История компьютерных игр

Новый поворот?

При закрытии журнала всегда что-то остается неопубликованным. Многое со временем быстро теряет актуальность. Однако бывает и так, что время идет, а интерес сохраняется. В большой степени это относится к пошаговым стратегиям – играм неторопливым, раздумчивым, – и тем более к стратегическим симуляторам. В высокой степени это относится и к данной игре, с редкой точностью воссоздающей особенности сотен войсковых соединений времен II мировой войны и до сих пор дающей возможность каждому опробовать свои силы в альтернативной Истории.

журнал КомпАс, первые компьютерные игры

"Кому сказать спасибо, что живой?"

В. Высоцкий

Понятие "интереса" свое у каждого. Пару месяцев назад, придя в институт в очередной раз 4-го числа, я застал коллегу Дмитрия сосредоточенно сидящим перед экраном ПК, на котором колебались 6 разноцветных столбиков.

– Что ты делаешь? – спросил я.
– Играю в футбол.
– А где же футбольное поле?
– Это не интерактивная игра, это менеджерская… Я управляю не игрой, а условиями тренировки команд. Уже в полуфинал вышел.
– Что на экране?
– Текущее состояние матча: защита/нападение и так далее.
– А как управлять?
– Здесь нельзя управлять, она стохастическая.
– Что-то скучно… А почему не видно поля?
– Это сколько же места на диске оно заняло бы!
– Ну, а звук-то почему выключен?
– Здесь нет звука.
– Сколько же длятся все туры?
– Я играю с 26-го числа…
– И не надоело?
– Так интересно же!!!

Мне было трудно понять Митю. Я любитель стратегических игр, но не до такой же степени! Все, что оставалось – это поставить 10 долларов на победителя, подождать минут 15 до конца мельтешенья столбиков и нажать Eject на митином CDD. Взяв с выехавшего затвора купюру, я сказал слегка ошарашенному приятелю "Спасибо" и откланялся.

Фокусами я занимался давно, даже выступал, так что как внутри CDD появились деньги – понимаете сами. Что касается интереса – вопрос куда более сложный. Применительно к стратегическим симуляторам пользователь, на мой взгляд, выбирает игру по оптимальным для него соотношениям расчет/случайность и управление/автоигра. Одинаково скучно, на мой взгляд, как инфантильное нажатие кнопки, после которой минут 10 следуют война или диалоги персонажей, так и паранойяльное часовое ковыряние ради таблицы рекордов. Впрочем, холерическое "стимул-реакция" в ДУМалках мне скучно тоже. О меланхоликах не будем… так что остаются, по И. П. Павлову, сангвиники. Вот об этом и стоит поговорить.

"Panzer General" – типичный представитель военно-стратегических игр. Точнее, происходящие за экраном события даже трудно назвать игрой. Судите сами. В "King's Bounty" было 25 видов войск, в "Civilization" – 28, в "Dune II" – до 10, здесь – более 300! Войска подразделяются на сухопутные, морские и воздушные. Каждый из видов войск может быть представленным одной или более различными боевыми единицами (далее – "БЕ"), причем некоторые виды БЕ могут существовать в нескольких состояниях (например, моторизованная пушка – в развернутом или походном). Усиливать БЕ до бесконечности вам никто не даст: обычно максимальное значение – 10. Каждая БЕ может исполнять ряд различных команд числом до десятка. Характеристик у БЕ очень много, и мне не удалось с точностью установить, что именно скрывается под названиями, например, Soft Attack и Hard Attack. Можно поиронизировать, конечно, но вероятнее всего это мощности соответственно бесконтактной (когда атакуется не соседняя клетка) и контактной атак. Range, если присутствует, – дистанция прицельной стрельбы. Все эти понятия подробно освещены в многостраничном руководстве, прилагаемом к CD-версии, и вам проще их освоить играя, чем читая меня: они вполне соответствуют обыденным представлениям о родах войск. Моя цель – познакомить с игрой так, чтобы вы смогли начать.

