История компьютерных игр

Тайны мадридского двора

С многолетней дистанции "стрелялки" понемногу сливаются в одно сплошное побоище. Не избежал этой участи и длинный ряд клонов Wolfeinstein-3D, вплоть до Blake Stone. Как только не изощрялись маститые и самодеятельные разработчики новых релизов – на поле боя появлялся Дед Мороз, на стенах эротика, в ушах поп-музыка… Но даже с 10-летнего расстояния "Spear of Destiny", уровни "Mission 3: Ultimate Challenge" остаются в памяти особняком. Вероятно, причиной тому точная смесь оригинального замысла и усовершенствованного антуража, синтезированных в едином стиле. Мудро оставленная изначальная музыка напоминает об исторической подоплеке игры, без которой, как не раз отмечалось, игры в памяти людей долго не живут.

Wolfeinstein-3D
Wolfeinstein-3D

Сегодня игру создают одни, продают другие, а совершенствуют (например, дописывают новые уровни к уже существующей игре) – третьи. Вот об этом и стоит поговорить.

Разработчики FormGen порадовали истинных любителей Wolfenstein-3D новым релизом уровней к игре Spear of Destiny. Полностью перерисованные уровни, занимая на 200 Кбайт больше, надолго привлекут приверженцев, пожалуй, оторвав от Doom часть перебежчиков.

Wolfeinstein-3D

Кардинально изменилась цветовая гамма. С самого начала выгодно отличаясь от Doom сочностью продуманных оттенков, игра продолжает развиваться с особым подходом к цветовым гаммам. Аскетические, мрачно давящие каменные стены прежних версий сменились красочным модерновым антуражем из голубого горного хрусталя, подсвеченными изнутри цветовыми панно с южно-колористическим уклоном или, на худой конец, отборным кирпичом с фосфоресцирующей свастикой. На стенах появились картины и фотопанно с архитектурными комплексами побежденных столиц (по уверениям одной моей вполне компетентной подруги, Парижа), на полах расставлены пальмы, и даже бочки с горючим из стандартных деревянных стали металлическими, выкрашенными в весенний зеленый цвет. Встречающиеся рыцари вместо классического тевтонского имеют облик идальго. Повсюду расставлены чучела чудовищ, которые порой трудно отличить от истинных врагов.

Wolfeinstein-3D

Изменились герои (количество очков за их уничтожение осталось прежним). Мешковатая коричневая форма солдат рейхсвера (100 очков) заменена на зеленый цвет, синюшные ранее эсесовцы (500) наконец-то получили привычную черную форму. Угловатых кудлатых дворово-коричневых овчарок (200) сменили изысканные сине-бежевые доги. Серые охранники (400) остались, зато вместо пятнистых стрелков зондеркоманды на средних этажах появляются страж-птицы (700) с автопулеметом в каждой из лап. В числе монстров – традиционный обер-мутант, бегающий как живчик седобородый дедуля, механический робот (все по 5000), и как венец, уже после взятия Копья Судьбы, – исчадие ада, ископаемый звероящер, окруженный многочисленными зелеными облачками, видать, душами партайгеноссе, никак не находящими успокоения.

Wolfeinstein-3D

Не менее интересен выбор атрибутики. Разноцветные электронные взрыватели, золотые гири и рации выполняют роль призов ничуть не хуже исходных корон, да еще и намекают на современность. На фоне сине-зеленых суперпилюль, которые дают 100% здоровья из любого состояния и 25 зарядов, изначальные курочки, до сих пор сиротливо разбросанные в количестве 2-3 на уровень, выглядят убого. Аптечки теперь, как и ящики с патронами, хранятся штабелями – иначе с монстрами не справиться.

Wolfeinstein-3D

Резко повысилась сложность игры. Умалчиваемые соглашения ранних версий (не иметь более одного-двух тайников в одноцветных стенах, не прятать ключи и лифты в тайниках и даже не толкать одну и ту же панель дважды) отброшены. Порой вас явно провоцируют – вы можете битый день искать замаскированный проход к манящему меж колонн золотому ключику, пока не обнаружите истинный ключ совсем в другом месте. Уже на первом этаже добраться до второго ключа можно только через секретную панель. Ее найти, правда, легко; на шестом этаже гораздо труднее. На седьмом за "секретом" спрятан уже первый ключ – после стремительного пробега по голубой спирали и "разборки" с персоналом нужно толкнуться в стенку. Есть и секретные этажи – лифт, ведущий на 19-й этаж, как и ранее, блестяще замаскирован на четвертом. Так что даже на "детском" уровне сложности весь лабиринт сразу не пройти, придется основательно поломать голову. Что же касается высшего уровня сложности – сильно повысилось взаимодействие героев: окружают в клещи и "делают" мигом, либо затаиваются рядом с аптечкой. Раньше били числом, теперь умением – за счет неудобных лабиринтов и мощности злодеев.

Wolfeinstein-3D

И, наконец, полностью переписаны звук-эффекты. Клацание дверей сменилось могучим скольжением по роликам. Короткий взвизг умирающих собак заменен переливчатыми подвываниями до 5 секунд, практически не отличимыми от настоящих. Выкрики даже одинаковых персонажей более разнообразны. И тут-то имеющие полноценные звуковые карты могут понять смысл происходящего: к хохдойчу добавился еще один язык. Теперь понятны и пальмы, и южно-европейский стиль столовых, и идальго, и роскошные доги: часть героев окликает тебя перед выстрелом словом "Амиго!". Так что призрак успешно ходит по Европе и вполне современен…

Wolfeinstein-3D

С 1982 года все более ветвящаяся, ставшая уже корпорацией фирма Apogee Software, как видим, не забывает развивать в интересном направлении старые детища. Вкупе с рождественским вариантом, всего можно насчитать уже с дюжину различных вариаций "Волчьего Логова". И мечтается мне, что к ноябрю (дню образования фирмы) бродящий призрак вполне может приблизиться к нам с вами. Благо поводов для этого как наша сегодняшняя жизнь, так и дата обещают вполне достаточно… То-то сыграем!

Статья опубликована в журнале "КомпАс" №5, 1995 г., стр. 56.