции, цель которой -построение в России Информационного общества.


С ЛЭИСом по жизни

В. И. Блох

Институту связи на Мойке, 61 в Санкт-Петербурге в этом году - 70. И мне тоже 70, но не в этом году, а в будущем. Мы почти ровесники. Только я на пенсии, а он остается молодым. Почему? Наверное, потому, что пока я пытаюсь сохранить силы, накопленные раньше, он обновляет их, только не весной, как растения, а осенью, когда в него вливается новый поток студентов.

С первого дня существования ЛЭИС в нем появились ученые, имена которых звучат как символ отечественной науки: отец и родоначальник связи - М. А. Бонч-Бруевич, чье имя с 1940 г. носит институт, А. Л. Минц (передатчики), Б. П. Асеев (радиотехника), Б. А. Розинг (телевидение), П. В. Шмаков, который блистательно развив идеи Б. А. Розинга, сделал их доступными для миллионов людей, а уже другой профессор ЛЭИС - В. Л. Крейцер не только учил студентов основам телевидения, но и построил первый промышленный телецентр в Москве. В 1937 г. институту за вклад в науку и подготовку кадров связистов было присвоено звание вуза первой категории с правом приема и защиты диссертаций.

Сколько с тех пор было написано кандидатских и докторских диссертаций, выпущено учебников, монографий, получено авторских свидетельств, трудно сосчитать. Выпускники института работают во всех уголках нашей огромной страны.

Великая Отечественная война. Преподаватели и студенты идут на фронт защищать Родину. Институт продолжает работать в эвакуации. Горсточка сотрудников, руководимая В. Л. Боровским, остается в осажденном Ленинграде, чтобы принять участие в обороне города. Работает и передатчик длинных волн на втором этаже, предназначенный для лабораторных работ. Он - звено в цепочке связи осажденного города со страной.

После ВОВ в ЛЭИС приходят новые преподаватели, в том числе и участники войны. Они не только пишут диссертации, учебники, но создают новые кафедры, ведут работы по решению новых проблем, причем на мировом уровне. Это - нравственный камертон для студентов послевоенного "призыва". На одном дыхании проходят лекции по теоретической электротехнике доцента О. Е. Гольдина, потерявшего на фронте руку. Как научную фантастику, слушают студенты лекции по устройству вакуумных приборов, которые читает Н. Н. Хлебников, ставший доцентом, а потом заведующим кафедрой общей радиотехники. Он не только лекциями, но и всей своей манерой поведения воспитывал в будущих инженерах строгость и обязательность. Лекции по математике гвардии майора запаса И. И. Блоха, участвовавшего в обороне Москвы, а потом и в освобождении Латвии, нередко заканчивались аплодисментами. Я не могу здесь перечислить всех преподавателей, которые помогли нам стать инженерами, но знаю твердо, что каждый из них был личностью, достойной подражания.

Нам, студентам приема 1949 г., приходилось изучать много предметов. Некоторые оказались невостребованными в нашей последующей инженерной деятельности, но эти знания сохранились до сих пор. И сейчас, встав ночью, мы можем нарисовать диаграмму плавки стали.

Компрессию избыточных знаний проводит сама жизнь. Помню, зимой, проектируя линии проводного вещания, мы считали длинные ряды комплексных чисел с помощью логарифмической линейки, переворачивая ее движок с одной стороны на другую (компьютеров тогда не было). А летом, сокращая на месяц каникулы, строили эти линии для сельских жителей, у которых тогда и света в домах не было. При этом все делали сами - заготавливали столбы, копали лопатами под них ямы, устанавливали эти столбы, натягивали провода. Знали, какие "когти" годятся для тонких столбов, а какие - для толстых, и т. д.

Нам было трудно. Но мы были счастливы - юностью, молодой жаждой знаний. В институте учились 5 лет, а полученными знаниями пользуемся уже 45 лет. Почему? До потому, что получили в ЛЭИС не только знания, но и фундаментальную основу для нашего становления. Она дала нам возможность работать не только по своей специальности, но и быстро овладевать смежными профессиями, не уступая в конкуренции выпускникам таких вузов, как МВТУ им. Баумана, МАИ, Энергетический институт. Выпускников ЛЭИС охотно берут на работу - инженера радиосвязи можно встретить и в гидроакустическом институте, и в рубке акустика, берущего пеленг при подводной стрельбе на доперископных глубинах, и в институте по разработке систем управления летательными аппаратами.

Люди стареют - закон жизни, ЛЭИС - нет. Он лишь обновляется от одного выпуска студентов к другому. Мы, бывшие студенты ЛЭИС, передаем им эстафету и говорим: "Так держать!"

Статья опубликована в журнале "Электросвязь" №9, 2000 г., стр. 2.
Перепечатывается с разрешения редакции.