журнал КомпАс, первые компьютерные игры

Клетка (точнее, шестигранник) игрового поля может быть водой или землей, а для земли возможны разные рельефы местности, погодные условия, наличие укреплений, дорог, водных преград и черт его знает чего еще. На одной клетке может находиться не более одной сухопутной БЕ плюс не более одной воздушной БЕ (каждая из них может быть вашей – Axis либо противника – Aliens). Вообще, понятие близости противника в этой игре вполне конкретно и существенно. Не удастся, например, проехать за непрерывную линию противника даже на дальноездных танках (впору вспомнить лемму Жордано!). Не получится хорошая атака населенного пункта при соседстве противника (особенно артиллерии, умеющей автоматически защищать соседей от ударов) и тому подобное.

Поскольку каждая сшибка с противником определяется с учетом множества характеристик БЕ (их местоположения, наличия по соседству защищающей БЕ, погоды, боевого духа, уровня сложности игры и вероятности успеха атаки), двух одинаковых сражений быть не может. Так что сесть и "просто поиграть" в эту игру без длительного изучения специальных пособий тоже вряд ли удастся. Получается, что игра – только и откровенно для гурманов. Конечно, без дополнительных стимулов (типа постройки звездного корабля в "Цивилизации") играть тяжело и занудно. В качестве таковых предлагаются:

  • возможность самостоятельного именования каждой БЕ (увы, только латинскими буквами);
  • различие боевых качеств однотипных БЕ в зависимости от национальности (!);
  • ведение боевых действий по реальным коллизиям Второй мировой войны от Польши до Берлина на "реальных" картах с действующими в тот момент наименованиями боевых частей своих и противника, причем в эпизодах – на стороне держав оси Рим–Берлин–Токио и примкнувших к ним. Цель игры, как заявляют открыто авторы, – изобразить возможные события Второй мировой в Европе. Последний из сценариев, однако, многозначительно называется "Вашингтон"…
журнал КомпАс, первые компьютерные игры

Авторы не скрывают, что, если вы историк или связаны с реальными событиями тех дней, – играть много легче. И наоборот: механически, без вдумывания в события играть почти невозможно, множество боевой техники с конкретикой тех лет подавляет.

Другими словами, помогите бедному фюреру перевернуть судьбу планеты!

Управление исключительно просто: нацеливание "мышью" на нужную точку и нажатие клавиши (обычно левой). При работе с меню постоянно действует динамическая подсказка в верхней строке. Скорость реакции на "мышь" этой, в общем-то, довольно медленной игры приемлема, кроме игры с анимацией на 386-х (чем профессиональные гурманы, на мой взгляд, не пользуются). Платой за это является разнообразие "иконок" даже одного и того же меню в зависимости от типа управляемой БЕ.

Start Menu дается сразу же после входа в игру. В нем имеются клавиши:

  • Кампания – ограниченная военная операция, начинающаяся с одной и той же позиции войск и имеющая сформулированную цель (например, захватить несколько пунктов противника). Как правило, ограничено время в днях. Результат ничейным не бывает, но выигрыш бывает разный: от минимального (Minor) до максимального (Major), в зависимости от опережения по дням максимальной даты;
  • Сценарий – расширенная операция, начиная с некоторого года и до конца; состоит в основном из кампаний, которые иногда можно выбирать. Ваш Prestige сильно растет в случае больших (Major) побед;
  • Загрузка – продолжение ранее запомненной на диске игры;
  • Выход – отказ от игр с выходом в DOS.

После выбора сценарий/кампания предлагаются их списки. Начинающим настоятельно рекомендуется начать с кампании, причем с самой легкой (первой сверху, помеченной 39 – захват двух городов Польши в 1939-м году): практически после трех-четырех туров вы поймете свои неизбежные ошибки и вам не жаль будет начать все сначала. Мне удалось выиграть танками против конницы в этой кампании только в третий раз. Каждый тур обычно соответствует одним суткам (бывает, и двум-трем) и включает ваши действия по каждой БЕ и затем ответные действия противника. Список сценариев для ориентации дан в конце.

Main Menu присутствует во время вашего хода. Вы можете, не используя его, делать переключения и передвижки войск (об этом ниже), а можете использовать его опции. Помните, что при этом некоторая ваша БЕ может быть текущей (обычно в центре, и черта окружения ее клетки более яркая). Итак, опции основного меню.

  • Вопpос – вход в Options Menu для общих установок параметров игры;
  • Карта – переключение на стратегический/тактический вид карты. На стратегическом видно все поле целиком, зеленые огоньки показывают незанятые объекты противника – цели сценария. На тактическом плане видна только часть войск через окно (для скроллинга нужно держать курсор на соответствующем краю экрана). Ваши БЕ "смотрят" направо, противник – влево;
  • Танк/Самолет – переключение выбора наземных/воздушных объектов (обычно для выбора достаточно щелкнуть по нужной клетке, но если там одновременно ваши и наземная, и воздушная БЕ?);
  • Шестиугольник – показывать/нет межклеточные разделения. При некоторой тренировке истинные гурманы убирают разделения, что резко приближает игру к суровой реальности;
  • Лес – показ территории (Terrain) без войск;
  • Бинокль – вход в режим лупы для просмотра характеристик БЕ. Возможно продвижение по БЕ;
  • Снег, дождь – дать отчет о погоде на текущий и следующий туры. Порой "завтра" означает и "через 3 дня";
  • Доллар – дозакупка техники. Обычно исполняется перед завершением хода, но может делаться и в другое время. По каждой закупаемой БЕ будет запрошено место, куда ее дислоцировать (только свой или захваченный пункт для наземной, аэродром – для воздушной техники). Расплата – престижем;
  • На Unit – для текущей БЕ вход в Unit Menu. Если таковой нет (например, уже всеми БЕ ходили), кнопка не действует;
  • От Unit к следующему – для автоматического переключения на следующую текущую БЕ. Если это не исполняется, то все БЕ уже перебраны;
  • END – завершение тура, передача инициативы противнику. Будет запрошено подтверждение.

Options Menu содержит следующие "кнопки":

  • М – выход в главное меню;
  • Столбики – выбор уровня сложности (ответа противника);
  • Подзорная труба – показать/скрыть отряды противника, до которых не добралась тактическая разведка;
  • Кинолента – вкл/выкл анимацию сражения. Пару туров полюбуйтесь и отключите навсегда;
  • Туча – вкл/выкл влияние погоды. Начинающим стоит отключить, иначе после ряда дождливых дней у вас будет неэффективна вся авиация, "развезет" дороги, и блицкриг обернется занудством и проигрышем;
  • Бочонки – отк/вкл автоматическое снабжение (Supply) горюче-смазочными материалами. Опять же не для новичков;
  • Ноты – вкл/выкл/изменить громкость Sound Blaster;
  • Труба – откл/вкл звуковые эффекты. Кроме игр по ночам с использованием дополнительного усилителя с 35-ваттными колонками (как у меня, например), рекомендуем оставлять: условные рефлексы вырабатываются довольно быстро;
  • Цифра в рамке – показать/скрыть величины БЕ. Для чего это придумано, мне непонятно: выигрыш от этого не зависит, это вам не Color Lines для секретуток;
  • Дисплей – показать/скрыть ответы компьютера. Эта опция явно придумана разработчиками для самих себя: зная все наперечет во всех сценариях, им, видимо, скучно играть, если за ход перед полным разгромом на помощь уже полностью измордованному Сталину не придут три-четыре танковых армады;
  • Перечерки – показ убитых в туре и за весь сценарий с выходом обратно;
  • Спецкнопка – именно здесь осуществляются дисковые операции Save/Load и, конечно же, Quit.
журнал КомпАс, первые компьютерные игры

Для дальнейших рассуждений введем несколько понятий.

Prestige – ваша интегральная характеристика. В принципе, совпадает с понятием "престиж". Завоевания его увеличивают; закупка техники его резко уменьшает; усовершенствование, усиление и элитное усиление – слабо и по-разному уменьшают.

Experience – интегральная характеристика данной БЕ, ее боевой опыт. Уничтожение противника, особенно сильного, и захват неприятельского пункта его увеличивают, усиления – уменьшают (пополняют-то новобранцами!). Зрительно дан как золочение обычно малиновых звезд справа от названия БЕ.

Ход каждым отрядом, как уже сказано выше, за 1 тур можно сделать только 1. Ходом может быть:

  • восстановление численности БЕ (тратится Experience и немного Prestige), исполняется максимально до 10 единиц в БЕ;
  • элитное усиление (престижа тратится больше, примерно 10 на 1), но оно зависит от опыта БЕ, может привести к значениям выше 10;
  • перемещение (указать клетку в пределах светлой зоны на карте от текущей БЕ);
  • атака (указать БЕ противника, как правило, на соседней клетке, но для некоторых можно и далее, см. Range БЕ в Unit Menu);
  • перемещение и атака;
  • атака и перемещение (не для всех видов войск);
  • ничего не делать;
  • переоснащение (Upgrade) за счет Prestige, для сухопутной БЕ – в городах, для самолетов – на аэродромах;
  • расформироване БЕ (Prestige не увеличивается!);
  • восстановление ресурсов (Supply) в зависимости от рельефа и наличия по соседству неприятеля;
  • возможно, специальные действия, зависящие от типа войска.

Кроме того, по завершении хода:

  • если воздушный отряд находится на расстоянии 1 от аэродрома – он пополняет запасы автоматически;
  • если БЕ не двигалась и не в соседях у противника, она пополняет горючее автоматически.

Вот теперь понятна вся экономика войны. Вы, может, и хотели бы "фоккеры" вместо "мессеров" иметь, но руки коротки: престижу маловато. Для полного соответствия реалиям не хватает, пожалуй, только возврата престижа при разбазаривании (пардон, плановом сокращении) вверенных БЕ и ГСМ с переводом означенного престижа по курсу ММВБ.

Unit Menu вызывается из основного меню для текущей БЕ и может содержать "иконки":

  • Перевод – перевод из одного состояния в другое;
  • Черный и белый танки – усиление;
  • Е и танк – элитное усиление по Experience;
  • Танк перечеркнутый – расформирование;
  • N и ручка – переименование БЕ;
  • Лупа – просмотр характеристик БЕ;
  • Бинокль – примерно то же;
  • Танк и стрелка – переход к следующему отряду;
  • Бочки – пополнение ресурсов (Supply);
  • Exit – выход из Unit Menu.
журнал КомпАс, первые компьютерные игры

Сценарии. Игра более разнообразна, чем можно подумать. Даже разработчики рекомендуют отбирать сценарии, исходя из излюбленного типа сражений. Хотите жесткую борьбу – выберите Севастополь. Для классической тактики окружения – Киев. Если ваш интерес в мобильных танковых перестрелках, играйте Харьков. Курск даст представление о массовых танковых битвах, Будапешт – о ленивом противостоянии, Крит – о тяжелых воздушных акциях. Крит, Норвегия или Сев. Африка посвятят в тайны морских сражений, Эль Аламейн и Турция научат дуэлям в пустыне. Anvil, Anzio или Норвегия дадут представление о горной войне. День D (Overlord, это вы знаете) – о грандиозной операции амфибий. Кобра – о сражениях против разрозненных сил. И, наконец, Малые Страны и Барбаросса – о блицкригах в войне.

Список сценариев Туров Цель
POLAND 10 Захват всех указанных объектов
WARSAW 20 –"–
NORWAY 25 –"–
LOW COUNTRIES 30 –"–
FRANCE 26 –"–
SEALIONs 40 –"–
SEALION PLUS 15 –"–
NORTH AFRICA 23 –"–
MIDDLE EAST 26 –"–
EL ALAMEIN 26 –"–
CAUCASUS 30 –"–
SEALION 43 –"–
TORCH 24 Удержать Тунис + 2 объекта
HUSKY 21 Удержать 2 объекта
ANZIO 14 Удержать Рим + 2 объекта
D-DAY (OVERLORD) 15 Удержать 2 объекта
ANVIL 23 –"–
ARDENNES 32 Взять все объекты, кроме Брюсселя
COBRA 25 Удержать 3 объекта
MARKET-GARDEN 16 Взять Arnhem
BERLIN WEST 13 Удержать Берлин + 5 объектов
BALKANS 25 Взять все объекты
CRETE 13 –"–
BARBAROSSA 23 –"–
KIEV 28 –"–
MOSCOWs 22–24 –"–
SEVASTOPOL 17 –"–
STALINGRAD 31 –"–
KHARKOV 22 –"–
KURSK 20 Удержать 1 объект
BYELORUSSIA 23 Удержать Варшаву
BUDAPEST 20 Взять все объекты
BERLIN EAST 13 Удержать Берлин и 5 других объектов
BERLIN 13 Удержать Берлин
WASHINGTON 22 Взять все объекты

Как стало для меня традицией, в конце – ряд советов авторов игры (помечены "–") и моих (помечены "+").

– Prestige как цена БЕ только округленно коррелирует с их эффективностью, так что проверяйте характеристики БЕ с дотошностью, прежде чем потратиться. Некоторые из них могут быть пересмотрены. Запас топлива и особенно боезапас проверяйте постоянно: в одном туре БЕ может выстрелить несколько раз.

– Используйте Unit Equipment Tables для подбора противника каждой вашей БЕ. Сравните значения инициатив, прикинув, кто выстрелит первым. Не забывайте, что Experience может различаться тремя уровнями инициативы.

– Обращайте внимание на местность. Реки наиболее важны, давая лучшие позиции для защиты позади них. Стройбаты полезны, если много рек и мало мостов. В городах, пустынях и равнинах разница инициатив теряется, так как задействуется алгоритм ближних боев.

– Не позволяйте своим БЕ умирать: даже восстановление с 1 бойца обойдется дешевле, чем покупка новой части. Ветераны, даже если их мало, не стареют душой!

– В кампаниях особенно важны ранние победы. Слишком поздняя (после 2/3 установленного срока) даст так называемую Marginal Victory.

– В защите множьте линии обороны (только не открывайте их, как Сталин за два дня перед войной).

– Воздушная война вторична, но оказывает решающее воздействие на все. Стратегические бомбардировщики могут уронить престиж противника, бомбя его объекты, разрушая аэродромы и города нейтрального статуса.

– Большинство сценариев не включают морские битвы, но ВМФ играет важную роль везде, где эти БЕ присутствуют, сдерживая авиацию противника и бомбардируя наземные объекты.

– В дополнение к шансу выстрелить первым, Experience увеличивает выживаемость БЕ при сражениях.

– Технология улучшается постоянно. Выбор момента Upgrade очень важен. Некоторые войска никогда не позволяют Upgrade (так называемые Pioniere и инженерные войска). ВВС обычно обновляет технологию 1–3 раза в ходе войны. А танки – от 3 до 5 раз (многие игроки удивятся изначальной слабости немецких танков, выигравших блицкриги). Разумеется, обученные войска получают лучшее оснащение.

– Elite Replacements: вот где индивидуальность игроков проявляется более всего. БЕ может приобрести больший опыт только в тяжелых сражениях с сильными оппонентами, либо нанеся большие потери противнику.

+ Центральное в тактике – комбинирование армий.

+ Цена БЕ "в престижах" лишь примерна. Реально эффективность зависит от ситуации, так что следует внимательно изучить характеристики войск.

+ Артиллерия сохраняет приобретенный опыт дольше других.

+ Плохая погода помогает защите.

+ Не поленитесь перевести README: кроме полезных советов, там можно найти исходные данные для осмысления непонятных качеств БЕ.

Судя по интернетовским конференциям, рейтинг "Panzer General" медленно, но неуклонно растет по мере освоения всех этих сложных правил. Уже не редкость весьма масштабные и подробные руководства, количество которых скоро приблизится, а объемы уже превысили соответствующие по "Цивилизации", "Дюне II" и другим играм. Среди возможностей – участие двух игроков друг против друга с выбором сценария, а также игра за Советы.

Крайне жаль, что, судя по всему, в составе любителей стратегических симуляторов нашей многострадальной родины не наблюдается тех, для кого овладение такого рода играми хорошо бы вменить в служебную обязанность. С открытой публикацией их рейтинга.

Боюсь, что они предпочитают другие игры. С улыбкой на устах.

Статья поступила в редакцию журнала "КомпАс" в ноябре 1995 г.
и не была опубликована ввиду закрытия журнала. Публикуется впервые.